8 мин.

Не расстаются любя

Не хочется верить, что большой фигурнокатательный сезон всё-таки завершился. И самое грустное, что нас ожидает расставание со многими любимыми фигуристами, которые покидают большой спорт. Одно утешает, что в минуты невзгоды есть такая отдушина, как собственный блог, в котором можно иногда излить душу. 

Хочу извиниться перед своими читателями, что не смогла, как хотелось, прокомментировать только что закончившийся чемпионат мира, впрочем, мне и увидеть его толком не удалось. Но посмотрев в записи выступление танцевальных дуэтов и почитав комментарии, поняла, что не могу утаить «собственное видение». 

Танцевальный турнир в отсутствие корифеев Тессы Виртью – Скотта Моира и Мэрил Дэвис – Чарльза Уайта кому-то наверняка представлялся скучным, бедным, серым, хмурым – эпитеты можно подобрать любые, – но этого не случилось. И в этом как раз заслуга вышеназванных пар. Попробую объяснить. Серебряный призер на стометровке чемпионата мира-2013 Джастин Гэтлин в одном из интервью признал закономерность своего поражения Усейну Болту: «Все эти дни я думал, что сумею победить Болта, но ближе к финишу финала видел только его длинные ноги впереди. После решающего забега я подошел к нему и сказал: «Ты основная причина, почему я бегаю столь быстро». Так и высокий уровень технического мастерства, исполнительской и поведенческой культуры Тессы и Скотта, Мэрил и Чарли ещё долгое время будет служить маяком для всего танцевального мира.

Самое удивительное, что именно в отсутствие лидеров мирового ФК турнир в Сайтаме не только и не столько ранжировал пары, сколько как рентгеном высветил «скелеты в шкафу» каждого дуэта. И главное для меня, что распределение мест среди четырех дуэтов, основных претендентов на мировую корону, не только по-спортивному справедливо, но и справедливо по-человечески.

Перед чемпионатом  (после снятия с турнира Бобровой - Соловьёва), из всех возможных, самым прогнозируемым был следующий расклад: 

1. Елена Ильиных – Никита Кацалапов 

2. Натали Пешала – Фабьян Бурза 

3. Кейтлин Уивер – Эндрю Поже 

4. Анна Каппеллини – Лука Ланотте

Получилось же с точностью наоборот. 

Ильиных – Кацалапов позиционировались как основные претенденты на «золото». Их претензии основывались на заслуженной «бронзе» сочинской Олимпиады, на очень высоких, сопоставимых лишь с североамериканскими парами, баллах за эффектную произвольную программу, на харизматичности самих фигуристов, подкреплённой мощью и одновременно мягкостью конька. Однако обидный, но грубый срыв ключевого элемента – твизлов – в короткой программе похоронил надежды Лены и Никиты на «золото» чемпионата мира (зря Морозов победно вскинул руку после проката своих подопечных). Случайность? Нет и ещё раз нет! В современных танцах невозможно технические огрехи перекрыть красивым исполнением и ярким представлением. Нельзя же, например, в театре яркими декорациями отвлечь от плохой игры актёров. Поймите меня правильно: упрекать ребят в технических недоработках я не собираюсь. Ещё в начале сезона я писала, что раз за разом обе программы шедеврально катать они не смогут, но на одном турнире в состоянии выдать максимум. И здорово, что всё получилось именно на Олимпиаде. Скорее, не могу понять и принять наше ФК-сообщество, которое с первой минуты появления младенца на свет, т.е. уже с дебюта ребят на международной арене, требовало от них только побед. Понимаю, что не в традициях советского спорта и спортивных танцев в частности опускаться ниже первого места, но иногда стоит проявлять адекватность сложившимся реалиям и не торопить события. Всему своё время и для каждого оно своё. Хочу сказать ребятам спасибо за этот непростой, неоднозначный, но славный год: олимпийская «бронза» дорогого стоит. 

мимим

Я никогда не болела за французскую пару Пешала – Бурза, но даже в записи отчётливо, до каждой нервной клетки, чувствовалось, что ребята катают в последний раз. Это было щемяще и невероятно технично. Нет, не капризная, а нежная и загадочная Натали парила на льду, и не тщедушный принц, а великодушный и благородный Фабьян был рядом. Это был лучший прокат лучшей программы за их карьеру. Заслуживал ли «Маленький принц» большего? Безусловно. Но я уже писала, что лимит ошибок французами давно исчерпан, а они взяли и наошибались в финнстепе. А кто сказал, что третье место чемпионата мира плохо – ведь это лишь второй мировой подиум за всю их долгую карьеру. И, в отличие от Ниццы, такая «бронза» очень даже благородный металл.

