14 мин.

1973/74: теперь не «гладиаторы», а «зодчие» - третий сезон ташкентского«Бинокора»

Самым главным событием, случившемся в Ташкенте в хоккейное межсезонье-73, для стороннего наблюдателя стало, наверное, переименование команды. В нем не было алма-атинской драматичности, когда по желанию главы Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР «Автомобилист» чуть не прекратил своего существование (точнее из-за его нежелания поддерживать хоккей). Смена названия связана с переводом команды из ташкентского отделения всесоюзного ДСО «Спартак» в республиканское ДСО «Мехнат», что по-узбекски значило «труд», которое отвечало за спорт и физическую культуру в узбекистанской промышленности. Причина прозаическая – финансы. Организации, входившие в трест «Главташкентстрой», именно на его балансе с лета 1973 года оказалась команда, имели больше возможностей осуществлять дополнительные выплаты к окладам спортсменов, чем спартаковцы, подотчетные Центральному совету Общества. В связи с этим и новое имя – «Бинокор», что в переводе – «строитель». Один раз встретил, довольно романтический вариант – слово перевели как «зодчий». Правда, не все сразу заметили это – календари-справочники, выпущенные в ряде городов, еще несколько лет именовали ташкентцев по-старому. Да и для команды в основном все осталось по-прежнему – тот же старший тренер, тот же начальник команды, та же тренировочная база, тот же дворец спорта, те же болельщики.

Эмблема ДСО «Мехнат» (1950-е годы)

Флаг ДСО «Мехнат» и его фрагмент с эмблемой крупным планом (1980-е годы)

Памятный знак призеру первенства ДСО «Мехнат» по хоккею

Про сам «Главташкентстрой» в сети нашел немного – два абзаца в старом путеводителе более чем шестидесятилетней давности, два варианта одной фотографии сделанной немецким туристом, на котором здание, где размещалась руководство треста, да информацию, что этого дома больше нет – снесено при реконструкции центра города.

1986. Вариант фото от художественно-исторического альманаха «Письма о Ташкенте» (mytashkent.uz). Новое здание цирка построено в 1976 году, а одним из его архитекторов является Г.М.Александрович, тот что возглавлял авторский коллектив проектировщиков ЦЗС «Юбилейный»

Вот что написано в кратком справочнике-путеводителе «Ташкент» под общей редакцией Р.Г. Гулямова (Государственное издательство Узбекской ССР, Ташкент, 1957 год):

«Увеличивающийся объем строительных работ, непрерывно повышающиеся требования к строительству потребовали изменения структуры строительных организаций. По примеру Москвы, Ленинграда и других крупных городов многочисленные мелкие строительные организации Ташкента слиты в трест «Главташкентстрой». Это мероприятие дало возможность значительно упростить управление стройками, сократить административно-технический персонал, централизовать транспорт.

В течение шестой пятилетки «Главташкентстрою» предстоит сдать в эксплуатацию большое количество жилых домов, 17 школ, 17 детских садов и 19 яслей, 5 бань, 1 банно-прачечный комбинат, 4 кинотеатра, несколько зданий для вузов, а также освоить значительный объем работ по промышленному строительству.».

(Шестая пятилетка – это шестой пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1956-60 годы.)

1986. Вариант фото от немецкоязычного сайта hpgrumpe.de (автор Ганс-Петер Грумпе / Hans-Peter Grumpe)

На этом снимке слева виден памятник семье кузнеца Шоахмеда Шамахмудова, принявшей в годы Великой Отечественной войны пятнадцать детей из разных республик СССР. Тех, кто потерял родителей и был эвакуирован в Ташкент. Среди детей, усыновленных Ахмедом и его женой Бахри Акрамовой, были русские, белорус, молдаванин, еврейка, латыш, казах, немка и татарин.

Ахмед и Бахри с усыновленными детьми

Монумент был установлен перед дворцом Дружбы народов 26 мая 1982 году, а апреле 2008 году перенесен на окраину города к кольцевой дороге за вещевой рынок «Ипподром». Официальная причина - переименование площади. Тогда шла борьба с любыми отголосками советского прошлого. Вновь открыт на прежнем месте 9 мая 2018 года. Шамахмудовы окружили обездоленных ребят заботой и любовью, обучали, воспитывали и вырастили всех достойными гражданами. Примеру супружеской пары последовали очень многие жители Узбекистана, куда были эвакуированы свыше 200 тысяч детей. В годы войны на фронтах воевало более одного миллиона четырехсот тысяч жителей Узбекистана. А в саму республику из разных районов европейской части СССР было эвакуировано свыше полутора миллионов человек, в том числе дети. Семья, как и сам памятник, стали одними из символов сплоченности многонационального советского народа, а также милосердия и гуманизма узбекского. В самом Узбекистане жило более ста наций и народностей, а дружба народов была чуть ли не основой концепцией, чуть ли не главным трендом Узбекской ССР.

