9 мин.

Катя д’Арк

Есть люди, от самого рождения принадлежащие миру больше, чем самим себе. Такие люди, а вернее души, помимо выполнения индивидуальной кармической программы, помимо накопления определенного личного опыта, приходят на Землю еще и с неким символическим посланием остальным. Посланием, которое зашифровано в событиях их собственной жизни, в большинстве случаев – драматической. Но именно таким людям – как никому другому – подходит определение «поцелованные Богом». Эти люди – герои.

Шесть веков назад во Франции – ослабленной, униженной, раздираемой внутренними противоречиями и подошедшей к краю национальной катастрофы из-за угрозы потери суверенитета – появилась такая, избранная небесами, девушка, сумевшая целую страну отвести от этой пропасти. И пусть историки до сих пор спорят о сословном происхождении Жанны, действительном финале непростой судьбы этого исторического персонажа, налицо мы имеем неоспоримый факт – на целые века в памяти всего человечества сохранилась легенда о девственнице, спасшей Францию, а позже преданной своим же королем и взошедшей на костер. Легенда, воспроизводимая в школьных учебниках как подлинный факт и по сей день – через столько-то столетий! – будоражащая умы деятелей искусства и науки. Легенда, заставившая католическую церковь через пятьсот лет признать собственную неправоту и причислить Деву Орлеанскую к лику святых.

Конечно, в век глобализации и тотального распространения информационно-коммуникационных технологий, предоставляющих каждому человеку невиданные ранее возможности быть услышанным, увиденным, прочитанным – пусть хотя бы и сотней, хотя бы и десятком людей, но все же, в век, когда умами правят СМИ, а не подвиги, мечтать о появлении личностей подобного масштаба не приходится. Эпоха героев безвозвратно уходит. Скорее всего, мы живем во времена, когда миру, уткнувшемуся в экраны бесчисленных гаджетов, являются последние из оных.

У режиссера Сергея Мирошниченко есть замечательный проект – документальный сериал «Рожденные в СССР». В 1989 году из нескольких сотен семилетних ребят Мирошниченко отобрал двадцать малышей, чтобы в последующем каждые семь лет вновь и вновь возвращаться к ним вместе со съемочной камерой и ее оком фиксировать изменения, происходящие в судьбах избранных героев, эволюцию характеров и то, как неостановимый ход истории будет отражаться в зеркале отдельных, частных человеческих историй. Случайно то или нет, но главными действующими лицами этого сериала стали дети, рожденные в начале 1980-х годов. С тех пор прошло более двадцати лет: дети выросли, их судьбы, как и страна, в которой они родились, претерпели грандиозные изменения, характеры выкристаллизовались, во многих случаях – совсем не в алмазы, а сам проект из кокона художественно-документального произведения трансформировался в масштабный философский текст. Текст, подвигающий к размышлениям об исторической судьбе целого поколения людей.

Поколение советских детей, рожденных в начале 80-х, неоднократно называют – с точки зрения исторической перспективы – поколением «потерянных». Воспитанные в самом нежном возрасте на романтических идеалах октябрятского и пионерского движения, подростками эти ребята, вместе со своими семьями, попали под безжалостный маховик государственных реформ, главными приметами которых стали продовольственный дефицит, дикость нравов лихих 90-х и бесконечные путчи, случавшиеся в черно-белых телевизорах с пугающей регулярностью. В такой обстановке эти дети – только-только вступившие в пору сознательных размышлений, но уже перемолотые маховиком – оказались потерянными: занятые вопросами буквально физического выживания, их родители не заметили, что дети потеряли прежние мировоззренческие ориентиры - в последующем это вылилось в то, что к тридцати годами люди, выросшие из этих детей, оказались не способны дружно реализовать творческий, лидерский, созидательный потенциал своего поколения. Это поколение действительно потерянное, а именно: оно не смогло массово выдвинуть своих лидеров, ему не удалось массово проявить себя на ключевых точках роста общественной духовности и экономической безопасности, оно оказалось не готово массово и эффективно интегрироваться в деятельность всего общества, взамен этого породив небывалое количество сомневающихся в своих силах, своем предназначении искателей-неудачников и мировоззренческих бродяг и бездомцев. Это поколение упустило свой исторический шанс сказать миру – да хотя бы родной стране - свое веское слово состоятельности, ибо последующие поколения, лучше ориентирующиеся в реалиях столь динамично развивающего мира и лучше приспособленные к выживанию в дебрях информационного шума и хлама, уже поджимают со всех сторон, уже – они-то массово! – занимают посты управленцев среднего звена, завоевывают свои золотые медали и выдвигают своих провидцев и духовников (в частности, как бы кто из нас ни относился к поступку девушек из Pussy Riot, следует признать – им, в первую очередь Алехиной и Толоконниковой, уроженкам второй половины 80-х, действительно удалось вовлечь страну, общество, и прежде всего – своих сверстников, в дискуссию грандиозного масштаба и реальных последствий).

