12 мин.

Возможно, самая изящная пара фигурного катания: Пападакис и Сизерон изменили танцы, но проиграли Олимпиаду

Если женское катание представить в виде одной точки на карте – останется «Хрустальный» на юго-западе Москвы. Если то же самое сделать с танцами на льду – мир сузится до катка в Монреале, где последние 6 лет оттачивают паттерны лучшие дуэты планеты.

Эти две команды во многом похожи. В каждой – три основных тренера: двое мужчин и одна красивая женщина. Их спортсмены взяли золото и серебро последней Олимпиады, а новые ученики выходят в топ быстрее, чем Щербакова крутит четверной лутц.

Танцы на льду – крайне тенденциозный вид. Здесь можно предсказать результат по составу судейской бригады; спортсмены порой сами не понимают выставленных им технических уровней, а молодежь принято не замечать – в очереди за медалями стоят не один год.

Вырваться из системы удается немногим. За последние 10 лет это происходило лишь дважды: на Олимпиаде в Ванкувере, когда олимпийскими чемпионами стали Тесса Виртью и Скотт Моир, и на Евро-2015, который сенсационно выиграли Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон.

Сегодня французы – четырехкратные чемпионы мира, но их уникальность вовсе не в титулах.

Мечта об Олимпиаде, переезд в Канаду и нелюбовь к коротким танцам

Пападакис было 9, а Сизерону 10 лет, когда они встали в пару. До этого оба никогда не занимались танцами на льду, а Гийом к тому же постоянно падал. Первое время дуэт тренировала мама Габриэллы – пока через 3 года они не ушли к Ромэну Хагенауэру, который работает с ними до сих пор.

На юниорский ЧМ-2013 Пападакис и Сизерон ехали бороться за золото со Степановой и Букиным, но вмешалась травма. На тренировке перед произвольным Габриэлла повредила ногу и с трудом закончила соревнования: прокат даже остановили.

В сочинский сезон французы перешли на взрослый уровень, но не отобрались на Игры. Когда в дежурном интервью после проката пару спросили о долгосрочных целях, Гийом ответил: «Мы хотим взять медаль следующей Олимпиады». За четыре года до Пхенчхана это выглядело шуткой, юношеским максимализмом или безумной мечтой.

Летом 2014-го французы вместе с тренером Хагенауэром переехали в Монреаль. Тогда это была просто строчка в их биографии, но в итоге переезд стал новой точкой отсчета для танцев на льду.

В Монреаль Хагенауэра пригласили Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон – бывшие танцоры, подавшиеся в тренеры после карьеры. Ромэн давно хотел попробовать что-то новое, а канадцы искали креативного постановщика в команду. Хагенауэр не планировал перевозить всю группу, но Габриэлла и Гийом легко решились на переезд.

На канадском катке не делят фигуристов и работу между собой (еще одна параллель с Team Tutberidze), но у каждого тренера есть особый талант. Мари-Франс ставит хореографию: хип-хоп в нынешней произвольной Нэтана Чена – ее идея. Патрис работает над техникой: выверяет уровни, ставит новые элементы. Ромэн оценивает постановки в целом – он стратегический менеджер команды.

Первый же произвольный танец Пападакис и Сизерона в новой группе попал в точку.

Музыка – фортепианный концерт №23 Моцарта, хореография – по мотивам балета «Парк». Постановку приготовили за неделю, но еще несколько часов посвятили занятиям по актерскому мастерству – чтобы добавить танцу чувственности.

Тренеры вспоминали, что не сразу решились на этот материал – тихая, спокойная музыка требовала легкого скольжения и плавных движений. Именно это и станет основой нового стиля – причем не только Пападакис и Сизерона, но и в целом канадской школы. Бессюжетные постановки. Безусильные элементы. Минималистичные костюмы.

Монреаль ввел моду на стационарные поддержки – они смотрятся в танце легче навороченных акробатических упражнений. Канадцы отказались от старомодной концепции «танца про мужчину и женщину»: в группе бывают постановки о любви, но редко – о страсти.

Правда, сейчас, когда в Монреале тренируется едва ли не половина мирового танцевального топа, тренерам приходится придумывать разные стратегии для пар. Но когда Габриэлла и Гийом приехали в Канаду, все эксперименты ставили на них.  

Короткие танцы Пападакис и Сизерон никогда не любили: «Они напоминают шоу со звездами. Вы берете фигуристов и пытаетесь научить их бальным движениям – но это никогда не получится. Сложно сделать короткий танец аутентичным. Хотя есть удачные примеры – в вальсе очень легко плыть на льду. А вот для свинга важно использовать пол: все эти подпрыжки невозможно воспроизвести на катке».

Первый этап Гран-при с новыми тренерами французы выиграли. Следом была бронза Финала (сумасшедший результат для пары, которая всего 1,5 года выступает на взрослом уровне) – и неожиданный европейский титул.

