6 мин.

Как исчезает футбол за Полярным кругом. Последствия перехода на «осень-весна»

Осень 2012 года. Футбольная Россия начинает первый сезон по системе «осень-весна». По задумке футбольных чиновников страна делала огромный шаг в сторону регулярных и многочисленных европейских побед. Следует отметить, что началось всё гораздо раньше, еще в 2005 году через несколько недель после победы в Кубке УЕФА о реформе впервые заговорил Валерий Газзаев, главный тренер ЦСКА на тот момент, но инициатором изменений был Евгений Гинер. Какие озвучивались причины?   Во-первых, это синхронизация с Европой: чемпион сразу попадает в еврокубки, а не ждет почти год; плюс проще встроиться в европейский календарь в годы чемпионатов мира и Европы. Во-вторых, финал чемпионата проходит на нормальных полях, а не в грязи и снегу. Как следствие – лучшая коммерческая привлекательность. Гинер объяснял так: «Сейчас мы начинаем и заканчиваем сезон по большей части на огородах. При переходе на систему «осень-весна» ситуация радикально изменится: и начало, и особенно конец чемпионата, то есть именно тот его период, когда разворачивается основная борьба за призовые места, будет проходить на полях весьма и весьма приличного качества». Отсюда – улучшение результатов в Европе. В 2006 году клубы РФПЛ принципиально приняли реформу. Клубы низших лиг России были категорически против готовящейся реформы. С 2009 года должен был состояться переход, но все чуть-чуть перенеслось. В итоге решение о переходе на новый формате приняли в сентябре 2010 года, а перешли с сезона 2011/12, когда состоялся переходный турнир, длившийся 1,5 года. Сезон 2012/13 был первым по системе «осень-весна».  Здесь следует сделать отступление и обозначить одно, мы не будем говорить о влиянии перехода на команды высшей футбольной лиги России (РПЛ). В этой статье мы поговорим о том, как переход на новую систему убил или убивает, да, по-другому трудно сказать, футбол в низших лигах: в ФНЛ и, если быть совсем точным, то в ПФЛ. В качестве примера приведем мурманский футбольный клуб «Север».

http://footballbadges.ru/

До 2014 года Мурманская область, территория Кольского севера, имела лишь один профессиональный футбольный клуб – ФК «Север». Команда показывала неплохие результаты в чемпионате СССР, а после возрождения в 2006 году на протяжении с 2008 по 2014 год выступала в зоне Запад ПФЛ. В 2014 году в связи с финансовыми проблемами клуб утратил профессиональный статус, еще пару лет был участником Любительской футбольной лиги, после чего был расформирован. Причина расформирования для российского футбола весьма классическая – это нехватка средств. Для участия в ПФЛ необходимо порядка 35 млн рублей, в то время как правительство региона было готово выделять лишь часть от нужной суммы, спонсоров у команды естественно нет. Таких команд, утративших профессиональный статус, в России очень много. Немного статистики: в среднем за последние 10 лет в стране теряют профессиональный статус 5 клубов, а исчезают («умирают») – 9. Если рассматривать только ПФЛ, то за последние 10 лет количество команд сократилось с 80 до 60. В огромной по охвату территории зоне «Восток» в сезоне 2019/2020 было всего 6 команд. Перед нынешним сезоном зону вовсе расформировали, а клубы распределили в оставшиеся зоны, в несколько раз увеличив их расходы на логистику.   Но вернемся на Кольский полуостров. ФК «Север» – клуб из города – единственного незамерзающего северного морского порта. Развитие спорта и Арктики – приоритетные задачи Российской Федерации. Но если на Арктику внимания хватает, то на спорт этого внимания часто не остается. Свои матчи ФК «Север» проводил на «Центральном стадионе профсоюзов». Несколько лет назад стадион был под угрозой сноса, на его месте хотели построить кафедральный собор. По какой причине необходимо сносить единственный стадион в городе? Как и любая спортивная арена в России «Центральном стадионе профсоюзов» не приносил прибыли, а был обузой на балансе города. В свое время ФК «Север» тренировал прославленный футболист Валерий Есипов, а сейчас на единственном стадионе в Мурманске проводят различные праздники и ярмарки.

