6 мин.

Экономика белорусского футбола

Ни для кого не секрет, что все без исключения белорусские футбольные клубы являются предприятиями дотационными, полностью или практически полностью зависящими от финансовый вливаний со стороны государства или конкретных определенных государством спонсором. Частные крупные инвесторы и собственники только у двух клубов- "Динамо" Минск и БАТЭ, хотя последний клуб также не чурается обширных спонсорских вливаний предприятий с превуалирующей долей госсобственности, да впрочем исодя из момента и правильно делает.

На сегодняшний момент времени продолжает действовать президентский Указ о спонсорской помощи, который оказывает белорусским футбольным клубам неоценимую протекционистскую помощь. Есть у этого указа и оборотная сторона- иждивенчество. Давайте представим себе, что завтра данный законодательный акт прекращает свое существование, более того в стране меняется власть (что рано или поздно случится) и эпоха принудительного спонсирования уходит в прошлое. При таких обстоятельствах картина на рынке экономики не изменится пожалуй только для тех же "Динамо" и "БАТЭ", впрочем и последнему по указанным выше причинам бюджет возможно придется урезать. Как будут в такой обстановке существовать белорусские футбольные клубы и смогут ли они самостоятельно зарабатывать денежные средства? Что вообще с ними будет? На сегодняшний момент времени ответ один- без добровольно-принудительной государственной помощи, белорусский футбол если не мертв, то и не жив. Соответственно встаёт вопрос выживания и главным ответом на данный вопрос является умение самим зарабатывать денежные средства. Попробуем пофантазировать на примере родного для меня брестского "Динамо", как и самое главное сколько белорусский футбольный клуб самостоятельно сможет заработать денег.  

У всех футбольных клубов в мире источники для получения доходов ограничены следующим кругом: а) доходы от реализации прав на телетрансляции, б) доходы от трансферной деятельности, в) выручка от реализации билетов на матчи, сезонных абонементов г)продажа атрибутики д)спонорские вливания, рекламные контракты ж)личные денежные средства владельцев клуба.

Теперь пройдемся по пунктам:

а) от продажи прав на телетрансляции матчей внутреннего чемпионата ни один белорусский клуб заработать не сможет в обозримом будующем в принципе ничего- это факт. Который год мы сталкиваемся с ситуацией, что федерация сама уговаривает телеканалы показывать матчи внутреннего чемпионата, а представить себе, что телевидение будет платить за показ матчей национального чемпионата, все равно, что верить во всемирное наступление коммунизма с завтрашним рассветом. Да и существование в Беларуси исключительно государственных телеканалов с единой стратегией запудривания мозгов на тему "как хорошо жить в нашей сильной и процветающей" явно подтверждает главную мысль телечиновников в данном направлении- "Футбол за деньги? Уборка урожая и "Славянский базар" в самом разгаре, так что идите Вы со своим футболом куда подальше". С другой стороны явно неоспоримым фактом является то, что телеканалы купить всегда хотят продукт качественный, который впоследствии можно перепродать зрителю. Национальный чемпионат в нынешнем состоянии к критериям зрелищности и качества отношение имеет весьма посредственное и что-то мне подсказывает, что в ближайшее время изменений в данной части ждать не приходится. Да и давайте будем честными- смотреть некоторые матчи нашего чемпионата можно только лишь под дулом автомата, либо после определенного количестве внутрь употребленной крепкой жидкости. 

б)доходы от трансферной деятельности на мой взгляд могут стать одной из самых самой пополняемых частей бюджета виртуального футбольного клуба, живущего за свой счет. На примере брестского "Динамо" видно, что за последние два сезона клуб расстался с группой футболистов, трансферы которых могли принести существенные финансовые вливания- Володько, Олехнович, Плотников, Сокол. Однако "коммунистическое" отношение к делу руководителей брестского спорта привело к тому, что данные игроки ушли фактически за большое спасибо. По факту же клуб заработал денег лишь на трансфере молодого Кибука, которого якобы продали за 120 000 долларов США. Изучив трансферную политику брестского "Динамо" за последние несколько лет полагаю, что зарабатывать на трансферах игроков клуб сам мог примерно до 200 тысяч долларов США в год и это при условии сохранения боеспособного состава. 

