16 мин.

Сан-Хосе. Самый хоккейный город Калифорнии

Наконец-то у меня дошли руки написать о том, о чем я должен был написать ещё год назад - о моей поездке в США. До сего дня я опубликовал лишь две работы из-за океана: о том, как мне по счастливому стечению обстоятельств повезло побывать на полуфинале НБА в Бостоне против команды Леброна Джеймса, и о том как мне ещё больше повезло посмотреть свой первый в жизни матч НХЛ из VIP-ложи Staples Center.

Однако всего таких работ должно быть по плану семнадцать. Именно столько спортивных мероприятий я посетил за месяц своих путешествий в Штатах. Сначала 3,5 месяца я жил и работал в штате Массачусетс в двух часах езды от Бостона, а затем мне повезло целый месяц путешествовать и изучать спортивный мир США. Никогда в жизни я не имел столько приключений – со мной случилось много хорошего и не очень.

В Лос-Анджелесе я почти вдребезги разбил машину, которую брал напрокат. В Нью-Йорке я на Брайтон-Бич я чуть не остался без своего телефона, а в автобусе Вашингтон - Филадельфия у меня украли планшет. Сам планшет был уже старый, почти пять лет службы. Но обидно было, что на нем было два моих несохраненных в облаке труда для sports.ru; стихи, которые я писал в дороге и; чёрт подери, фотографии с бейсбольного матча Бостон Ред Сокс - Нью-Йорк Янкиз. Это правда обидно, потому что то, что я увидел на домашней арене Сокс  «Фенвэй-Парк» в плане развлечений - это просто шок, в котором я пребывал несколько дней после посещения. Это другая планета.  

Но было и много хорошего. Во-первых, конечно, сама поездка. Я как и многие  юзеры сидел вечерами с чашкой кофе, зачитываясь статьям из блогов на спортс о том, какой же крутой в Америке спорт. Поэтому я всегда мечтал побывать там и увидеть это своими глазами. Мне повезло, моя мечта детства сбылась. Во-вторых, произошло много событий, которые - это и случайное попадание в скайбокс на Staples, и невероятные поездки и по каньонам, и даже попадание на остров Алькатрас по подделанным в фотошопе билетам. Боже, что мы тогда натворили, чтобы попасть в эту легендарную тюрьму на экскурсию, когда у нас был только один день в Сан-Франциско, а ближайшие билеты продавались только на посещение через 7 дней. 

Тогда весь тур я планировал по ночам, сидя за уже давно утерянным планшетом, сравнивая календари клубов НХЛ, НФЛ, МЛС и МЛБ и покупая билеты на поезда, автобусы и самолёты. Постараюсь вести отчёт в хронологическом порядке, хотя матч Сан Хосе получился пятым в списке (позже вы узнаете почему). Но он был уникальным, даже несмотря на то, что это всё ещё были предсезонные игры. Сан Хосе принимал у себя дома Вегас "Голден Найтс", для которого это была всего вторая игра в истории клуба. Естественно, для меня лично огромный интерес вызывала личность Шипачева. На тот момент, он был одной из главных надежд новой команды "рыцарей", которая набрала состав отказников, и которым пророчили 11-12 место в Западной конференции. Кто бы мог подумать, что через год эта команда чуть не выиграет Кубок Стэнли, а Шипачёв, сыграв за «Вегас» всего три официальных матча, окажется в московском «Динамо». 

Рано утром 21 сентября я отправился в Сан-Хосе из Сан-Франциско, где был буквально полтора дня. Там я увидел совершенно другую Калифорнию, в отличии от той, что была на юге - в Лос-Анджелесе и Сан-Диего. Местные жители тоже называют этот район штата особенным благодаря заливу, вокруг которого уже потом выросли города. Здесь есть океан и пляж, повсюду растут пальмы, а солнце светит 320 дня дней в году. Да тот же лютый «Алькатрас», из которого открывается вид на Сан-Франциско и Золотые Ворота - это просто чудесно. Поэтому двухчасовая дорога до Сан-Хосе была приятной на вид, особенно проезжая Окленд. Неожиданно по левую руку я встретил дом чемпионов НБА - Oracle Center, в котором живёт Голден-Стэйт. 

