Трибуна
11 мин.

18-летний Юсуф Демир – первый австриец в «Барсе» после Кранкля. Его брали во вторую команду, а он уже дебютировал в Ла Лиге

От редакции: добро пожаловать в блог Bei Licht und Schatten – территорию австрийского футбола. Поддерживайте автора плюсами и подписками! 

Фраза «талант поколения» избита и затаскана донельзя, но в «Рапиде» могут описывать Юсуфа Демира именно так: невысокий лопоухий мальчишка с волшебной левой ногой настолько влюбил в себя за последние годы всех вокруг, что уже в 18 лет получил предложение, от которого невозможно отказаться.

Аренда в обескровленную «Барселону» – шанс всей жизни для главной восходящей австрийской звезды. Юсуф уже успел дебютировать за основу каталонского клуба, повторив тем самым путь Ханса Кранкля, проделанный сорок с лишним лет назад. Но история Юсуфа Демира – совсем иная.

Все началось в старейшем клубе страны. История «Ферст Виенна» насчитывает больше 125 лет, но сейчас клуб более чем скромный – Бундеслиги там не видят с начала девяностых, а последние десятилетия команда и вовсе болтается между низами венских любительских лиг. Но, по австрийской традиции, чем хуже дела идут у основы, тем больше внимания в клубах с историей уделяют молодежи – и именно так в начале десятых годов там приметили щупленького мальчишку с турецкими корнями, вытворявшего с мячом на полях в Деблинге какие-то совершенно непозволительные для своего возраста вещи.

К десяти годам его среди прочих заметила главная академия столицы – «Рапид». С 2013 года в будни Демира добавились две точки на карте Вены: западная окраина города Хюттельдорф и земли при стадионе имени Эрнста Хаппеля в Пратере. Между ними, разнесенными аж на 13 с лишним километров, раскиданы отдельные части чуть хаотичной инфраструктуры самого популярного клуба страны – академия, тренировочные поля для разных возрастных групп и основы, клубный офис и отдельные его части, в конце концов, стадион, сначала носивший имя футболиста и архитектора Герхарда Ханаппи, его же и спроектировавшего, а затем перестроенный в современный и соответствующий всем стандартам «Альянц-Штадион».

«Я к тому моменту уже побывал на просмотре в нескольких клубах, но нигде мне с первой же минуты не было так комфортно, как в «Рапиде». Это решение было идеальным», – рассказывал потом о переходе в главный венский клуб Демир в одном из очень немногочисленных интервью для клубного журнала Rapid Magazin.

Уже в юношеских командах просматривалось все то, что отличает его сегодня: отличная техника, качественный дриблинг, креативность, нестандартные решения во время единоборств, протаскивания мяча в штрафную даже в сложных ситуациях, волшебные удары левой ногой. Предсказывать его действия практически невозможно, но при этом во всем, что он делает, сразу виден фирменный стиль. Буквально за пару просмотренных матчей любой на третьем будет ловить себя на постоянной мысли «о, это так в стиле Демира». И с годами это становится только сильнее.

Несмотря на юный возраст, Демир всегда был перфекционистом, полностью сфокусированным только на футболе. Многочисленные наставники на разные лады твердят: худшее, что с ним можно сделать, – это не давать играть. Сверстники Юсуфа неизбежно начинали отвлекаться – на другие хобби, на друзей и подружек, на события вне поля – но за Демиром никто ничего подобного не наблюдал. Эта ментальная выдержка сильно отличала его от товарищей по командам разных возрастов. И не в последнюю очередь поэтому он перепрыгивал из команды в команду, как в «Рапиде», так и в сборных Австрии, авансом.

Десять голов в одном матче за U-18? Для 15-летнего Демира даже это не было проблемой.

Но геройства Юсуфа в юношеских лигах оставались незаметными для массового зрителя. Да, приближенные к академии «Рапида» лица уже несколько лет рассказывали о том, какой алмаз растет в клубной системе, но для попадания в широкое поле зрения потребовалась другая трибуна. И ей стал Юношеский кубок «Мерседес-Бенц», с 1991 года ежегодно проводящийся в формате зального турнира в немецком Зиндельфингене. Это престижный по меркам центральной Европы турнир U-19, за которым пристально следят и скауты, и эксперты, и международная пресса.

Блиц-формат, поле 50х30 и команды 5+1 создают условия для того, чтобы техничные мальчишки показывали свой максимум – в свое время на нем блистали и Йозуа Киммих, и Маркус Рэшфорд, и даже когда-то давно Месут Озил. Поэтому Юсуф Демир, дважды завоевывавший звание MVP турнира (в 15 и 16) – в отличной компании. И именно так его имя впервые узнала широкая публика.