Шавкат Закирович Гафуров «Яблоки 45-ого» (1988 год)

Вернемся к ташкетскому хоккею. И к изменениям в составе команды. Календарь-справочник «Хоккей 73-74» (Ташкент, издательство ЦК КП Узбекистана, сдано в набор 10.10.1973 года) перечисляет всех «хоккеистов, которые находятся в коллективе со дня его образования… вратарь Евгений Подъянов, защитники Сергей Бизяев, Владимир Прокопьев, Вячеслав Орчаков (капитан команды), нападающие Борис Новиков, Юрий Фомин, Игорь Власкин, Геннадий Гусев, Виктор Пашнин.» А где же Александр Стеблин? В интервью ТАСС в октябре 2017 года он говорил следующее: «Я там отыграл только три года: у меня жена там не захотела жить, там летом жарко, да и мне самому не очень уютно было играть. Я любил зиму и когда был в Сибири и видел снег, то на душе было спокойней, одному жить было сложно.» Если три года, то он покинул Ташкент летом 1974 года. В «Википедии», источнике, правда, не самом надежном, указано, что Стеблин за «Спартак» (Ташкент) играл два сезона – 1971/72 и 1972/73. На «Форуме хоккейных статистиков имени Виктора Малеванного» защитник в сезоне 1973/74 значится в команде «Аппатитстрой» из города Аппатиты, которые пришли из класса «Б» . Справочник «Отечественный хоккей. Первый-четвертый эшелоны 1970/71 - 1974/75» под общей редакцией Александра Серебренникова тоже считает Стеблина игроком «Аппатитстроя», а не «Бинокора». Однако, как игрока «Бинокора» его помнит Сергей Бизяев, с которым они конкурировали при тайном голосовании на выборах нового капитана команды в 1974 году. Игроки против статистиков. Принимаю сторону первых. Еще есть расхождения между справочниками и воспоминаниями относительно трех форвардов: Константины Юфы, Бориса Куренного и Александра Корнаухова, а также универсала Анатолия Слухова, который мог играть и в атаке, и в защите.

В обороне Александр Стеблин (№ 2) и Сергей Бизяев (№ 19). Фото из архива С.А. Бизяева

Из команды ушел третий вратарь Вячеслав Сыров. В официальных матчах чемпионата СССР он так и не сыграл за ташкентцев. На эту роль, не гарантирующую даже включения в заявку на матч, пришел Анатолий Заплаткин, воспитанник школы ЦСКА, имевший опыт игры в Ангарске и Днепродзержинске. Вместо уехавшего домой тренера Л.С. Гусева, Валентин Григорьев стал помощником Г.И. Андрианова. В тренеры, но играющие, перешел и еще один защитник – Александр Зарубин. Его командой в сезоне 1973/74 стал «Дизелист», он будет самым результативным игроком обороны пензенцев – 9 шайб.

В защитников переквалифицировались нападающие В. Орчаков и В. Каменев. И еще одного форварда – новичка двадцатиодноголетнего Игоря Минаева – тренеры отрядили в оборону. В заявке каждого клуба должно быть не больше четырех игроков старше 27 лет, видимо поэтому «Бинокор» пополнился в основным молодыми игроками: защитниками Юрием Никифировским (21 год), Владимиром Орловым (22 года), Валерием Ларюковым (23 года); нападающими Вячеславом Комраковым (19 лет), Владимиром Полухиным (20 лет), Владимиром Горбуновым (22 года). Самым старший был Александр Зачесов (25 лет) из «Тек­стильщика» (Павловский Посад). И еще надо добавить, что теперь руководство «Бинокора» смогло заявить за команду Алексея Гутова и Юрия Самохвалова, пропустивших прошлый сезон из-за разногласий со своим прежним клубом «Сибирью». Другое требование регламента – не меньше трех игроков моложе 18 лет – выполнялось с помощью юниорской команды. Ее игроки - нападающие Роман Камалетдинов с Николаем Висидисом, защитники Николай Бледных с Георгием Шибаевым привлекались к тренировкам с основной командой.

