8 мин.

А кому ехать за дополнительной квотой на Олимпиаду? Похоже, самые большие шансы – у Самарина

Всего через 2 недели станет понятно, сколько одиночников Россия повезет на Олимпиаду в Пекине. Две квоты есть уже точно, а за третьей может поехать любой взрослый фигурист, кроме Евгения Семененко и Михаила Коляды, которые представляли сборную на ЧМ в Стокгольме.

Это правило – новинка от ISU: по старому регламенту результатов Коляды и Семененко было бы достаточно для безусловных трех олимпийских лицензий. Поправку ввели для того, чтобы страны с 1-2 сильными фигуристами (как Испания в эпоху Фернандеса) не привозили на Игры статистов, которые никогда не завоевали бы квоту собственными усилиями.

Правда, пострадали в результате интересы куда более сильных федераций. Кроме нас за дополнительные квоты в мужском одиночном будут биться Франция, Канада, Корея и США – последним предстоит к тому же подтверждать путевку в женском катании.

Пока у наших парней есть только один серьезный соперник – Винсент Чжоу, который потерял третью американскую квоту на ЧМ и теперь едет за реваншем. На Lombardia Trophy (он шел параллельно с контрольными прокатами) есть конкуренты за олимпийские путевки: Адам Сяо Хим Фа – 2-й, Владимир Литвинцев – 4-й.

На Nebelhorn Trophy сразу пять претендентов. Самые очевидные – Игнатов, Самарин и Кондратюк

UPD. Произвольная сильно сузила круг претендентов на Nebelhorn: точно мимо Петр Гуменник, сорвавший прокат, и Марк Кондратюк, которому, учитывая его нулевую репутацию и узнаваемость у международных судей, нужно было кататься не хуже, чем на Кубке Первого канала.

Технически мощнее других после короткой выглядел Макар Игнатов: на два четверных заходили 6 фигуристов из 9, и только Игнатов пошел на более сложный риттбергер вместо сальхова. Но много квадов в произвольной явно топит Макара с его мощным ростом и не лучшей выносливостью: один каскад вместо трех, падение с сальхова и бабочка на акселе нивелируют сложную заявку.

Александр Самарин в олимпийском сезоне вернулся к истокам: метко обозначенному Светланой Соколовской имиджу мужчины без творческих отклонений и четверному лутцу. Саша может показаться старомодным – особенно на фоне современных постановок Гуменника и Мозалева, насыщенной хореографии Кондратюка – но эта старомодность стала частью его своеобразного стиля.

Похоже, произвольная не оставила федерации выбора: ехать за квотой должен именно Самарин. Да, у него не самая сильная техническая заявка дня и пока трудно распознаваемый в произвольной образ Адама, но это абсолютно конкурентоспособно для не самого сильного состава отборочного турнира.

У Самарина есть еще одно преимущество (спорное, но отраженное в протоколах): по компонентам он входит в мировой топ-10 у мужчин, причем стоит выше всех, с кем ему предстоит бороться за квоту в Германии.

***

Изначально представлять Россию в Германии должен был Дмитрий Алиев. Пожалуй, это был самый надежный сценарий: Диме не чужды глупые ошибки в духе падения на дорожке, столкновения с бортом или лишнего прыжка, но даже с ними он не опускается ниже определенного уровня – в том числе за счет компонентов. Этого мало для борьбы на самой Олимпиаде, но достаточно для отборочного турнира, на котором никто не ждет феерии четверных и запредельного риска.

Даже в нынешней неидеальной форме (Алиеву только две недели назад сняли гипс со сломанной руки) Дима выглядел неплохо. В этом сезоне он обратился к репертуару Тессы Виртью и Скотта Моира – Pilgrims on a Long Journey в короткой, вальс Энтони Хопкинса в произвольной. В короткой была та самая лирика, которая стала узнаваемым почерком Алиева: многие парни или боятся за нее браться, чтобы не показаться не мужественными, или рискуют и смотрятся деревянными. В произвольной – вальс, как и четыре года назад в Пхенчхане, но совсем не похожий на бравурный «Маскарад».

У Петра Гуменника, несмотря на критичный для льда рост, остался на месте лутц-риттбергер, но квад и триксель в короткой были сделаны откровенно тяжело, а произвольная и вовсе закончилась четырьмя падениями.

У Андрея Мозалева – вкатанная короткая программа и амбициозный контент с двумя квадами в ней, но с чистотой тоже возникли проблемы.

Самые концептуальные постановки – у Марка Кондратюка. Это пока не стопроцентное попадание, как прошлогодний образ черного лебедя, но ни по одной другой короткой не было видно такого количества затраченных хореографом усилий (кроме, возможно, короткой Мозалева, оставшейся с прошлого сезона).