Казалось, золото Пхенчхана предрешено – но иногда тебя обходят на повороте, когда ты ждешь этого меньше всего.

«Отныне мы должны были делиться своими тренерами»

Вернемся в олимпийский Сочи. Золото в танцах на льду разыгрывали два дуэта одного тренера – знакомая драма. Борьба Виртью / Моира с Дэвис / Уайтом началась еще раньше, в Ванкувере, и тогда победили канадцы – домашний лед и прокатанный на одном дыхании произвольный сделали свое дело.

В фигурном катании не любят многократных олимпийских чемпионов. Считается, что это вредит имиджу спорта – зрителям начинает казаться, что наступила стагнация. Чтобы взять второе золото, нужно быть на голову выше соперников – как Ханю в 2018-м или Витт в 1988-м. В танцах на льду до Пхенчхана такое удавалось лишь однажды – Оксане (Паше) Грищук и Евгению Платову. О том, как досталась эта победа, рассказала в книге Татьяна Тарасова.

«Тяжело работали. Как тяжело – не описать, и не то, что описывать, вспоминать не хочется, такая мука наваливалась, такой ужас. Как в страшном сне, снова с побоями, с оскорблениями, с драками, со слезами... Таких, как Паша, у меня за тридцать с лишним лет трудовой деятельности не было никогда… Я боялась, что они себя не преодолеют».

Шансы Виртью и Моира оформить дубль казались более чем реальными – но четырехлетие между Ванкувером и Сочи далось им нелегко. Партнершу преследовали проблемы с бедром – однажды из-за спазмов даже прервали прокат. За 2 года до Олимпиады из команды ушел Игорь Шпильбанд, по-джентельменски оставив бывшей коллеге Марине Зуевой каток и топовых учеников. Был и политический момент: когда у одного тренера оказываются две сильнейшие пары мира, и у одной из них уже есть олимпийское золото, есть соблазн сделать ставки на второй дуэт.

Эта ставка сыграла.

Обычно в интервью Виртью и Моир награждали Зуеву подчеркнуто вежливыми эпитетами, но накануне Олимпиады обида вырвалась наружу.

«Когда делаешь все для карьеры, трудно не догадаться, что Марина, вероятно, не хочет раскрывать полностью наши сильные стороны, потому что они могут оказаться слабостью американцев, –  говорил Скотт и тут же усмехался. – Моя мама считает, что Марина в любом случае проиграет. На самом деле, что бы ни случилось, она выиграет».

На постолимпийский чемпионат мира Виртью и Моир не поехали, потом заявили, что пропускают сезон, следом – еще один. Тогда никто не знал, что на одном из шоу танцоры подошли к Дюбрей и Лозону с просьбой взять их в группу, если вдруг снова захочется в спорт. Тренеры согласились с легким сердцем – в тот момент камбэк Тессы и Скотта казался невозможным.

Но в 2016-м Тесса и Скотт объявили, что возвращаются – и не на прежний каток, а в группу принципиальных соперников.

Меньше всего к этому были готовы Пападакис и Сизерон.

«Атмосфера в группе изменилась. Привычный распорядок неизбежно трансформируется, когда тебе приходится каждый день общаться с соперниками. Отныне мы должны были делиться нашими тренерами. Мы привыкли верить им, не задумываясь, но у североамериканцев все по-другому».

Для тренеров появление Тессы и Скотта в Монреале тоже стало шоком. «Я постоянно думал о том, кто они – и кто мы. Они чемпионы одних Олимпийских игр, серебряные призеры других, знают танцы так, как, возможно, их не знает ни один тренер в мире», – вспоминал Патрис Лозон.

Первый акт двухсерийной танцевальной драмы остался за Тессой и Скоттом: судьи настолько соскучились по ним, что прощали даже несвойственные паре ошибки. В произвольном танце на ЧМ-2017 Моир потерял равновесие и едва не упал – этот вид программы канадцы проиграли, но по сумме баллов взяли золото. 

«На каждом элементы мы мечтали, чтобы они ошиблись. Но они не ошибались»

Дебютный произвольный Тессы и Скотта в новом штабе был скроен точно по лекалам монреальской команды: плавные переходы, бессюжетность, современная музыка. В предолимпийское межсезонье Виртью – Моир отказались играть на поле соперников и выбрали «Мулен Руж». Поначалу избитый мюзикл (кажется, популярнее него в фигурном катании только «Кармен» и «Призрак оперы») выглядел совсем не подходящим выбором для олимпийской программы – тренеров долго пришлось уговаривать на это. На самом деле Тесса и Скотт просто позволили себе делать то, что они умели лучше всего – катать истории.

Но сезон складывался не в пользу Виртью и Моира.

В финале Гран-при оба танца выиграли французы, причем не только техникой, но и компонентами. Судьи будто очнулись и решили, что золото Пхенчхана должно достаться той паре, на которую они ставили почти весь олимпийский цикл.

