10 мин.

Олег Патоцкий: низкий рост это преимущество!

— Как молодому футболисту живется в БАТЭ, в котором так много искушенных игроков?

— Нормально. Я со всеми хорошо общаюсь. Ну, понятно, — больше всего с молодыми ребятами. Макс Володько, Андрюха Щербаков, Вадик Курлович — вот мой круг общения. С Володько, кстати, на базе в одном номере живем.

— Олег, скажи, пожалуйста, людям (тебе-то они поверят), что Александр и Максим Володько не братья.

— Люди, не верьте тому, что пишут в газетах! Не братья они :). Просто однофамильцы. Ребята, когда первый раз услышали, будто они родственники, посмеялись чуть-чуть и забыли.

— Говорят, вообще у вас в команде за юмор ответствуют Рудик и Филипенко.

— Да. Плюс еще Дима Бага.

— Ты ведь воспитанник СДЮШОР «Трактор»?

— Ну, как? Еще до «Трактора» полтора года отыграл в школьной секции — физрук просто проводил для нас занятия.

— Паша Нехайчик в ЖЭСе начинал, ты — в школе…

— Вот так получается. После школьной секции попал в СДЮШОР «Торпедо». Первая ее команда называлась одноименно и была уже укомплектована, а вторая — «Автозавод». За нее я и выступал. Тренировались в зале недалеко от стадиона «Торпедо». Легендарное место — посреди помещения там столбы стояли. Полгода поиграл, но что-то не срослось. Вроде бы на меня там и не рассчитывали. И тут Вадим Алексеевич Мурсалов, у которого я тренировался еще в школе, предложил перейти в «Трактор». Он к тому времени уже работал в этой СДЮШОР. Я согласился. Было мне тогда, кажется, девять лет.

— Была какая-то взаимосвязь у СДЮШОР «Трактор» и ФК МТЗ-РИПО?

— Самое удивительное, что была у «Торпедо». Большинство торпедовских ребят переходили в МТЗ. А из «Трактора» забирали в БАТЭ-РМ — детская команда, своего рода перевалочный пункт между СДЮШОР и дублем. Лет в 14-15 я перебрался в РМ. Вообще, нас было человек девять из «Трактора» плюс тренер. Тогда начался турнир лицензирования. И поехали мы по городам играть.

— Немудрено, что перебрались. По минским меркам «Трактор» не самая успешная школа.

— Знаешь, вот наш 91-й год был единственным из всех возрастов, которому удавалось попадать в тройку на городских соревнованиях. А остальные года плелись где-то в конце. Просто так получилось, что у нас команда подобралась играющая.

— Были в детстве проблемы из-за роста?

— В футболе или в жизни?

— Повсеместно.

— В футболе никогда не было. Мне даже нравится, что я маленький. Многие считают низкий рост преимуществом. Высокие защитники таких, как я, игроков не любят. Им тяжело за нами углядеть. Сколько во мне роста?... 167-168 сантиметров. Ну, висел я в детстве на перекладине — пытался растянуться :). Ну, не получилось.

— У тебя нет комплексов по поводу роста?

— Абсолютно никаких! Ну, маленький и маленький. Что теперь поделаешь.

— Такая фактура дает повод для множества соответствующих прозвищ.

— Да, их хватает. В основном называют Колобком. Иногда просто Маленьким. Есть еще несколько :).

— Как жизнь стала двигаться в направлении профессиональной карьеры?

— Отыграл три или сколько-то там «лицензий», и пришел в дубль.

— Пришел и сказал: «Я хороший парень, возьмите меня в команду»?

— Ну, нет. Вообще первый вызов в дубль получился запоминающимся. Воскресенье, восемь часов вечера, мне в школу на следующий день (в классе девятом я, кажется, учился). Звонит Мурсалов, говорит, собирайся, на две недели заезжаешь на сбор в Дудинку с дублем. В общем, красота. Февраль-месяц, учеба в разгаре, а я уезжаю.

Нас из РМ четверо ребят поехали. Было весело, оттренировались пару неделек и вернулись обратно в школу — хорошего понемногу :). Так вот я играл за БАТЭ-РМ и периодически привлекался к занятиям с дублем. А следующей зимой (в 2008-м) начал работать со вторыми номерами на постоянной основе.

