9 мин.

Четверные прыжки у фигуристок – тренд сезона. Пытаются даже 10-летние

Революция Трусовой и Щербаковой.

Под Новый год группа Тутберидзе потроллила болельщиков видео, где Алина Загитова прыгает на удочке четверной флип. Да, до соревновательной попытки может пройти еще целая вечность: без подстраховки не будет ни нужной высоты, ни уверенности на заходе.

Но даже олимпийская чемпионка понимает: до прихода новых конкуренток, для которых каскад лутц-риттбергер – не гвоздь программы, а передышка после четверного, ей осталось откататься ровно один ЧМ. А о том, как быстро оценка за компоненты растет у техничных, стабильных и голодных до побед экс-юниорок, Загитова знает прекрасно.

Первенство России-2019 выиграла Александра Трусова, идеально прыгнувшая в произвольной два четверных тулупа, один из которых в каскаде с тройным. 164,44 балла – столько у девушек не набирал никто в мире. 92,68 за технику – больше, чем у любого из призеров Первенства среди юношей.

За пределы привычного мира, где все девушки исполняют примерно одинаковый набор элементов, выходят и спортсменки других тренеров. Алексей Мишин с воспитанницами делает ставку на аксель в 3,5 оборота – его, в отличие от четверных, можно исполнять и в короткой, и в произвольной. В соревновательном режиме прыжок есть у Туктамышевой, на тренировках с ним справляется Гулякова, а Самодурова может скрутить на полу.

Евгений Плющенко обещает, что в следующем сезоне с четверным выйдет его ученица Анастасия Тараканова. Пока чистых соревновательных попыток у нее не было, но тренер утверждает, что они почти добили тулуп и лутц.

Курс на ультра-си элементы берут и иностранки: начиная, разумеется, от японки Рики Кихиры, заявляющей три тройных акселя на две программы и делающей четверные сальхов и тулуп на тренировках, заканчивая бесконечной плеядой пока никому не известных подростков. Есть своя фанатка риска и у американцев – их 13-летняя чемпионка Алиса Лью тоже начала с акселя, но уже заявила о том, что хочет добавить к нему парочку квадов.

В конце концов, помните обаятельную Лизу Берестовскую из детского «Ледникового периода»? Ей в декабре исполнилось 11 лет, она не претендует даже на Олимпиаду в Пекине, но уже пытается прыгать четверной тулуп.

Зачем девушкам четверные?

Женское катание еще несколько лет назад зашло в тупик, где все делают примерно одно и то же, и результат зависит в первую очередь от компонентов – производной от таких субъективных факторов, как судейская лояльность, сильная федерация и стабильность.

Аделина Сотникова не устроила техническую революцию в Сочи. На ранних стартах олимпийского сезона она пыталась прыгать получавшийся по юниорам каскад тройной лутц – тройной риттбергер, но на Играх сделала ставку на чистоту, а не на сложность.

Юлия Липницкая не была непобедимой технически. Она круто вращалась, проникновенно каталась и излучала стабильность до столкновения со взрослением, но ее контент сейчас сможет повторить любая из участниц чемпионата России.

Евгения Медведева не делала того, чего не могли другие: сила Жени была в железных нервах. Именно поэтому ее, шедшую к Олимпиаде два чемпионских сезона, легко обошла на повороте Загитова – она просто умела чуть больше.

Алинины программы в Корее – потолок женской сложности без ультра-си по старым правилам. В них все прыжки были перенесены во вторую часть, в произвольной повторялись самые дорогие лутц и флип, в каскаде 3-2-2 стоял чуть более дорогой риттбергер, а не тулуп.

Следующий шаг напрашивался сам собой.

У мужчин сложные прыжки куда чаще становились средством достижения результата, хотя бывали и исключения – самым известным стал Эван Лайсачек в Ванкувере-2010.

Джентльменскую техническую революцию в начале прошлого олимпийского цикла запустил Боян Цзинь, прыгнувший первый у мужчин каскад четверной лутц – тройной тулуп и исполнивший шесть квадов в двух программах. Спустя два года его достижение с лихвой перекрыл Нейтан Чен, который сделал то же количество четверных за одну только произвольную.

Женские квады (и вообще любые прыжки, вплоть до одинарных) стоят столько же, сколько и мужские: никакого поощрения за риск для девушек правила не предполагают. Тем не менее, сама по себе разница в стоимости между тройными и четверными достаточно велика: четверной сальхов, например, дороже тройного больше чем в два раза.

Четверные для девушек – это вообще нормально?

Да, Тутберидзе и ее юниорки не первые вышли в этот космос, хотя никто до них не делал это так дерзко и масштабно.

Первый женский четверной – сальхов – был исполнен в 2002-м: тогда Трусовой и Щербаковой даже не было на свете. Прыжок удался Мики Андо в финале юниорского Гран-при – до выхода во взрослые ей оставалось еще два года. Во взрослой карьере Андо дважды выигрывала чемпионат мира (2007, 2011), один раз Чемпионат четырех континентов (2011), но ни разу не стояла на пьедестале Игр (лучший результат – 5-е место в Ванкувере).

