4 мин.

Аргентинос Нехуниорс. Как сборная Аргентины отреклась от Традиции

Футболисты из латинской америки подпитывают своими карьерами два основных сюжета - историю паренька, выбившегося из беспросветной темноты в мир отлитого глянцем футбола и сентиментальную историю прославленного ветерана, завершающего свою карьеру в коммунальной квартире с семью голодными кошками, и незаслуженно забытого своей Родиной.

В богатстве латиноамериканского символизма нет равных Аргентине: там есть Месси, променявший романтизм песчаных пустырей родного Росарио на казёные каталонские лекарства, есть Карлос Тевес - настоящий апач, сделавший шрам на шее нуаровой пасторалью всех социальных и экзистенциальных проблем аргентинских низов, и есть Хуан Себастьян Верон, который даже будучи профессором, в душе навсегда остался студентом. Первый есть в сборной, следующие два - вне списка. По поводу этого и вся возня.

Аргентинцы в принципе перманентно недовольны своей сборной. Под формальным институтом власти там понимается результат, за который в ответе великий комбинатор футбольной закулисы, президент АФА Хулио Грондона, и главный тренер - Алехандро Сабелья. Под неформальным - власть Традиции, стиля Марадоны, Кемпеса и сотоварищей, с которым были завоёваны Кубки Мира. Власть традиции исходит снизу, поэтому и требования соответствующие - сборная должна состоять из «своих в доску», из наэлектризованных работяг, срывающих спины для того, чтобы пробиться к свету. Из героев виражей, которые из проблемных детей выросли в идолов нации, сохранив трепет перед своими корнями. Рядовому аргентинцу крайне близка риторика ростовского рэпа.

Главной задачей власти, исходящей сверху, является управление командой в рамках этой Традиции. В том числе и борьба с комплексом национальной неполноценности - сборная, в составе которой есть Месси и Агуэро и запрягает только с толкача, и едет как навьюченный верблюд. Ну да, убогие, ваши ожидания - ваши проблемы. На континенте, где футбол волнует умы нации едва ли не больше, чем порнография и национализация магазинов бытовой техники, это непростительная позиция. Любовь к сборной там не интимная обсессия а религиозное чувство миллионной паствы. Любовь экстатической толпы к сынам Диего Марадоны. Почти материнская любовь нации к своим сыновьям.

Печальная правда: сыны Аргентины покидают родину-мать в поисках Эльдорадо. Но ведь на то сын и блудный, чтобы по первому плачу души вернуться в логово Матери. А если и не вернуться, то прислать с каких-нибудь Мальдив открытку в духе «я вынужден остаться в царстве антихриста, это мой сознательный выбор, но мой рай дома, в Аргентине, всем что у меня есть, я обязан ей. Люблю, целую» Латиноамериканцы генетически не умеют лгать во всём, что касается своих корней. В этом Традиция.

Я не хоругвеносец, евразиец или Дмитрий Киселев, но убежден в том, что пребывание в царстве Антихриста, капитализма и прочих походных страшилок меняет людей. Персонажи вроде титулара сборной Сабельи, Фернандо Гаго, приезжают домой из Европы играть в футбол с пренебрежением к собственной нации. Вот приеду после «реалов» катать вату, вы тут вообще все раздолбаи и евроремонта даже не видели. Повторюсь, аргентинцев трудно водить за нос. Всё видно, а не стыдно. Более того, даже капитан сборной смотрит на своих компатриотов свысока. Не верите - спросите Бурдиссо. Кто там у нас в ответе? Руководство АФА, а они мнение нации в гробу видали. Там управление строится на консервативных отношениях плебса и управленцев, что в корне провально, учитывая аргентинский менталитет. Поставив Марадону тренером сборной, Грондона указал болельщикам, на то, что они - стадо тупиц и анархистов, ничего не смыслящих в управлении национальным достоянием. Окей, мы всё поняли, только в чем смысл симметричного ответа космическому идиотизму ещё большей глупостью?

В ответ на подобное отношение и рождается то преклонение перед ветеранами Традиции, перед Вероном и Ортегой, перед Батистутой и Рикельме. Они вернулись в логово матери теми же сынами благославлённой самим Солнцем земли, хотя также ничего не выигрывали со сборной. Таким же вернётся и Тевес, которого упрямый лизоблюд Сабелья променял на психическое равновесие Лионеля Месси. Тренер сборной - хороший тактик, но стратег из него посредственный. Снова штурвал управления настроением нации доверили капитану мусорной баржи. Он ведь прекрасно знает своё дело, да характером не вышел для такого вызова. Свою гибкость он предпочитает демонстрировать на кашмирских коврах начальства, а не в отношениях со своими игроками. В Аргентине тренер сборной должен надеть на шею петлю, сбить из под ног стул, но не удавиться. Он должен балансировать между потолком и полом, чтобы спастись. Здесь ведь по-прежнему правит Традиция, грондоны и сабельи уйдут, а она останется. Величайшая ошибка аргентинской футбольной власти - игнорировать главный источник успеха - поддержку своей же нации, священного фонтана, водицы которой должен коснуться своими губами любой, кто мечтает превратиться из бедного паренька в апостола аргентинской веры. Ожидания нации - не её личные проблемы. Парни с изуродованными шеями не склонны церемониться с чужаками. Забыл об этом - пеняй только на себя