— А дальше что?

— Спокойно за дубль играл, в итоге, своей командой заняли третье место в чемпионате. А на следующий год меня и Никиту Харко взяли на турецкий сбор вместе с «основой».

— И какой получилась первая тренировка за главную команду БАТЭ?

— За день до отправления в Турцию тренировались в манеже. Ну, нас там не представляли, что мы такие-то такие из дубля. Построили всю команду, назвали состав, который отправится в Турцию. Мы с Харко неожиданно оказались в списке.

— И что, никакого мандре не было?

— О, мандре было хорошее! Особенно, когда в раздевалку заходил — там уже сидели некоторые ребята. Ты не подумай, я не опоздал. Вроде даже заранее пришел. Но раздевалка уже не пустовала. Ну, мы собрались, зашли, поздоровались со всеми, нашли шкафчики свободные, переоделись и пошли на поле.

— Ко всем по имени и отчеству обращались?

— Нет, просто «привет», пожали всем руки. Но все равно скованность ощущалась. По сравнению с дублем тренировки «основы», конечно, сразу поразили. Совершенно другой уровень нагрузок. А потом было две недели турецкого веселья — я был просто счастлив, что попал в первую команду. Нас, надо сказать, нормально приняли. Никакой дедовщины не было. Да, мячи время от времени таскали, но какого-то негатива или «травли» старшие к нам не проявляли.

— Первую зарплату помнишь?

— Помню. Мы за БАТЭ-РМ играли на контрактах. Зарплата была 120 тысяч. Правда, нам почему-то первую выдали только наполовину. Получил я 60 честно заработанных тысяч и по пути домой торт купил. Вот с родителями и отметили мою получку. А следующую — уже с друзьями.

— Тоже с тортом?

— Ну, примерно так :).

— Залеты в БАТЭ у тебя уже случались?

— Больших не было.

— А маленьких?

— Надо подумать… Ну, на тренировки опаздывал на чуть-чуть. Но особо не безобразничал.

— Ты параллельно с тренировками в дубле еще и учился?

— Да, учился. Можно и так сказать :). Хотя на самом деле старался. Правда, после первого сбора с дублем учеба моя с большего уже закончилась.

— Учился в обыкновенном классе?

— До девятого знания получал в физико-математическом классе. Но потом, не знаю почему, его упразднили. В итоге мы оказались учениками обычного десятого класса.

— А почему физмат?

— Ну, физматематическим наш класс стал на шестой или седьмой год обучения. Начинал-то я в совершенно обычном. С ребятами семь лет проучился, когда появилась физматематическая нагрузка, подумал: «Ну, чего мне куда-то уходить?» Физмат так физмат.

— И что у тебя нарисовано в аттестате напротив записей «физика» и «математика»?

— Две пятерки :).

— По какой системе?

— Десятибалльной. Но аттестат вообще приличный получился — средний балл 7,6. Физкультура и труды реально помогли.

— Ладно, физкультура, труды, пение — по десятке. А как дела обстояли с остальными предметами?

— По русскому была семерка. Остальных оценок не помню.

— Что-нибудь из дисциплин нравилось?

— География. На информатику любил ходить.

— ?

— Учитель хороший был.

— Может, учительница?

— Ну, да.

— Понятно, в подростковом периоде это решает.

— Да не в том смысле. Она веселая была, общаться с ней всем нравилось. Не напрягала особо.

— Помимо футбола у тебя есть какие-то увлечения?

— Когда начал тренироваться с первой командой, времени стало не хватать на что-то еще. Одна мысль — домой приехать и выспаться.

— То есть главное увлечение — сон?

— Да, спать я люблю. Ну, если есть свободное время, сразу же звоню друзьям.

— Музыка, книги, прочая стандартная ерунда?

— Читаю разве что только газеты. Музыка? Музыка всегда со мной. Как и у всех футболистов.

— Что предпочитаешь?

— Наверное, больше всего на флешке у меня рэпа. «Баста» в основном.

— А что, в принципе, в БАТЭ слушают?