В Корее Тесса и Скотт выступили дважды: Канада слишком рассчитывала на командное золото, чтобы дать лучшей паре отдых перед личным турниром. Пападакис и Сизерон, наоборот, не выступали – копили силы для главной борьбы. Возможно, это и решило исход Олимпиады.

Платье Габриэллы расстегнулось практически в начале короткого танца. Гийом это тоже почувствовал, но остановить прокат и получить штраф за паузу – добровольно отдать золото.

Формально эту Олимпиаду Пападакис и Сизерон проиграли, разумеется, не застежкой. Незапланированное раздевание никак не сказалось на оценке за компоненты – судьи оценили их даже выше, чем Тессе и Скотту. Все решил уровень дорожки шагов: у французов он был третьим, у канадцев – четвертым.

Произвольный танец Габриэлла и Гийом показывали раньше соперников. Прокат был идеальным: максимальные уровни элементов, сумасшедшие надбавки и близкие к предельным компоненты. Мировой рекорд – каков шанс на то, что Тесса и Скотт смогут откататься так же?

«Я помню, как мы смотрели их элементы, один за другим. На каждом мы мечтали, чтобы они ошиблись – но они не ошибались. Дерьмо, они не завалили. Дерьмо. Дерьмо. Мы не хотели причинять им боль – мы просто думали о себе».

Легко раздавать правильные интервью, когда ты лучший в мире, и судьи тебя обожают. Легко улыбаться на пьедестале, когда ты стоишь на его первой ступени. Легко любить тренера, когда ты для него единственный – можно даже поверить в то, что это твоя вторая семья.

Сложности начинаются, когда то, что ты делал раньше – не работает, а казавшаяся такой близкой медаль откладывается еще на четыре года.

«Мы называем их Gи G. Такое же сочетание было у Гордеевой и Гринькова»

В новом олимпийском цикле Пападакис и Сизерон – снова главная пара своих тренеров. Их основные соперники ушли из спорта – кажется, теперь уже окончательно. Мировые рекорды по-прежнему падают, а восхищенные судьи ставят десятки в компонентах.

В ритмическом танце сезона-2019/20 Габриэлла и Гийом – звезды мюзикла Fame. На фоне множества «Бриолинов» и другой банальщины соперников их аэробика в неоновых костюмах выглядит как насмешка над выбором ISU – не зря Пападакис и Сизерон никогда не любили этот вид программы.

Пападакис и Сизерон смело оделись на ритм-танец: у нее – лосины и голубой купальник, у него – спортивки на завязке и розовая майка

Произвольный французов – попытка выразить стихотворение танцем. Каждое движение имеет смысл и создает историю: «Абстракция и поэзия – два пути, по которым мы шли в прежних произвольных. В этот раз они соединились».

«Мы называем их G и G – по первым буквам имен. Такое же сочетание было у великой пары Гордеевой и Гринькова. Они всегда были вдохновением для меня, возможно, даже причиной, почему я занялась танцами. Да, они были парниками, но все их движения были наполнены легкостью и магией», – рассказывала Мари-Франс Дюбрей.

Проигрыш Синициной и Кацалапову на Евро-2020 казался полной неожиданностью со стороны, хотя сами спортсмены были к нему готовы.

Сенсация в фигурном катании: Синицина и Кацалапов обыграли пару, которая шла за шестым золотом подряд

По словам Габриэллы, они даже думали сняться с турнира: из-за личных неприятностей весь январь Пападакис практически не тренировалась, постоянно плакала и чувствовала себя уставшей. 

«Мы на том этапе карьеры, когда побито множество рекордов, выиграно пять чемпионатов Европы. Зрители ощущают, что наши победы абсолютно нормальны, мы чувствуем то же самое, но из-за этого пропадает драйв. Всегда должны быть взлеты и падения – особенно, если ты катаешься уже 10 лет», – рассказал после серебра Гийом.

***

Главный вопрос современных танцев – как обыграть Пападакис и Сизерона?

Самый заманчивый путь – стать ими. Выучить модную стационарную поддержку, поставить танец-абстракцию и сшить костюм в акварельных цветах. На самом деле, танцам на льду нужно совершенно другое. Им нужна пара-антипод. Пара-вихрь, которая ворвется в этот спорт с чем-то принципиально новым. Пара-искренность, которая может честно сказать о том, что не любит короткие танцы и желала провала соперникам.

Ведь копии еще никогда не оказывались лучше оригинала.

Следить за фигурным катанием интереснее, подписавшись на телеграм-канал автора

Фото: Gettyimages.ru/Jamie McDonald, Atsushi Tomura, Jamie Squire, Ryan Pierse, Maddie Meyer, Maja Hitij; globallookpress.com/Peter Kneffel/dpa, Bai Xuefei/Xinhua; instagram.com/guillaume_cizeron