Вот как представил календарь-справочник «Хоккей 73-74» новичков:

Анатолий Заплаткин - вратарь. 1948 года рождения, рост 163 см., вес 59 кг. Впервые выступает за таш­кентский «Бинокор». Воспитанник ЦСКА. До приезда в Ташкент окончил Московский институт физкультуры. Выступал за команды городов Ангарска и Днепро­дзержинска.

Юрий Никифоровский - защитник. 1952 год рожде­ния, рост 178 см, вес 82 кг. Впервые выступает за таш­кентскую команду «Бинокор». Воспитанник ЦСКА. Пос­ледний год выступал за ухтинский «Нефтяник».

Игорь Минаев - защитник. 1952 года рождения, рост 178 см, вес 82 кг. Впервые выступает за ташкентскую команду «Бинокор». Впервые, по просьбе руководителей команды, де­бютирует в роли защитника.

Владимир Орлов - защитник. 1951 года рождения, рост 177 см, вес 83 кг. Впервые выступает за таш­кентскую команду «Бинокор». Раньше выступал за команду из подмосковного г. Ступино.

Валерий Ларюков - защитник. 1951 года рожде­ния, рост 178 см, вес 72 кг. Впервые выступает за ташкентскую команду «Бинокор». Воспитанник саратовского «Кристалла».

Вячеслав Комраков - нападающий. 1954 года рож­дения, рост 185 см, вес 85 кг. Впервые выступает за ташкентскую команду «Бинокор». Воспитанник саратовского «Кристалла».

Владимир Горбунов - нападающий. 1951 года рож­дения, рост 178 см, вес 77 кг. Впервые выступает за ташкентскую команду «Бинокор». Воспитанник подмосковной команды «Кристалл» из г. Электростали.

Александр Зачесов - нападающий. 1948 года рож­дения, рост 178 см, вес 72 кг. Впервые выступает за ташкентскую команду «Бинокор». До этого выступал за подмосковную команду «Тек­стильщик» из г. Павловский Посад.

Владимир Полухин - нападающий. 1953 года рожде­ния, рост 170 см, вес 69 кг. Впервые выступает за ташкентскую команду «Бинокор». Воспитанник команды «Торпедо» из подмосковного г. Подольска.

После того, как вторым тренером стал Валентин Григорьев, поигравший в свое время в Саратове, в команде стали появляться игроки и оттуда, но большинство по прежнему было из Москвы и области.

Календарь-справочник «Хоккей 73-74» о летнем периоде сообщил следующую информацию: «В июле команда приступила к подготовке к новому сезону. Сбор по общей физической подготовке она провела в г. Ступино Московской области. Затем ме­сяц был посвящен ледовой подготовке в г. Электро­сталь. Особое внимание было уделено физической готовности. Не надо забывать, что атлетические кон­диции у команд восточной зоны, где выступает таш­кентский «Бинокор», чрезвычайно высокие.».

Из особенностей сезона - впервые матчи чемпионата страны стали проводить три арбитра: главный судья и два помощника.

Во второй половине сезона 1973/74 капитаном «Бинокора» был Сергей Бизяев. Это стало возможным после подсчета голосов на общекомандном собрании, когда Вячеслав Орчаков уехал домой. Сам он так описывал тебе события: «С тренером немного повздорили. Что-то эмоционально высказали друг другу. С возрастом все тяжелее переносится. И я сказал: «Все, до свиданья! Я поехал отсюда».». Фото из архива С.А. Бизяева

Из игроков пополнивших «Бинокор» ходу сезона выделю Александра Смолина. Впервые в Ташкент приехал хоккеист, выигрывавший чемпионат СССР. В сезоне 1973/74 он успел провести три игры за московский «Локомотив».