— Каждый свое. Но, наверное, большинство молодых любят рэп.

— Были вообще у тебя сомнения по поводу того, в какой ВУЗ поступать?

— Никаких. С 11-го класса знал, куда пойду учиться. Математика и физика — это точно не мое. Я играю в футбол, почему бы мне не выучиться на тренера в БГУФКе?

— Какой ты студент?

— Э… Хороший! Просто великолепный. Учусь на заочке на третьем курсе. Во время первой сессии посещал чуть ли не все занятия. Вообще, стараюсь не пропускать. Ну, вот сейчас у меня тоже сессия. Но никуда попасть не получается. Максимум — одна-две пары за неделю.

— Как на игроков БАТЭ реагируют в институте?

— Ну, как? Как на обычных студентов. Никто не ойкает. — Как фамилия? — Патоцкий. — Ну, иди сдавать, Патоцкий. Я со Скавышем в одной группе учусь. Многие преподаватели и не знают, что мы в БАТЭ играем.

— В прошлом году ты дебютировал в высшей лиге.

— Да.

— Рассказывай. Стоишь ты, значит, трясешься…

— Нет, сижу :). За матчем наблюдаю. Минута 60-я, ведем 2:0. Виктор Михалыч (Гончаренко — Goals.by) так неожиданно подходит и говорит: «Иди разминаться!» Ну, ко мне немножечко Мандрыкин подъехал. Но я быстро собрался. Пошел с Пепе разминаться. Минуте на 80-й смотрю — Александр Владимирович Ермакович машет мне, мол, иди переодеваться.

— И что в итоге?

— Ой, пока добежал до скамейки обо всем успел подумать. Вся голова в мыслях. «Вот сейчас выйду, положу треху, и поедем домой». Не, шучу, конечно. Просто хотелось не обрезать, показать достойную игру. Пока переоделся, прошло еще несколько минут. Подошел Гончаренко, попросил больше играть на атаку. Вот на 85-й я и вышел. Рефери еще минуты четыре добавил. Так что нормально по времени сыграл.

— У тебя же вроде была возможность забить.

— В штангу попал.

— А после матча было первое в жизни интервью.

— Да. Целых два корреспондента ко мне подошли. Неожиданно так. Мне вообще вся эта послематчевая атмосфера сразу очень понравилась. Помню, меня впервые внесли в заявку на матч высшей лиги. Мы в самом начале чемпионата играли дома с «Днепром» (Скавыш победный забил на 94-й минуте). Я же не представлял, что после игры происходит такая движуха: болельщики, журналисты. Культурный шок у меня случился. Весело, в общем. Не то, что в дубле — сел в автобус и поехал домой.

— Общественное мнение о молодежке нового созыва, за которую ты выступаешь, сводится к тому, что она являет собой убогое сборище посредственностей. Что скажешь по этому поводу?

— Ну, да, говорят, что мы отбросы футбола, будто 91-й год был у нас неурожайным. Не знаю, почему так… Неприятно, конечно. Соглашусь, что предыдущие молодежки были сильны и подняли планку. Да, нам будет тяжело повторить их достижения. Но я бы не сказал, что мы совсем никакие. Да, пока не настроили свою игру. Но время еще есть. Мы же не идем на последнем месте без шансов. Возможность попасть на Евро сохраняется. Тем более играющих людей хватает — Политевич, Бага, Хлебосолов…

— Что скажешь о первом голе в высшей лиге?

— Моментов и до матча с «Днепром» хватало. Да вот все что-то не получалось. А тут забил. Брессан и Бордачев все сделали в том эпизоде. Рен сам должен был забивать, но вратарь потащил. А мне оставалось только попасть в пустые ворота. Попал. Эмоций, конечно, было море — эйфория.

— Объясни, как так получается, что два года подряд ты чуть-чуть играешь летом, а осенью снова пропадаешь в дубле?

— Ну… Не знаю. Кажется, лето — это мое время. Как только осень наступает, надо уходить в отпуск :). На самом деле в прошлом году травмировал спину — произошло смещение дисков. Выбыл на месяц, чемпионат по понятным причинам заканчивал в дубле. А в этом году… Ну, пока без комментариев.