В Сан Хосе я остановился у местного тридцатилетнего жителя по имени Кевин. Кевин - уникальный американец. Начнём с того, что он голосовал на президентских выборах не за Трампа или Клинтон, а за кандидата из Green Party - партии, о которой вы наверняка и не слышали, хотя кандидат от неё набрала больше миллиона голосов. Кроме того, Кевин отслужил несколько лет в Афганистане в составе армии НАТО и окончил службу всего год назад, навсегда завязав с военным делом. Он также невероятный фанат автомобилей. Самое интересное, что за два дня до моего приезда, он как и я по своей глупости попал в ДТП, разбив автомобиль до состояния, не подлежащего восстановлению. Кевин сел ночью за руль в подвыпившем состоянии, разогнался на хайвее, подлетел, а дальше - очнулся в больнице с наложенными швами на голове и множеством ушибом спустя сутки. Слушая его рассказ и глядя на фото его разбитой машины, я даже не до конца понимал, как он остался жив, хотя сегодня утром его уже выписали из больницы. 

Про его службу в армии я упомянул тоже не случайно. Кевин не сильно фанатеет от хоккея, однако "акулы" частенько награждают представителей армии США бесплатными билетами или другими приятными подарков. Так он и получил два билета на сегодняшний матч, один из которых достался мне. Идём! 

Сан Хосе - типичный калифорнийский городок, пропитанный лет. Но хоккей здесь - это святое, даже несмотря на то, что снег в этом месте последний раз выпадал в 2011 году. "Зато что здесь творилось в прошлом году, когда мы вышли в финал Кубка Стэнли (2016, с Питсбургом). Ты бы видел! Каждый дом украшен флагами, вывески всех баров и магазинов напоминают о следующем матче серии, люди ходят в атрибутике и повсюду игрушечные акулы. А представь, если бы мы ещё и выиграли!" – делился впечатлениями Кевин. Жаль, но пока в истории Сан Хосе, этого ещё не случалось, а тот финал был самой близкой ступенькой к Кубку Стэнли за всю его историю. Впрочем, никто из местных не унывает, наоборот все с энтузиазмом подходят к SAP-Center, где команда встретиться со зрителями впервые за 3,5 месяца разлуки. 

 

Первое, что бросается в глаза в фойе - огромная информационная стойка, куда болельщики могут обратиться по возникшим вопросам и проблемам. Как в аэропорту. 

Предсезонные игры обычно в 2-3 раза уступают по посещаемости играм регулярки. А вот в плане развлекательной программы матч-дэй все зависит от конкретного клуба, и через пару месяцев вы уже сможете это сравнить. Какие-то клубы во время предсезоннки тратятся на матч-дэй по минимуму, а какие-то наоборот - используют максимум возможностей для привлечения зрителей на игры в течения сезона: тестируют новую программу, организуют дополнительные промо-акции, задействуют активы свежеподписанных партнёров. «Акулы», к сожалению, относятся к первой группе клубов. Хотя и даже с этой стороны, нельзя не порадоваться всему тому, что я увидел на арене в тот вечер.  

Фойе арены, которое несмотря на два яруса арены - единственное внутреннее помещение, где расположены все фудкорты и развлечения, а потому столпотворения здесь не избежать, хотя из 17 496 зрителей сегодня здесь собралось максимум 8 тысяч. 

 

Как и принято на аренах в США точки кейтеринга в арене отличаются своим многообразием. Отдельная точка с американским фастфудом, отдельная с пиццей, отдельная для любителей барбекю и так далее. Момент, который меня удивил и вместе с тем огорчил, - все эти точки одновременно закрываются по окончанию второго перерыва. Так что любителям попить пивка после игры нужно искать место за пределами SAP-центра. Но и кроме общепита в фойе есть на что посмотреть и чем заняться.  

Зал славы с легендами «Шаркс». 

К вам обязательно обратятся с самыми выгодными предложениями о покупке абонементов и билетов на новый сезон. 

Тех болельщиков, которые уже приобрели сезонные карточки, ждёт небольшой сюрприз. Своё имя они могут найти на специальном плакате, который висит прямо напротив центрального входа. Мимо не пройдёшь.

 

Популярнейшая на американских аренах лотерея 50/50, джек-пот которой к концу сезона будет уже пару миллионов долларов.

Не забываем про баннеры и плакаты с игроками в стиле нового сезона, которыми украшена арена внутри. 

