7 мин.

Олимпийский бокс – темная сторона

Андрей Баздрев подводит не самые радостные для бокса итоги Олимпиады, замечает, что для сборной России золото завоевал именно тот боксер, которого неоднократно пытались из команды убрать, и предлагает свое решение проблем.

Ок, случилось то, что случилось – все достойные (почти все) выбиты из турнира, все, кто должен был выйти в финал – там оказались, казахские спонсоры и партнеры довольны – их парень получил кубок Вэла Баркера, и теперь господин Ву чувством выполненного долга спешно убирается ко всем чертям – домой, на Тайвань.

Там своих не выдают ни при каких обстоятельствах. Он бежит и дико хохочет, совсем как Усейн Болт, и притормозит только у финиша, чтобы оглянуться на всех неудачников, оставшихся за чертой. Он окончил университет дома, Оксфордский технологический колледж и Ливерпульский университет, он член МОК с 1988 – и знает, как заметать следы. Он маленький генерал, и любит воевать на нескольких фронтах сразу. После избрания в 2006 году, когда он сменил на посту главы АИБА Чаудри, Ву устроил большую показательную чистку – но пока PriceWaterhouseCoopers занимались финансами АИБА, он продолжал работать с мафией, наркоторговцами и коррупционерами. Темная сторона победила.

У российской сборной медаль взял только Егор Мехонцев. Корреспондент «России-24» Дима Занин троллит своих собеседников автоматически, по инерции, как привык: «Ну как там у вас дома, в Асбесте, как обстановка?»... Хотелось, чтобы Егор ответил: «Ну, как же, обстановка напряженная – ввели танки, население приступило к массовым погромам»... Какое настроение может быть у человека, которого неоднократно пытались из сборной убрать, отец которого обвинял тренерский штаб в систематическом пьянстве и неспособности работать на победу. На минуту – отец тренировал Мехонцева с детства и фактически он сделал его чемпионом. Поэтому здесь он прав, и он победитель, а не Федерация бокса России.

С другой стороны, те, на кого ставили Хромов и компания – далеко не ушли. Алоян, не справился с давлением. Бетербиева ошибочно загнали не в его вес, и он просто не смог тягаться с Усиком. Возможно, если бы Артуру повезло с жеребьевкой – он взял бы медаль, даже в этом весе, он сейчас один из немногих боксеров, которые умеют бить, а не обозначать попадания. Андрей Замковой мог выиграть и у Сапиева, и затем в финале – но тактически он был совершенно не подготовлен к такому сопернику, так же как Айрапетян в своем полуфинале. Технически переиграть более быстрого соперника можно только движением, двигаясь туда, где можно начинать атаку, не подставляясь под опережающие действия – нужно считать шаги, резать ринг.

Играя по правилам, навязанным АИБА, тренеры перестали создавать боксеров, которые на голову превосходят соперников технически – это с некоторых пор вообще маловозможно. Преимущество дает только скорость, которая по прежнему убивает. А наши боксеры совершенно разучились решать исход боя, который не заладился, в силовом ключе.

Решение проблем? Сейчас будете смеяться.

Иностранный тренерский штаб. Хромов сделал все, его время ушло. Возможно, он был лучшим, но теперь это не имеет значения. Нужен тренер, который заставит боксеров не приспосабливаться к существующим правилам, а устанавливать свои. Легко сказать, что нужно бить, а не фехтовать – но это ведь вечная проблема – боксер, умеющий бить, как правило не учится больше ничему. Это нелегко сломать, но это происходит. Нужен специалист по физподготовке другого уровня. Не спец по допингу, а тот, кто заставит боксеров дышать три минуты, а не две или две с половиной в раунде. 

Конечно, уже все давно в курсе, что основные проблемы начинаются уже на этапе формирования состава сборной команды. Чемпионат России далеко не всегда определяет лучших в заданном весе, как и контрольные спарринги перед турнирами. Места в сборной продаются, пусть и не всегда за них платят деньгами и подарками. Единожды построенная система работает и будет работать, пока любительским боксом управляют те же люди. А они здесь и, похоже, никуда не собираются...

