8 мин.

Мыл машины ради гоночной карьеры, пережил землетрясение, вернул алкоголь в NASCAR, а теперь – босс одной из главных команд «Ф-1»

Самый быстрый руководитель чемпионата.

Исполнительный директор «Макларена» Зак Браун всегда хотел гоняться сам. Он увлекся «Индикаром» и NASCAR, но переехал из Калифорнии в Англию ради мечты о «Формуле-1». Несмотря на то, что сейчас Зак считает себя быстрейшим руководителем чемпионата, договариваться со спонсорами у него получалось лучше, чем пилотировать болид, и Браун зашел в автоспорт с другой стороны. Он создал собственное агентство, работал с компаниями на американском рынке и продал свою фирму за 70 миллионов фунтов – а сейчас возглавляет легендарную команду, чья серия без побед в гонках длится уже семь лет.

Жизнь Брауна до «Макларена»

  • Ужинал с Марио Андретти и смотрел «Формулу-1» в пять утра

  • Соревновался с Хорнером в британских сериях

  • Мыл машины по утрам и боялся аварий из-за отсутствия денег

  • Вернулся в США, не добрался до «Индикара» и ушел в бизнес

  • Создал самую большую автоспортивную маркетинговую компанию

  • Заключал контракты с «Ф-1», «Индикаром», NASCAR, WRC и MotoGP

Путь к «Ф-1»: советы Андретти, британские «формулы» и холодные рассветы в Шеффилде

Семья Зака была далеко не гоночной: отец работал в музыкальном бизнесе, мать – в турагенстве. Браун-старший не смотрел соревнования, но пару раз в год водил Зака и его брата на гонки NASCAR и IMSA в родной Калифорнии. В первый раз Браун побывал на автодроме в десять лет: «Я помню тот день, словно это было вчера».

А в 1987-м Браун, уже старшеклассник, не только побывал на Гран-при Лонг-Бич «Индикара», но и поужинал с самим Марио Андретти, который в той гонке доминировал – помог друг со связами в автоспорте.

«Это было самое крутое, что можно себе представить, – вспоминает Браун. – Я спросил у Марио: «Где вы начали гоночную карьеру?», и он ответил: «В картинге».

Путь, ведущий к вершинам автоспорта, стал более осязаемым. Юноша продал часы, выигранные в телевикторине, и записался в школу картинга. «У меня получалось очень хорошо. Родители относились к этому нормально, потому что у меня были проблемы в школе, я три раза переводился. Все было в порядке, но семья не могла позволить себе гонки. Им не нравилось это в автоспорте, но у меня больше не было неприятностей, я нашел свою страсть. Я гонялся все больше и добивался серьезных успехов».

В этот момент в жизни Брауна появилась «Формула-1», просмотр гонок в пять утра и первый кумир из королевской серии – Айртон Сенна. Стремясь осуществить свою мечту, Зак перебрался в Англию для того, чтобы гоняться в британских «Формуле-Форд» и «Формуле-Воксхолл». Ночевать приходилось на надувном матрасе в Шеффилде в квартире сестры Ричарда Дина, гоночного инструктора и лучшего друга Зака, а находить деньги – вовсе не гоночными победами. «Представьте, каково это – мыть машины в 6:30 темным февральским утром за 75 фунтов, – говорит Браун. – Это была пытка, но так я начал зарабатывать на жизнь в автоспорте».

Гоночную карьеру с таким бюджетом не построить, не срослось и с жирными спонсорскими контрактами: «Я беспокоился насчет аварий – не потому что боялся, а потому что не мог себе этого позволить». Попадания на подиум в серии Opel Lotus, где Зак соревновался с будущим пилотом «Формулы-1» Йосом Ферстаппеном – отцом Макса, также не принесли денег, и последовала попытка реанимировать гоночную карьеру на родине.

Американская мечта

В США Брауну пришлось вновь покинуть Калифорнию и перебраться в Индианаполис, потому что в 1994-м его дом в Лос-Анджелесе оказался разрушен землетрясением. «Я жил примерно в полутора милях от эпицентра, это было нечто. Люди думают, что подземные толчки – это что-то вроде тура по Universal Studios, но у меня до сих пор все перед глазами. Было 4:29 утра, и я подумал, что взорвалась бомба. В доме все было сломано: столы, окна, было очень страшно».