Другое дело – тулуп и лутц. Оба этих прыжка впервые засчитали на соревнованиях Трусовой: на ЮЧМ-2018 и этапе ЮГП в Армении соответственно. Особо впечатлительным лучше не смотреть видео с Сашиных тренировок: там она прыгает каскады 4+3+3+3, четверной лутц – тройной риттбергер, и одновременно с Загитовой показала неплохую попытку четверного флипа. Правда, в отличие от Алины, у нее прыжок получается уже без подстраховки.

Есть свой рекорд – правда, неофициальный, так как установлен на внутреннем старте – и у Щербаковой: она прыгнула два четверных лутца (сольно и в каскаде с тройным тулупом) на втором этапе Кубка России в Йошкар-Оле в октябре 2018-го.

Тройной аксель девушки освоили еще раньше. Первооткрывательницей стала Мидори Ито в 1988 году: японка старше нынешних Трусовой, Щербаковой и Косторной вместе взятых. Ито с детства отличалась по-мужски мощными прыжками: неудивительно, что она и на взрослом уровне демонстрировала крутой технический арсенал. Например, триксель на Олимпиаде она прыгнула в 23 года, причем дважды: в первый раз упала, но собралась и чисто исполнила его уже в конце выступления.

Самая известная исполнительница прыжка в 3,5 оборота – Тоня Хардинг. Прославилась она, правда, не столько им, сколько сомнительной историей с нападением на конкурентку по сборной Нэнси Керриган. Хардинг первой в мире прыгнула триксель в каскаде, но самый главный аксель в жизни – олимпийский – ей не удался.

В 12 лет запрыгала тройной аксель Мао Асада. Для японки это было скорее не усложнение, а попытка компенсировать проблемы с другими прыжками: у нее не всегда получался тройной тулуп в каскаде, а на лутце судьи ставили неверное ребро.

Новая звезда японской одиночки Рика Кихира тоже успела вписать себя в книгу рекордов, приземлив каскад тройной аксель – тройной тулуп. До нее триксель комбинировали только с двойными прыжками (правда, та же Мидори Ито как-то рискнула исполнить такой каскад на разминке этапа Гран-при еще в 1991 году, но не повторила в программе). 

Взрослым девушкам сложнее прыгать?

Главное препятствие, отделяющее совершеннолетних красавиц от рекордов, – страх. Заходить на элемент, который ты никогда не исполнял, когда тебе беззаботные 14 и когда тебе 20 – очень разные вещи. В 20 российские одиночницы уже начинают шутить про пенсию. В этом возрасте немногие доезжают до чемпионата России: из всех участниц декабрьского турнира в Саранске третий десяток разменяла только Алена Леонова.

Даже Лиза Туктамышева, которая спокойно исполняет тройной аксель в обеих программах, перспективы выучить четверной оценивает скептически: «Я пробовала на лонже тулуп, и поняла, что это будет намного сложнее, чем тройной аксель. Когда только возникают мысли о том, что можно его попробовать, у меня сжимается сердце, сажаются ноги, и мое тело препятствует тому, чтобы я пошла и сделала, что-то такое, что никогда не делала».

Начавшая гонку прыжковых вооружений Этери Тутберидзе тоже категорична – она считает, что после совершеннолетия организм девушки начинает готовиться к материнству, поэтому речь идет даже не об усложнении, а том, чтобы сохранить уже выученное.

Звучит банально и, возможно, даже обидно, но росто-весовые характеристики тоже не идут в плюс тем, кто пытается осваивать сложные элементы.

Вот, например, слова Марии Бутырской в ответ на вопрос репортера о том, какие у Трусовой шансы сохранить ее уникальный набор: «Каждые 100 граммов лишнего веса сказываются на технике, на прыжках. Я сама тренирую, и когда у меня девочки поправятся и удивляются, что с прыжками не так, я им говорю: «Ничего, иди и похудей до того уровня, когда ты их делала. И все встанет на свои места».

Ученицы Бутырской не прыгают четверные. Сохранение веса – безумно острая проблема и для тех, чей максимум три оборота. Чтобы остаться в обойме, девушкам приходится «закрыть свой рот и не есть», бегать в пищевой пленке, заказывать более легкие коньки.

Медведева тоже пыталась выучить четверной еще до Олимпиады в Корее. Говорит, что пробовала сальхов, и удачных выездов с него не было. В ближайшем будущем ждать от нее технического прорыва не приходится; по словам спортсменки, усложняться ей не разрешает Орсер: дело в недостатке физических кондиций. Тутберидзе о планах бывшей ученицы на четверной произнесла загадочное «Я-то знаю, что ей нужно будет преодолеть». Судя по прокатам Жени первой половины сезона, преодолеть действительно нужно многое.

Но по-другому выигрывать скоро уже не получится.

P.S. Все фотографии к тексту подбирают фоторедакторы, автор несет ответственность только за текст

Фото: РИА Новости/Александр Вильф; globallookpress.com/imago sportfotodienst, Panoramic/ZUMAPRESS.com, Naoki Nishimura/AFLO, Bernd Thissen/dpa; REUTERS/Stephane Mahe, Francois Lenoir; Gettyimages.ru/Clive Mason