А поколение начала 1980-х действительно потеряно. Но это поколение, пусть и не сумевшее соединиться из разрозненных судеб в единый, цельный организм, все же, по словам того же Мирошниченко, является поколением очень сильных духом людей. Людей, которым историческим жребием определено стать дровами, из которых родится пламенный огонь последующих поколений. И что самое заметное, что отличает этих людей от следующих за ними, их весьма важное качество – детям начала 1980-х, несмотря на весь царящий в современности фарс и абсурд, по-прежнему нужны герои. Настоящие, подлинные, честные. Именно герои, а не популярные медиаобразы, легко сменяемые - подобно заставке на рабочем столе компьютера или корпусу мобильного телефона. Может быть, это даже поколение последних людей, способных в общей своей массе на настоящие, подлинные чувства. Чувства такой силы и глубины, которые в скором будущем станут исключением. Эти люди по-прежнему нуждаются в героях – таких, которых – в минуту отчаяния – если и хочется вырвать из души, то только вместе с сердцем.

И в этом поколении – очень редко, почти что в порядке исключения – такие герои появляются. И биатлонистка Катя Юрьева – не знаю, подозревает она сама об этом или нет, - является одним из них. Как бы пафосно это ни звучало и как бы многочисленным критикам спортсменки ни хотелось в очередной раз прошипеть в ее адрес ядовитые комментарии (лучше бы попробовали сначала дорастить масштаб своей личности до масштаба юрьевского). Да, она не смогла реализоваться в качестве великой спортсменки, но зато смогла приобрести статус гораздо более весомый и важный - с точки зрения развития души. Юрьева стала духовной скрепой потерянного поколения, путеводным ориентиром для тысяч своих сверстников, вслед за ней поверивших в свои мечты, – она стала таковым для тысяч отдельных судеб, сумевших от проецирования собственной мечты на одного, отдельно взятого спортсмена перейти к ее непосредственной реализации. Не в этом ли кроется суть феномена любого героя?

В 2009 году, после первого масштабного скандала с допингом в нашей сборной, в обществе – пусть и в формате сетевом – поднялась волна народного негодования такого масштаба, которая не поднималась ни в защиту Егоровой, ни в защиту Даниловой и Лазутиной, ни в защиту легкоатлеток, отлученных от Олимпиады в Пекине. Чести быть поддержанными таким количеством людей не удостаивались (вот что даже странно, ибо в их случаях речи ни о каком допинге не шло и о виновности, пусть и мнимой, спортсменов говорить не приходилось) ни Слуцкая, у которой судьи украли золото Олимпиады Солт-Лейк-Сити, ни Немов, бывший олицетворением русского спорта перед Олимпиадой в Афинах. А за Катю Юрьеву, бывшую к февралю 2009-го лишь единожды чемпионкой мира, народ поднялся. Правда, тогда казалось, что столь громкое праведное негодование – результат годами накапливаемого разочарования, просто звезды сошлись так на небе: и вид спорта популярный, и заговор недружественных сил против отечественной сборной был явно налицо, и градус медальных ожиданий болельщиков перед ЧМ в Корее невероятно зашкаливал. Тогда казалось, что повторение нечто подобного в будущем вряд ли возможно: пройдет время, спортсменку, отбывающую дисквалификацию, постепенно забудут, а любовь сойдет на нет. Но что мы видим? Вместе с Юрьевой, отправленной на два года в ссылку из спорта, из семьи любителей биатлона ушли и тысячи зрителей. Зрителей, которые вернулись к экранам телевизоров ровно тогда, когда на трассу вернулась Катерина. Они, болельщики, тысячами вместе с любимым атлетом пребывали в добровольной ссылке. И готовы повторить этот шаг снова. Не это ли есть суть феномена героя?