тмтм

Но если к французам я всегда была равнодушна, то канадцев Кейтлин Уивер – Эндрю Поже любила всегда. Они сразу сразили меня своей безупречной стильностью. Эту пару хочется назвать «мы нежное эхо друг друга». Присмотритесь к Эндрю, кажется, что весь смысл Вселенной заключён для него в Кейтлин. Кейтлин хмурится – Эндрю печален, Кейтлин веселится – Эндрю счастлив. Этот дуэт давно мог стоять на пьедестале. Ещё на московском чемпионате мира они выдали два изумительных по красоте проката и после фатальной ошибки фаворитов – французской пары – с полным правом могли занять третью строчку в итоговом протоколе. Однако дорогу перешли брат и сестра Шибутани (поэтому я их и не долюбливаю). А затем во Французской Ривьере, в Ницце, «египетская мумия» – ПП Пешала – Бурза – похоронила лучшую программу сезона «Маладе». Был шанс отыграться в канадском Лондоне, но травма и не слишком удачное начало сезона не позволили дуэту подняться выше пятого места. 

И вот кульминационный момент танцевального турнира – выход последних участников Уивер – Поже.

иимитм

При шедевральном прокате канадцы вполне могли рассчитывать на «золото», при безошибочном – на «бронзу», и этой медали неизбалованные наградами канадцы, думаю, были бы рады. При самом неблагоприятном исходе они становились четвёртыми, но такой вариант развития событий для пары с чуть ли не лучшим ПП сезона – изумительным «Танго» – мог присниться только в страшном сне, но из «иезуитских» планов арбитров вряд ли исключался. Никак не предполагалось «серебро», поскольку разрыв между двумя лидирующими парами в текущем протоколе был минимальный.

Однако, при всей моей любви к этой паре, прокат произвольной программы  в Сайтаме особого впечатления не произвёл. Мне кажется, выступление в Сочи было более проникающим по глубине. Но я понимаю, что цена проката на первенстве мира была очень высока, и искренне рада за ребят, Анжелику Крылову и Паскуале Камерленго. Уверена, что такой успех, а «серебро» ЧМ – несомненный успех, должен вызвать душевный подъём и у спортсменов, и у тренеров, и столь плодотворное сотрудничество непременно продолжится.

И наконец Анна Каппеллини и Лука Ланотте. Выше я уже написала, что считаю победу итальянцев справедливой и заслуженной, теперь объясню почему. 

мсииси

Мне всегда нравились итальянцы, и я всегда огорчалась, когда читала пренебрежительные высказывания об их катании, повторяющиеся из комментария в комментарий. Прекрасно помню, как они появились на мировой арене. О «маленьких» итальянцах специалисты, подчёркиваю – специалисты, заговорили как о паре с бОльшим будущим, чем у более известных в то время «больших» итальянцах Федерика Файелла и Массимо Скали. Пару отличали хорошие линии, легкость конька, чистое исполнение элементов, музыкальность и изысканные наряды. Могу назвать как минимум три их интересные программы: «Шербурские зонтики», «Дорога», Латина, о которой Жулин в прямом эфире отзывался как об одном из самых характерных танцев в исполнении Анны и Луки. Помню, что отмечали потрясающие тренировки и разминки итальянцев, где у них получалось практически всё. Некоторое время пара занималась у французского тренера Зозуи, которая как раз славится постановкой техники, но, видимо, желание более быстрого прогресса вынудило их уйти к Шпильбанду. Позже в их группу пожаловали более звёздные Пешала – Бурза, и, наверное, им непросто было пережить внимание Игоря к этой паре. 

Они упорно продвигались по турнирной лестнице вверх, но им всегда чуточку не везло. Знаковым для Анны и Луки стал прошлый сезон, в начале которого на одном из турниров они в КТ получили оценку за технику выше, чем Виртью – Моир. Весь прошлый сезон специалисты сравнивали модерновую постановку «Черная Кармен» и более классическую – итальянцев, и некоторые их них отмечали выигрышность постановки итальянской пары, например, лучшее обыгрывание музыкальных нюансов и большую эстетичность. И технически Анна и Лука прошлый год провели очень сильно. Достаточно вспомнить, что они были третьими в произвольной программе на чемпионате мира, а на Европе обыгрывали обе наши пары оценкой за технику. И на только что закончившемся чемпионате мира Каппеллини – Ланотте были на голову сильнее соперников в коротком танце. Их финнстеп – один из лучших в сезоне. А близость высокой награды не вскружила итальянцем голову, и произвольную программу они откатали очень ровно, что позволило им обойти соперников пусть с минимальным, но преимуществом. Очень интересно было наблюдать за их реакцией на оценки. Думаю, ребята понимали, что после безошибочно исполненного лёгкого и игривого хореографического шедевра медаль они себе обеспечили. И когда, Анна, осознав, что медаль, как минимум серебряная, точно будет, заплакала, я заплакала вместе с ней. Их счастье было настолько искренним и глубоким, что даже «золото» ничего не изменило: главное – у них наконец-то есть награда мирового первенства. 

Победу итальянского дуэта на чемпионатах Европы и мира многие посчитали невероятным стечением обстоятельств, элементом случайности, которые изредка, но случаются в большом спорте. Допускаю, что эта была случайность, как отсутствие заранее предсказуемого плана, но что ещё в спорте более ценно, чем победа вопреки всему?

 

P.S. Огромная благодарность Darling  за бескорыстную и своевременную помощь.

С уважением ко всем любителям ФК, Бичуния. До встречи в новом сезоне!