Вас не удивляет, что Казахстан при отсутствии большого количества интересных боксеров, покидает эту олимпиаду с кубком Баркера? Посмотрите на бокс Серика Сапиева, может, вы увидите там что-то, чего не увидел я. Наверное, все дело в том, что в Исполкоме с недавних пор находится Серик Конакбаев, а Казахстан подписал соглашение о создании Академии АИБА. А еще охотно финансирует турниры АИБА. И даже Гафур, глава Азиатской федерации бокса, переместил свой офис из родного Узбекистана в Алматы.

У Ву золота теперь больше, чем у всей сборной Ямайки в беге на короткие дистанции. Вы ведь в курсе, что с ними (с ямайцами – Болтом, Блейком и другими) работает Анхель Эредиа, бывший глава BALCO, который снабжал допингом Мэрион Джонс, Роя Джонса и других легкоатлетов? Барри Бондс, Тим Монтгомери, Шейн Мозли – они все были очень и очень неразборчивы в те годы. Многие поплатились. Кто-то вывернулся. Мэрион Джонс плакала и отправилась в тюрьму – за дачу ложных показаний. Бывший коллега Эредиа по BALCO Виктор Конте утверждает, что 60 % участников игр сидят на допинге.

Пусть так – в любительском боксе это не имеет особого значения, этот вид спорта входит в 40 % чистых. АИБА превращает все в фарс куда более элегантным способом – уничтожив прежнюю систему судейства и не создав новую, реально работающую.

Это проблема? Ничуть. Посмотрите на сборную Украины. Ломаченко берет второе золото подряд, Усик все так же не знает себе равных – он ни разу за весь турнир не работал на пределе возможностей, Гвоздик и Беринчик без проблем добираются до медалей – открытый, бодрый такой бокс. За эту сборную – хоть они и постриглись как разбойники с большой дороги – хотелось болеть, у них была харизма. И захотелось их побед еще больше, когда Хитрова засудили в бою с британцем Энтони Огого.

Британцев тянули к медалям. Господин Ву не идиот, он знает, что ему простят все, если страна-хозяйка останется с золотом. Тогда Скотланд-Ярд не будет мешать Ву, и его не будут пугать кружащие над Excel Arena вертолеты. Огого был слишком плох, слишком уязвим, его отправляли в нокдауны, гоняли по всем углам, размазали по рингу, но Энтони Джошуа выполнил задачу. На месте Одли Харрисона и Леннокса Льюиса я бы не стал поздравлять Джошуа с победой. Я бы поступил как Владимир Кличко – улыбнувшись, сбежал бы до определения победителей. Впрочем, я так и сделал – первых дней на Играх мне вполне хватило. Были отвратительного качества бокс, первые судейские скандалы, пьяные британцы на трибунах, уверенные, что по итогам им будет, что отпраздновать... Был и хороший бокс – но мало, слишком мало, чтобы можно было говорить о большом спортивном празднике, великом событии, о лучших из лучших...

Когда мне задают вопрос, кого из этих ребят я хотел бы увидеть в профессиональном боксе, я впадаю в тихий ужас и оцепенение. Камарелли, который пытается взять реванш у Поветкина? Но затем первый испуг проходит, я начинаю соображать и понимаю, что Украина и Куба могут делать все это. У этих – получится. Бетербиев, на которого ставили так много, боксер даже не уровня Чакхиева и вряд ли справится с давлением, собственными ногами и нервами. Проблема не в том, что он по-настоящему хорошо умеет только бить – проблема в том, что он не знает, каково это – когда бьют его. То же касается британца Джошуа, но в этом весе и более неудачные проекты заканчивались большими деньгами и титулами. 13 октября Дэвид Прайс дерется с Одли Харрисоном, и, поверьте, Британия будет прыгать, хлопать и визжать от восторга. Джошуа с легкостью доберется до этого уровня, а пойдет ли он дальше – зависит уже от того, насколько быстро он усвоит свои преимущества и недостатки...  

Пока обо всем этом можно забыть. Ву бежит, бежит Ямайка, бегут боксеры... Над всем этим – олимпийские кольца и вертолеты. Скотланд-Ярд отчитывается: «Мы не нашли доказательств коррупции в АИБА».