В Америке Браун остановился на Toyota Atlantics и Indy Lights, так и не добравшись до «Индикара» в качестве пилота. В какой-то момент пришло осознание – спонсорские сделки с более именитыми и быстрыми гонщиками, чем он сам, будут более выгодными. Так в 1995 году появилась Just Marketing International (JMI), в дальнейшем ставшая самой большой маркетинговой компанией в мире автоспорта. Уже через три года «Индикар» и JMI заключили многомиллионную сделку, а затем усилиями Брауна в NASCAR вернулись алкогольные спонсоры – и это после 58-летнего простоя! С ведущими американскими сериями подписывалось по десятку соглашений в год. Наступила и очередь «Ф-1»: первой сделкой стал контракт между Hilton и «Маклареном». Сеть отелей со столетней историей остается партнером британской команды и сегодня.

Секрет успеха от бывшего мойщика машин: «Я не представлял конкретные команды. Гоночные коллективы обращались к корпорациям, а те не понимали разницу между ними и за что они платят. Я мог объяснить, что спонсору даст сделка с «Маклареном» или «Уильямсом». Моими клиентами не были команды – скорее, компании вроде Johnnie Walker, UBS, Lenovo, Martini. Я разбираюсь в автоспорте, и это резонировало с желанием корпораций, которые хотели в нем участвовать. Мне доверяли, потому что в гонках я провел всю жизнь».

Зак не перестал гоняться и создал United Autosports вместе с Ричардом Дином – тем самым, сестра которого приютила его в Шеффилде. В послужном списке команды – участие в гонках в Дайтоне и Ле-Мане. За United Autosports выступали топ-пилоты и легенды прошлого: двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, действующий гонщик «Макларена» Ландо Норрис, бывшие пилоты «Ф-1» Мартин Брандл, Хуан-Пабло Монтойя, Пол ди Реста и Джонни Херберт. Сам Браун в 2013-м провел полноценный сезон в британском ГТ. Страсть к гонкам не утихла и трансформировалась в занятие, приносящее Заку удовольствие по выходным – он подчеркивает, что не хочет смешивать основную работу и собственную команду.

Сделать «Макларен» великим снова

В 2013-м Браун продал JMI спортивному подразделению британской компании Chime Communications и стал его руководителем, а в 2016 году перешел на работу в «Макларен». После тяжелого периода с «Хондой» и девятого места в Кубке конструкторов последовали радикальные перемены: Алонсо ушел из «Формулы-1», а перестраивать команду принялись бывший глава «Порше» в WEC Андреас Зайдль и новый технический директор Джеймс Ки, перешедший из «Торо Россо». Первый успех – уверенное четвертое место в 2019-м.

Амбиции у коллектива простираются куда дальше лидерства в группе середняков, однако Браун сохраняет скромность и реалистичный подход:

«Я не пилотирую болид, не проектирую его, так что это полностью заслуга членов команды. Мой вклад состоит в том, чтобы расставить нужных людей по нужным местам и помочь им достичь успеха. Моя работа – построить величайшую команду «Формулы-1». Хорошие новости в том, что у нас уже многое есть. Мы просто потеряли фокус.

С момента прихода в «Макларен» я наслаждаюсь каждым днем, даже самым горьким. Последние годы были болезненными для нас, наших болельщиков и спонсоров. Есть такая фраза: что нас не убивает, делает сильнее. Мы развиваемся, но предстоит большой путь, прежде чем «Макларен» вновь станет таким, как я его помню – доминирующим в «Формуле-1».

В одном британская команда уже в лидерах – у нее самый быстрый босс в «Формуле-1». По крайней мере, по словам самого Зака. В чемпионате есть и другие руководители с гоночным прошлым: Браун соревновался с главой «Ред Булл» Кристианом Хорнером в британской «Ф-3», а исполнительный директор «Мерседеса» Тото Вольфф участвовал в австрийской и немецкой «Формулах-Форд» и гонках спорткаров.

«Уверен, я быстрее Маттиа Бинотто. И Отмара Сафнауэра тоже. Он немного гонялся, но я лучше, – считает Браун. – С Кристианом Хорнером мы были почти на равных [в разных классах]. Так что я быстрее его. У Тото Вольффа хорошая скорость, но он любит разбивать машины – я бы сказал, что выиграю у него. Да, я могу сделать самоуверенное утверждение и сказать, что я самый быстрый руководитель в «Формуле-1».

Босс «Макларена» не стал звездой «Ф-1» на трассе, но, определенно, изменил ландшафт мирового автоспорта, действуя за ее пределами. И ему всего 48 – не возраст для менеджера в мире «Формулы-1». У Брауна и его команды все еще впереди.

Источник: Autosport.com

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dan Mullan