5 мин.

Хлопкоробы из «Пахтакора». Или садоводы?

В книге Михаила Якушина «Вечная тайна футбола» несколько страниц посвящены годам его работы в Ташкенте.

На всякий случай напомню некоторые достижения этого великого динамовца в качестве игрока: чемпион СССР по футболу – 1935, 1936 (весна), 1937, 1940; чемпион СССР по хоккею с мячом – 1936; чемпион СССР по хоккею с шайбой – 1947; девятикратный обладатель Кубка СССР (хоккей с мячом) и тренера: шестикратный чемпион страны по футболу).

«Как известно, «Пахтакор» – сельское спортивное общество. Так вот, команда в мою бытность там защищала честь колхоза «Кызыл Узбекистон». Его председатель сразу мне сказал: «Товарищ Якушин, колхозной копейки я команде дать не могу, выкручивайтесь сами как можете, переходите на хозрасчет». Вот и весь разговор. Пришлось мне на старости лет стать еще и финансистом. Единственным источником получения денег для команды были сборы с матчей. Значит, надо каждый матч проводить на пределе возможностей, а то ведь зрители не пойдут на стадион, и касса окажется пустой. А оплачивать нам надо поездки на учебно-тренировочные сборы и календарные матчи, проживание в гостиницах, питание, да мало ли расходов у команды мастеров! Вот и пришлось считать каждую копейку. Достали мы, помню, расписание железнодорожных и авиационных рейсов по всей стране, и я скрупулезно выбирал наиболее короткие, и, следовательно, более дешевые маршруты передвижения. В колхозе специальный счет открыл для команды, на который перечислялись деньги, полученные от сборов с товарищеских и календарных матчей «Пахтакора». Я, как человек въедливый, все это тщательно контролировал. И ничего, обходились, в свою смету укладывались, дотаций не просили, а в сезоне 1966 года даже прибыль имели».

В интернете есть свидетельства тому, что команда представляла колхоз «Кзыл Узбекистон» (встретил несколько вариантов написания; перевод на русский – «Красный Узбекистан»). Например, программки. Вот шестидесятых годов.

Самая «юная» из увиденных, относится к сезону 1975 года.

Но, думаю, что «Пахта» еще долго была на балансе колхоза. А с чего бы это вдруг, в начале восьмидесятых учебно-тренировочная база команды переехала из Ташкента в поселок Кибрай – центр Орджоникидзевского района столичной области? Именно в этом районе и располагался этот колхоз. Наверное, на его землях и возвели новую резиденцию для футболистов. И только в конце восьмидесятых могло что-то измениться. Но точных данных, когда пути «Кзыл Узбекистон» и «Пахтакора» разошлись у меня нет.

Сеть помогла найти и руководителя М.И. Якушина. Того, что сказал: «выкручивайтесь сами». Председателя правления колхоза «Кзыл Узбекистон» Героя Социалистического Труда Анвара Эгамназарова. Вот он на фото с секретарем парткома колхоза Абдуллой Соатовым.

А вот А. Эгамназаров выступает на заседании правления колхоза. Оба снимка датируются 1971 годом.

Была начальником у узбекистанских футболистов и женщина. С 1973 года председателем являлась Михринис Убайдуллаева. И она тоже была Героем Социалистического Труда. Звеньевая колхоза имени Сталина Ташкентского района Ташкентской области за получение высоких урожаев сахарной свеклы в 1946 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1947 года удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Руководила хозяйством до своего выхода на пенсию в 1977 году.

Кроме связи колхоза с футболом есть еще один момент, который выделяет его. Под одним из фото, увиденных в рунете, подпись: «Колхоз «Кзыл Узбекистан». Агроном З. Фахтрудинов собирает лимоны».

Получается, что именно в колхозе «Кзыл Узбекистон» началась история знаменитых ташкентских лимонов? Это уже потом возникнет специализированный колхоз–лимонарий. А сначала там – у «пахтакоровцев»! Лимоны не выращивали в Узбекистане. Здесь для них неподходящие зимы. Но ташкентский селекционер, потомственный садовод Зайниддин Фахрутдинов (его фамилию тоже пишут по-разному) смог районировать их в резко континентальном климате. И более того, вывел новые сорта с высокой урожайностью и прекрасным вкусом. (Увидев в магазине оранжевый душистый лимон, вспомните, что он имеет некоторое отношение к футболу). Его исследования привели к созданию в Узбекской ССР новой отрасли садоводства. Получается что, ташкентских футболистов можно было называть не только хлокоробами, но и садоводами?