В произвольной – не самая заезженная в фигурном катании рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»: в группе Светланы Соколовской явно выбрали религиозный уклон на олимпийский сезон. Кондратюк – одно из немногих явлений, за которые можно поблагодарить пандемию: будь прошлый сезон обычным, Марк рисковал остаться больше художником, чем фигуристом.

Стабильность Коляды под вопросом: два четверных в короткой – слишком большой риск

Еще одной интригой контрольных прокатов была премьера новой произвольной Коляды. Прошлогодний «Нуреев», поднимавший зал, задал слишком высокую планку: олимпийская постановка должна быть минимум не хуже.

И «Список Шиндлера» действительно неплох: Мише, как никому другому, идет музыка, в которой вообще нет места аплодисментам. Только скольжение и мелодия – больше никакого фонового шума.

Но у такого выбора есть риски: любая ошибка в такой программе намного заметнее, чем в условных «Кармен» или «Мастере и Маргарите». Все равно, что актеру забыть текст посреди монолога Гамлета, или театральному Ромео во время признаний Джульетте отвлечься на телефонный звонок.

Потенциал в «Списке Шиндлера» просматривается даже при таком прокате. Коляда с его закрытостью и сдержанностью очень правдоподобен в таких образах – ему веришь, как верилось маленькой Липницкой, когда она была девочкой в красном пальто.

Конечно, приди «Список Шиндлера» на предыдущий год, а «Нуреев» – на этот, исторически это было бы правильнее. «Шиндлер» после большинства прошлых программ Коляды выглядел бы настоящим шедевром, а «Нуреев» стал бы логичной кульминацией двухлетнего, как говорит Алексей Мишин, проекта.

Но главное для Коляды (если он претендует на олимпийскую бронзу и попадание в командный турнир, а не только на зрительские овации) – это контент. С прыжками пока много проблем: Миша старательно оглядывался на бортик, заходя на тройной лутц, но все равно не справился с выездом; снова сделал бабочку вместо трикселя; упал с одного из четверных тулупов и сознательно не пошел на сальхов.

Черновой «Щелкунчик», попавший на видео со сборов группы Мишина, смотрелся не слишком убедительно, но и нынешний выбор «Памяти Карузо» в короткой не выглядит оптимальным: с учетом «Списка Шиндлера» в произвольной Коляда собирает комбо из двух трагичных программ. Впрочем, нужно держать в памяти то, что к Олимпиаде может вернуться «Нуреев» – в таком случае, если бы Коляда оставил Чайковского, перекос был бы в сторону балетных постановок.

Пока в стабильную короткую Коляды с двумя квадами верится слабо: в этот раз не получился сальхов, а в каскаде с тулупом прикручен двойной прыжок вместо тройного. На соревнованиях чистый четверной сальхов у Миши получался всего 1 раз – на московском Гран-при 3 года назад – а после злополучной произвольной на Евро-2019 Коляда в принципе перестал его заявлять.

Кажется, стабильная короткая с одним квадом и усложнение в произвольной (то, что делал Мишин в конце прошлого сезона) – куда более безопасная стратегия. Идеальный тройной лутц Коляды стоит около 8,5 балла, примерно столько будет стоить и квад с грубой ошибкой на приземлении. Падение на четверном сальхове и вовсе принесет не больше 6 баллов с учетом штрафа.

Возможно, усложненный контент – репутационный ход. Когда вся молодежь заявляет в короткой по два четверных, становится неуютно от собственной скромной заявки.

Евгений Семененко – автор двух самых эмоциональных прокатов. Его выезды с прыжков все еще напоминают борьбу за приземление, а не за высокие GOE, но серия без единого падения, начавшаяся на ЧМ-2021, так и не закончилась. При этом в произвольной он пошел сразу на три четверных: в Стокгольме было два.

***

Парадокс в том, что участие в Nebelhorn Trophy – большая ответственность при полном отсутствии какой-то выгоды. Если фигуристы из Азербайджана, Финляндии и Великобритании бьются за квоты для самих себя, то в нашей сборной круг претендентов на Олимпиаду слишком большой, чтобы очертить его уже в сентябре. Именно поэтому даже успешный прокат в Германии не гарантирует его автору поездку в Пекин.

С этой точки зрения отправлять на Nebelhorn Trophy того же Самарина, возможно, более правильный тактический ход, чем выбор любого молодого фигуриста, которые только начинают взрослую карьеру на международном уровне, а значит, лишний стресс на дебюте им точно не нужен.

Впрочем, федерация умеет удивлять – это на сто процентов получилось в прошлом сезоне с Семененко. Возможно, неожиданная ставка будет сделана и в этот раз.

Еще больше о контрольных прокатах – в телеграм-канале автора

Фото: РИА Новости/Александр Вильф