Александр Смолин

«Смолин гремел на всю округу. Смолин по Москве котировался. Здоровенный. С обводкой. С катанием. Ну все при нем было. Тренеры ЦСКА, тот же Локтев Константин Борисович, на него уже конкретно делали ставку.» (Л. Рейзер «Неизвестный Харламов»)

«Вот Саша Смолин... Он запросто обводил пятерку соперников. Исполнял цирковые трюки: сближался с защитником и в последний момент перебрасывал шайбу через него, тот едва успевал голову пригнуть, чтобы шайба в лицо не угодила. А Смолин объезжал его на одном коньке. Покидая большой спорт, Александр Альметов вручил Смолину свой свитер с номером девять». (В. Богомолов - партнер Харламова и Смолина по школе ЦСКА - Б. Левин «Три скорости Валерия Харламова»)

«Высоченный, скоростной, праворукий, что особенно ценится в хоккее, Смолин был истинным виртуозом игры. Он проделывал такие трюки, что даже видавшие виды армейские хоккеисты покачивали головами.» (Н. Вуколов «Кудесник Смолов»)

Смолин попал в основу ЦСКА раньше Харламова (стал чемпионом в сезоне 1967/68 (27 игр, 5 шайб), а сезоном ранее было 5 игр и 2 гола), но не закрепился там. В сезоне 1968/69 годов сыграл 31 матч за ЦСКА (9 голов), а в следующем только две игры в чемпионате и был командирован в чебаркульскую «Звезду». После поездки на Урал принял предложение тренера саратовского «Кристалла» Роберта Черенкова и уехал к своим бывшим партнерам по молодежному составу армейцев Александру Сафронову и Борису Ноздрину. В первом саратовском сезоне (1970/71 годов) забил 21 шайбу в 44 играх, а во втором 18 голов в 43 матчах. Затем был «Локомотив». Его старший тренер А.М. Кострюков уговорил вернуться в Москву: «Саша, ну что ты в самом деле в этом Саратове осел? Сам ты москвич, какой тебе смысл там болтаться? Жизнь надо дома обустраивать. А квартиру я тебе пробью». Дальнейшие события сам Смолин в беседе с Николаем Вуколовым описывал так: «Я перешел в «Локомотив». Но что-то там не заладилось, сыр-бор, квартиру мне никак все не дают. Опять в «Кристалл» подаваться? Вдруг звонит мне Борис Павлович Кулагин, он тогда «Крылья Советов» принял и Тарасову решил доказать, что не им одним, ЦСКА и Тарасовым, хоккей-то жив. Он с собой в «Крылья» перетащил из ЦСКА Лебедева, Анисина, Бодунова, Шаталова, Виктора Полупанова пригласил. И мне: «Давай к нам, Александр. Ты меня давно знаешь, я сказал, значит, так и будет. Квартиру я тебе сделаю, будь уверен». И сделал бы. А я дурак, чего-то на месте затоптался, засомневался… Словом, большую ошибку совершил. Уйди я тогда в «Крылья», чемпионом бы Союза точно стал бы. Но… Поиграл еще в «Локомотиве». Настроение было, помню, не очень. Даже и играть уже не хотелось. А в Саратове у нас выходил на лед Валя Григорьев. Он уехал в Ташкент и пригласил меня, было мне тогда 26 лет. Уговорил он, поехал я в Среднюю Азию.»

Солнечногорск, высшие военные курсы «Выстрел». Александр Смолин и Валерий Харламов. «Курс молодого бойца в Солнечногорске с Харламовым проходили – у Тарасова там «батя», командир части, полковник приятелем был, – и он нас, армейских игроков, туда всё время направлял. По разным, правда, причинам. Мы с Валеркой накануне принятия присяги сфотографировались на память.»

В итоге Смолин в сезоне 1973/74 годов станет третьим снайпером «Бинокора» - 20 шайб. Больше его забьют только Владимир Горбунов и Юрий Самохвалов – по 21 голу. У следующего за Смолиным Бориса Новикова – 16 взятий ворот. Будет он и среди главных бомбардиров команды по системе «гол + пас» - 34 очка (20+14). У Горбунова – 35 (21+14), у Самохвалова – 34 (21+13), четвертым стал лучший распасовщик ташкентцев Алексей Гутов – 32 (10+22).

Есть разные данные сколько сыграл Евгений Подъянов - 12 или 13 игр. Количество пропущенных шайб здесь 154, а в общей таблице - 164. Из этого ясно одно, что основным вратарем команды был Геннадий (Зэфэр) Хасьянов.

На основании материалов календаря-справочника «Хоккей 73-74» (составитель В. Григорьев издательство ЦК КП Узбекистана, Ташкент, 1973), сайтов auction.violity.com, diary.ru, dynamo-history.ru, hockeyarchives.ru, hpgrumpe.de, ice-hockey-stat.com, mytashkent.uz, turi-uzbekistana.ru, vexillographia.ru и других.