в)г) мне кажется, что данные статьи доходов необходимо рассматривать вкупе. Здесь получение прибыли возможно только при ведении грамотной маркетинговой политики. Пример "БАТЭ" доказывает, что если в Борисове можно продать 1100 абонементов, то в таком областно центре, как Брест данное количество вполне можно довести примерно до 3 000 и это (УТВЕРЖДАЮ) при цене за билет не менее 10 000 рублей. Стоимость годового абонемента ( центральные места) будет составлять до 150 тысяч рублей. При этом абонемент должен иметь право посещения в том числе и кубковых матчей, так и игр еврокубков, в которые вполне возможно попадет клуб. Исходя из количества домашних матчей в сезоне (на сегодняшний день в чемпионате их 15) путем арифметического подсчета получаем, что только за абонементы можно выручить около 450 млн. рублей (150 тысяч долларов США). Помимо обладателей сезонных абонементов в том же Бресте на матчи клуба без особого напряга, при соответствующей рекламе и отношению к делу, не проблема собрать в среднем по 6-7 тысяч зрителей. Получаем, что "грязная" прибыль от проведения матчей домашнего чемпионата может составлять для клуба не менее 300 тысяч долларов США (без учета затрат на его проведение). На реализации клубной атрибутики в таких городах, как Брест и область также думаю, что можно получить до 300 млн. рублей в год. Активное распространение шарфов, маек, буклетов, иной атрибутики требует особого подхода, однако бегло изученный мировой опыт свидетельствует о том, что все, кто серьезно занимался этим вопросом, оказывались в плюсе.

Реклама 18+

д) даже несмотря на полное возможное отсутствие государственной указиловки спонсоры у команды из областного центра по виду спорта №1 (среднестатистический типичный белорусский клуб) будут всегда. Однако размер спонсорской помощи, зависит от множества факторов- экономическая ситуация, наличие в регионе крупных бизнес-структур, да и хотя бы то же отношение бизнес-элиты к футболу. Оценить потенциальный размер виртуальной спонсорской помощи практически невозможно, но полагаю, что минимум 300-400 тысяч долларов США в Бресте соберут всегда. А в случае прихода к власти губернатора, болеющего футболом, вне зависимости от той же экономической обстановки в стране, вливания могут достигнуть и цифр в разы, а то и десятки раз, больше указанной

ж)про личные вливания владельцев клуба в Беларуси говорить не приходится, для этого необходим олигархический класс, в Беларуси олигарх, как и политик, так и мудрый человек только один на всю страну. Здесь можно вспомнить того же Чижа, вкладывающего в "Динамо" собственные оборотные денежные средства, но это скорее исключение.

Итого получаем, что при большом желании, поставленной работе и в первую очередь с болельщиками, средний белорусский клуб уровня брестского "Динамо" способен самостоятельно заработать и привлечь денежных средств в среднем на сумму около 1 млн. долларов США. Сегодняшний бюджет "Динамо" в 2,5 раза превышает данную цифру. Это значит, что в случае поворота власти в сторону от финансирования футбольных клубов, материальные аппетиты указанных клубов придется уменьшить. Печально ли? Поначалу, возможно да. Но сразу утихнут памятные в Бресте споры-2010 относительно того, должен ли футболист местного "Динамо" зарабатывать по 10 000 долларов США в месяц, такую зарплату платить уж точно никто не будет. К оттоку квалифицированных футболистов это также вряд ли приведет, так как лучшие и при теперешнем положении вещей быстро уезжают за пределы РБ. А вот к тому, что имеем возможно начнем относится более бережно, с некоторым трепетом.

Жить нужно по средствам, а тратить столько, сколько зарабатываешь.