Но молодежные команды это одно, а путь во взрослый футбол – это особый процесс. С 15 лет Демира, уже завоевавшего в рапидовской системе себе имя, иногда подтягивали для тренировок с основой. Дебют в первой команде случился 11 октября 2019 года, когда Демиру было едва за 16. Диди Кюбауэр взял его на скамейку на товарищеский матч с «Флоридсдорфом» в международную паузу, а затем оказался вынужден выпустить его на 29-й минуте вместо получившего по голове другого воспитанника венского клуба Никласа Вунша. Дебют оказался чертовски удачным: как во время (автор этой статьи сама присутствовала на бровке тренировочного поля в Пратере в тот день и может подтвердить), так и после матча все разговоры были только о Юсуфе.

И даже Диди Кюбауэр, всегда неохотно и довольно бессистемно привлекавший к основе парней из молодежных команд, не смог игнорировать очевидного: в свои шестнадцать лет Юсуф Демир был готов к шагу вперед. Поэтому уже спустя несколько недель, в конце ноября, он попал в заявку на матч со «Штурмом» – и больше из нее уже не пропадал. В последнем матче календарного 2019 года главный талант системы «Рапида» как минимум последнего десятилетия впервые вышел на поле в роли игрока основной команды – на девять минут на выезде к «Адмире». Тем самым став в возрасте 16 лет, 6 месяцев и 12 дней самым молодым футболистом «Рапида», когда-либо ступавшим на газон в матче Бундеслиги. С этого момента из взрослой команды он уже не исчезал.

Столь ранний возраст, космические ожидания и головокружительный взлет – сочетание достаточно опасное. Но в «Рапиде» сложились все условия, чтобы Демир перешел во взрослый футбол максимально бесшовно. Два основных фактора, поспособствовавшие этому, – авторитетное наставничество и ограждение от лишнего внимания.

Штеффен Хофманн для «Рапида» – человек, чей масштаб очень сложно описать несколькими словами. Глыба, легенда, мастодонт, проведший в клубе 540 (!) матчей и двенадцать лет в качестве игрока и позже капитана, а затем оставшийся в системе. В последние годы он отвечал за всю молодежную систему «Рапида» в официальной должности и параллельно тренировал «Рапид-2», но еще до конца карьеры проводил огромное количество времени с парнями из академии. И с одним из них у легенды сложились особенные отношения.  

«Штеффен для меня как лучший друг, – рассказывал про него Демир. – Я столькому смог научиться у него, как в отношении футбола, так и по жизни. Он позаботился о том, чтобы я с ранних лет понимал, что нужно для профессиональной карьеры. Я всегда мог обратиться к нему с любой проблемой, за что я ему вечно буду благодарен».

Главным совместным времяпрепровождением для Хофманна, тоже атакующего полузащитника, и Демира стали придуманные ими несколько лет назад дуэли прямых штрафных, которые они устраивали во внеурочное время. Хофманн признавался, что именно он чаще выходит победителем, но Юсуфу удавалось навязать серьезную борьбу.

Подобные рассказы и тем более прямые появления Демира в прессе до перехода в «Барселону» были крайне редки. «Рапид» понимал, какого масштаба талант оказался у них в руках, и принял волевое решение отклонять все запросы СМИ на общение с юным игроком. За него говорили представители клуба, Диди Кюбауэр, его агент – кто угодно, только не сам Демир.

Лишь незадолго до 18-летия завеса молчания начала спадать: его в первый раз отпустили на короткое интервью на австрийском Sky Sports – и своим шансом уколоть собственного тренера за количество игрового времени Демир, разумеется, воспользовался.

«Я амбициозен. Я хочу играть, это правда, – передавал Юсси с ухмылкой приветы с экрана телевизора Кюбауэру. – Естественно, речь идет об игре по 90 минут, я тренируюсь для этого каждый день и хочу показать, на что способен. Но решает, конечно же, тренер».

Этот чрезмерно осторожный подход перенесся и на взаимоотношения между Демиром и Диди Кюбауэром. Из 38 матчей за взрослый «Рапид» во всех соревнованиях Юсуф выходил в стартовом составе всего 8 раз. В Бундеслиге его использовали как джокера аж 24 раза. Отчасти это оправдано: Демир действительно менял игру, выходя на 15 минут в концовке, и забил все свои 9 голов за клуб с замены. Но не лучше ли было дать ему заслуженный шанс зафиксироваться в стартовом составе и обрасти мясом для окончательного перехода во взрослый футбол прямо по ходу последнего рывка роста?