https://novayagazeta.ru/articles/2019/01/07/79114-na-tribunah-stanovitsya-tiho?print=true

Теперь вернемся в начало 2010-ых и вспомним об обещаниях, которые давал Сергей Фурсенко, Президент российского футбольного союза, перед переходом на новую систему. Чтобы футбол в северных регионах жил, и чтобы иметь возможность играть зимой, должны были быть построены крытые футбольные манежи. Прошло больше 10 лет, манежи не появляются, а клубы исчезают.  Исчезают из-за финансовых проблем, усилившихся после перехода на новую систему. Теперь вместо одного перерыва зимой, между сезонами, клубы имею два больших перерыва: зимой – с ноября по март-апрель и летом, когда длится перерыв между сезонами. Во время зимнего перерыва клуб вынужден платить зарплату игрокам, не генерируя в это время никакой прибыли, что и становится следствием больших финансовых проблем. 95 процентов клубов в России находятся на государственном балансе областей или краев. Частный бизнес не идет в футбол, потому что ему это не выгодно, да и само по себе содержать футбольный клуб в России частному лицу очень сложно, такова система, но сейчас не об этом. Бюджет области даже если и достаточен для того, чтобы обеспечивать клуб, то не всегда тратится так, как это должно быть, в итоге получается искусственный дефицит средств, как следствие клуб банкротится, теряет профессиональный статус и «умирает». Правительству региона выгоднее «скинуть» с бюджета часто убыточный футбольный клуб, а частному бизнесу выгоднее построить вместо футбольной арены торговый комплекс или жилье, которые точно будут приносить прибыль, нежели вкладывать средства в спорт. Кто-то обязательно скажет: «Но как можно играть в футбол в таких условиях? Север – для зимних видов спорта!». В трех часах езды на машине от Мурманска расположена Норвегия. Страна, немалая часть которой находится за Полярным кругом. Там существует футбольный клуб «Тромсе», который несколько лет назад играл в квалификационных раундах Лиги Европы. В итоге мы имеем два региона с одинаковыми климатическими условиями, но где-то играют в футбол, а где-то этот футбол исчез.

https://www.til.no/nyheter/haga-saken-er-blast-opp/_/image/bf8c1739-9d2d-42bd-a773-69b562374c84:a2d937eb465779233c6ef659164356aa7037b263/wide-1600-900/Alfheim5.jpg

Критикуешь – предлагай. Как можно было бы спасти и поддержать футбол в низших лигах России? Варианта два. Первый – это выполнить наконец обещания реформаторов и построить в каждом нуждающемся регионе современный манеж. Второй – вернуть ПФЛ на старую, привычную для России систему «весна-осень», что гораздо дешевле. Да,будут проблемы с переходом между лигами, но ведь возможно для клубов, получивших повышение в классе из ПФЛ в ФНЛ, устроить весной турнир, когда будут доигрываться РПЛ и ФНЛ, играющие по европейской системе. Так, клубы в северных регионах смогут играть на несовременных стадионах в лучшее для игры в футбол время года– летом, а тренироваться зимой. Клубы получат один большой перерыв между сезонами зимой, что значительно снимет нагрузку с бюджетов регионов и клубов. Еще одним решением проблемы будет приход частных инвесторов. Но для этого нужно изменить полностью систему бизнеса в России, что не просто.

Понятно, что в регионах, где большую часть года лежит снег, преимущество отдается зимним видам спорта, но футбол умирает и в более южных регионах. Честно говоря, в ближайшее время в изменение ситуации не верится; мы не можем найти 16 способных к участию в РПЛ футбольных клубов, как при этом мы можем говорить о ПФЛ?