5 мин.

Лучшее-2013. Два боя и еще пять причин, почему Руслан Проводников – лучший боксер года

Фото: Fotobank/Getty Images/Doug Pensinger

Андрей Баздрев – о самом эмоциональном бойце современности, который появился из ниоткуда и добился всего сам.

Возможно Homo sapiens – это не последняя ступень в эволюции человека. А человек дерущийся – не последняя эволюционная ступень в боксе. Есть теория, по которой культурная эволюция подменяет биологическую, начинает диктовать характер и направление естественного отбора. Так же, как из бокса, как казалось раньше, начали исчезать настоящие воины, которые оставляют на настиле ринга каждую унцию своего тела, все кровь-пот-и-слезы, в которых плавают ошметки мозгов соперника, тело которого лежит здесь же, пока рефери доводит счет до десяти.

Артуро Гатти задушен, Келли Павлик спился, Эдвин Валеро убил жену и повесился. У настоящих enfant terrible бокса незавидная судьба. Они выигрывают номинации на бой года, получают телевизионные даты на HBO и Showtime, а еще значительную часть времени они лежат на больничной койке. Зато их не в чем упрекнуть – все, чего они достигают, дается ценой собственного здоровья. Обычно здоровья тратится много, и титулом такие ребята долго не владеют.  

Они отвечают за пассионарность, за всплеск эмоций, за телевизионные рейтинги и много за что еще. Поэтому боксером года не становится в этом году Флойд, например, заработавший больше всех. Не Пакьяо, вернувшийся из небытия. Не Ригондо, который убивал бокс, побеждая с неизменной легкостью, но теряя зрителей. И не Головкин, который штамповал отличные нокауты, но кто из его соперников был чемпионского калибра? Мы смотрели его бои и ждали нокаутов, другого и быть не могло. То же во многом и можно было сказать про Сергея Ковалева. Он демонстрировал яркий стиль, мощь, запас прочности, давал отличные интервью – но драмы было не столько... Как только я об этом подумал, сознание безошибочно вывело лучшего боксера 2013 года. 

Проводников будет есть то, что найдет или убьет, а если придется – съест и соперника

Жестокие схватки обнажают эмоции, а именно эмоциональная составляющая превалировала в боях Руслана Проводникова в этом году. Там все зашкаливало. Помимо того, что он провел в этом году два чемпионских боя в двух разных весовых категориях (раз и два), выиграл титул, отправлял чемпионов на пол и, кстати, сделал Фредди Роуча снова лучшим тренером года, есть другая сторона. И еще 5 причин.  

1. Руслан носитель уникального и весьма специфического культурного кода. Как он сам говорит, «Я горжусь тем, что я манси. Я везде об этом говорю, нисколько не стесняюсь. Даже американцы это, в конце концов, поняли и теперь говорят: ты русский, но ты не такой. Я для них как индеец в России». Кроме того, это классическая история про то, как человек добился всего сам. Появившись из ниоткуда, пронесся вихрем и стал настоящей звездой, ничуть не изменившись внутренне, может, только укрепившись во внутренней силе и став еще увереннее. Он рос практически на улице, хулиганил, очень много дрался, рано попробовал алкоголь, токсикоманил… Вместе с этим сейчас – представляет себя, свой город, свой малочисленный этнос и борется за его выживание. Манси - таёжные охотники, рыболовы, степные кочевники-скотоводы. И один Боксер.  

2. «Я не верю!» – кричал Проводников, когда бой с Альварадо был остановлен, оставляя следы крови из рассеченной брови на щеках своей мамы после объятий... кричал что-то еще в камеру сорвавшимся голосом... про победу. Он плакал после первого чемпионского боя – с Тимоти Брэдли. Это не бразильский сериал, это слезы полного эмоционального и физического истощения, такое не подделать на ринге, не скрыть и не спрятать. Он начала и до конца «голубоглазый демон», как его называют некоторые журналисты за океаном. Настоящий.  

3. Когда встает вопрос, за кого болеть – за Проводникова или за тощую вегетарианскую задницу Тима Брэдли, у нас не может быть никаких сомнений. После первого чемпионского боя Проводников отправился ужинать – в лобби отеля он ел в «Домино’c» и запивал пиццу и мясо пивом «О‘Доулс». Никакой тебе здоровой еды. Проводникову не нужно столько гонять вес, как тому же Брэдли – он будет есть то, что найдет или убьет, а если придется – съест и соперника. За него хочется болеть. Таким образом, вы попадаете в одну компанию к Мэнни Пакьяо, Микки Рурку, Пэрис Хилтон, тренерам и промоутерам – даже соперники Проводникова не могут болеть против него.   

4. Проводников к тому же «Сибирский Рокки», уже сформировавшийся довольно спонтанно бренд, товарный знак и идеология – все воедино. Бренд на экспорт, но абсолютно пригодный и для внутреннего использования. Здесь все – морозы, характер, трудолюбие, безрассудная храбрость и история успеха. Косвенно он все время это подтверждает, и он готов драться с лучшими. Trending worldwide – так начали говорить про Руслана после его победы.

5. Права на следующий его бой у Боба Арума. Руслан требует попеременно Маркеса, Майдану – и договаривается с ними о боях в твиттере. Ни один боксер не может отказать Руслану, показать, что кишка тонка. Это проверка на «пацанство», на готовность самоутвердиться, ответить за свои слова, доказать болельщикам, что ты чего-то стоишь и готов выдать лучшее, на что способен. Потому что иначе с Проводниковым – уже не совладать.   

Однажды мне приснился новый мир, мир бокса, где ринги сплошь заполнили в невероятном количестве ребята, которые дырявили друг другу веки, ломали свои руки, выбивали суставы, теряли сознание в перерывах между раундами. В Америке в большинстве штатов бокс запретили, в Европе он сам собой умер, только Азия и Латинская Америка поставляли на ринг пушечное мясо в невероятных количествах. А я стал бояться смотреть бокс. Хорошо, что он есть, но еще лучше то, что Руслан такой практически один. Есть персонажи похожего стиля, сопоставимые по отдаче и агрессии в ринге, многие не лишены харизмы. Но все они – не Сибирский Рокки. Даже близко. Только Проводников.

Лучшее-2013. Как Германия стала фабрикой молодых талантов