***

Лирическое отступление. Лет двенадцать-десять назад казалось, что в спорте есть один человек, который способен стать явленным лидером своего поколения. Речь идет о Плющенко. Однако время это предположение опровергло. Да, Плющенко – великий фигурист, великий спортсмен, великий атлет. Но дальше спорта его величие не распространилось. Масштаб личности оказался не соответствующим. Как бы большего Плющенко-человеку ни хотелось. А ему хочется, ибо всеми своими действиями, решениями, мотивами, озвучиваемыми в интервью, он это подтверждает. Или другой пример - Елена Исинбаева. Она тоже могла стать явленным лидером поколения, но не стала, потому что история Лены – это история захватывающая, но иного порядка. История заплутавшей души, вернувшейся к свету. Для того чтобы стать посланием, ей не хватило трагического финала.

А посланием для своего поколения стала спортивная судьба Кати Юрьевой. Причем, как мне кажется, сама Юрьева-человек предпочла бы от этой доли отказаться. Но почему-то именно эту хрупкую на вид, однако стальную внутри и поцеловал Бог, отправив в этот мир быть спасительной вестью для миллионов людей, пребывающих сейчас в возрасте около и за 30. Да, Юрьева – личность поколенческого масштаба.

***

Жизнь каждого героя пронизана символами. Я помню одно из самых первых и – как сейчас становится ясным – знаковых появлений Юрьевой в телеэфире. Шли соревнования на одном из этапов Кубка мира, кажется, соревновательного сезона 2006/2007 года. Женская эстафета. Имя Юрьевой для отечественного болельщика тогда еще ни о чем не говорило, она только-только пробивалась из числа запасных в стартовые протоколы и в той эстафете не участвовала. Тогда примами были другие. Но пару раз телекомментатор фамилию Кати упомянул – как спортсменки, подающей надежды и готовой усилить состав сборной, ослабленной уходами иных в декрет. Фамилию Юрьевой я тогда услышал впервые. И впервые ее увидел – иностранный телеоператор, словно услышав нашего комментатора, в какой-то момент выхватывает из толпы болельщиков улыбчивую, солнечную Юрьеву, в поддержку подруг размахивавшую огромным российским триколором и влюбившую в себя одномоментно изрядную аудиторию. В этой телекартинке был явлен символ – вот и спортивная судьба Кати по большей части словно прошла не на самой трассе, а возле нее. И флаг в ее руках тогда оказался не случайно. Все знаки сошлись. Свою главную победу Катя одержала не на трассе. Она, победа, была одержана в сердцах и умах болельщиков. Таких же настоящих, истинных, честных, каковым героем является сама Катя.

Ну а дальше можно лишь вскользь пройтись по местам, ставших для Кати знаковыми. Антхольц. В январе 2009 года она уезжала из него в майке лидера мирового пелотона, туда возвращалась она в своих одиноких тренировках в годы забвения, там прошла она самый трудный круг своего возвращения в 2013-м. Эстерсунд. Именно он стал счастливым для нее в 2008-м, именно здесь робкая надежда вновь обрела силу в декабре 2013-го. Загадывать наперед – неблагородное дело, но если бы… если бы… Если бы Юрьева – стечением каких-то невероятных обстоятельств – в 2018-м вернулась бы в Пхенчхан, то сюжет – спустя 9 лет - закольцевался бы, и это была бы самая красивая история из всех спортивных, когда-либо мной виденных…

Юрьева поцелована Богом. Осознает ли она сама того или нет. Юрьева принадлежит миру больше, чем самой себе. Очень хотелось бы, чтобы она – после известных событий – не исчезла с горизонта своего поколения. Потому что потенциал ее жизненного сюжета, как я смею догадываться, еще вовсе не исчерпан. Ее, как и Жанну, видимо, предадут собственные же короли. Ей, скорее всего, предстоит взобраться на костер. Но история этого героя только начинается. Потому что такому, как мне – слабому – человеку перед глазами всегда нужен пример истинного героя. Под знаменами которого я сам готов совершить подвиг.