В некоторой степени это была гиперопека: Юсуф все еще непозволительно юн, и его надо беречь. Но с другой стороны, Кюбауэр и просто считал, что Демир не готов играть с первых минут: в каждом интервью на эту тему тренер выдавал похожие фразы вроде «Юсуфа ждет грандиозная карьера, но ему еще надо многому научиться», «Я знаю, чего ему не хватает для выходов в старте, но не буду распространяться про это в прессе» и так далее.

Рациональное зерно в этом было: те несколько раз, когда Кюбауэр все же пересиливал себя и выпускал футболиста с первых минут, Демир немного терялся и успевал выдохнуться к концу первого часа. Но такое исправляется только… правильно, постоянной практикой. Что в австрийской лиге понимают многие: к примеру, спортдиректор «Зальцбурга» Кристоф Фройнд не устает повторять в каждом появлении в прессе, что чем раньше и чем резче происходит этот скачок, тем лучше для самого футболиста.

И интересным получается, что для Кюбауэра Демир был недостаточно хорош для игры с первой минуты на выезде к «Альтаху», а для Кумана нет никаких проблем выпустить его в старте против «Ювентуса» – принимая, конечно, во внимание все условности, статус товарняка и состояние состава по персоналиям. Но контраст выглядит как минимум забавно.

История с «Барселоной» на самом деле началась чуть раньше. Да, здесь будет уместным упомянуть, что юный Юсси еще задолго до перехода рассказывал, что это его любимый клуб, Месси его кумир и все такое – стандартная история для мальчишки-десятки последних десяти лет. Но всерьез о возможности переезда в Каталонию задуматься пришлось уже прошлым летом: в клубе рассказывали, что уже в 2020-м «Барселона» выходила на «Рапид» с довольно конкретным предложением. Но тогда спортивный директор клуба Зоран Баришич ответил отказом, совместно с Демиром и его семьей решив, что такой шаг всего в 17 лет на пользу не пойдет.

Теперь у Демира за плечами уже и голы в еврокубках (и даже в ЛЧ, пусть только и квалификации), и мартовский дебют за основную сборную Австрии, практически гарантированно закрывающий ему дорогу в турецкую сборную, и полноценный сезон взрослого футбола от звонка до звонка.

Схема перехода Демира, разумеется, стала порождением административного хаоса в «Барселоне»: аренда на сезон за 500 тысяч евро в «Барселону Б» и опция выкупа за 10 миллионов – примерно те же цифры, что уже звучали летом 2020 года. На мгновение все поверили, что речь действительно шла о «Барсе Б», но уже за первые недели предсезонки, когда все СМИ наполнились восторженными высказываниями Роналда Кумана о своем юном подопечном, стало понятно: либо Юсси моментально сорвал джекпот, либо изначальные формулировки о Б-команде были для отвода глаз и упрощения регистрации новоприбывшего.

Старт и правда выдался головокружительным: сразу после приезда Демира бросили затыкать дыры в прохудившемся из-за всех летних турниров и травм составе – он вышел в основе в четырех из пяти  товарищеских матчей. А потом и вовсе единственным из юниоров оказался приглашенным на прощание со своим кумиром Лионелем Месси – это ли не высшее признание? И если этого недостаточно, то несколько недель назад вертлявый паренек из Хюттельдорфа оказался на обложке Mundo Deportivo, прямо под заголовком «Будущее есть». Безумие.

Обложка Mundo Deportivo от 13 августа 2021 года

Официального дебюта тоже не пришлось ждать долго: уже во втором матче сезона, на выезде против «Атлетика», Демир вышел на поле на 62-й минуте. Дрожащие коленки, конечно, было видно издалека, но смущение и волнение должны пройти: в конце концов, за последние полтора месяца вчерашний венский школьник пережил столько головокружительных событий, что и более взрослые и опытные стушуются в такой момент.

Что дальше? Совершенно точно понятно, что ни о какой «Барсе Б», если все еще придерживаться официальной версии, сейчас уже речи не идет: Куман от Демира в восторге, место на лавке основы у него есть. Учитывая кадровые проблемы вокруг нужных позиций, а также зависшего в контрактном лимбе Филиппе Коутиньо и все же отправленного на заслуженный еще три месяца назад отдых Педри, шансы Демира получать заветные минуты весьма высоки.

А дальше все зависит от самого Юсуфа – пацана, который просто хочет бесконечно играть в футбол.

***

Еще больше об австрийском футболе читайте в телеграм-канале Bei Licht und Schatten и в твиттере @FRFussballAnna

Фото: globallookpress.com/Mutsu Kawamori/AFLO, Marvin Ibo Gv�ngv?r/GES-Sportfoto, Markus Gilliar/GES-Sportfoto; Gettyimages.ru/Mike Hewitt; East News/pressinphoto/Sipa USA/East News