Атмосферу создают местные болельщики. Очень много поклонников в оригинальных костюмах или интересных средств поддержки. 

Атрибутика в фирменном магазине мне пришлась по душе. Я не болею ни за одну команду НХЛ - только за россиян, однако бывают случаи, когда я покупаюсь на бренды команд, особенно на красивые эмблемы. Так было в Питтсбурге с пингвином, так произошло и сейчас. Эмблема «Сан Хосе», на которой изображена агрессивная акула, перегрызающая хоккейную клюшку пополам - просто шикарная. За 29 долларов купил себе зимнюю шапку с помпоном. 

Линейка широкая, вся продукция уже под новый сезон. Есть оригинальные товары, например вот такие туфельки.

Кстати, если вы совершаете покупку в онлайн-магазине "акул" на свыше ста евро, то доставка по всему миру бесплатна.

Далее - внутрь. С наших пригласительных мест вид был вот такой.

В свободной продаже их отдают за 70 баксов, так что мне здорово повезло. Развлекательная программа мне показалось слабой. Не было традиционного предматчевого шоу на льду, но был крутейший выход игроков из пасти надувной акулы. 

Во время матча большое количество активаций на кубе. Но есть одно но. Публика здесь мертвая, нахожу это в сравнении с другими клубами, матчи которых я посетил. Возможно, именно поэтому только здесь по арене бегают специальные аниматоры, которые заводят толпу во время танцевальных пауз.  

В одном из перерывов конкурс на льду, во втором - видео на кубе о концовке прошлого сезона. За определеную плату на том же кубе можно поздравить кого-то с днём рождения или передать привет.

А ещё у болельщиков «Шаркс» есть свой фирменный жест. Когда удаляется игрок команды соперника, то вся арена гудит и двумя руками показывает жующую пасть. Выглядит здорово!

Ещё, что бросилось мне в глаза и безумно понравилось - здесь можно встретить болельщиков в джерси с фамилией Набоков. Для меня это особенно приятно, поскольку Евгений - кумир моего детства. Здесь его очень любят. В одном из перерывов крутят рекламу, где он вместе с Торнтоном рекламирует абонементы на новый сезон. Думаю, что лет через 5-7 даже можно будет говорить о поднятии его свитера под своды SAP-Center.

Сама игра завершилась в пользу акул. Вегас, кстати пытались освистывать весь матч. Шипачёв ничего не показал, а следующую предсезонную игру он пропустил. А я остался доволен ещё одним немаловажным фактором - я увидел драку. Именно договорную драку двух игроков заранее со снятыми шлемами - такую в России в живую я не видел никогда, поэтому я как и весь зал - был в неописуемом восторге. 

 

Три звезды матча в сопровождении артистичного маскота после игры выбрасывают шайбы зрителям на трибуны, а затем счастливые поклонники расходятся по домам.

Ну а мы с вами посмотрим, чем ещё "акулы" могут похвастаться в работе с болельщиками.

Ну начнём со всё тех же абонементов, которых более здесь более 10 видов: от 6 до 41 матчей. Любой болельщик может собрать свой абонемент, выбрав матчи, на которые он хочет идти. 

Также у акул есть фан-клуб Шаркс 365, который предлагает ряд преимуществ для его членов. Среди них:

- право посещения закрытых мероприятий с игроками

- приоритет в покупке мест на плей-офф 

- лимитированная серия - памятные билеты с игр 

- привязка к персональному менеджеру

- скидки в фирменном магазине 

- приоритет в покупке билетов на матч всех звёзд 2019

- право приоритетной покупки билетов на места в первые три ряда 

- право посещения бизнес-ложи BMW 

На последнем остановлюсь подробнее. В SAP-центре есть отдельная площадка на арене с доступом во время матчей только для членов фан-клуба. Можно сказать, это закрытая зона самых преданных фанатов «Шаркс», где до, во время и после игры можно насладиться общением с единомышленниками, едой с напитками и сервисом. Иногда в лаунже бывают и приятные сюрпризы в виде подарков или бесплатного ужина с бокалом шампанского. 

Помимо этого участники клуба получают и ещё ряд привилегий: бесплатная парковка, матчевые программки, доступ в лаунжи спонсоров и прочее. С полным списком можно ознакомиться здесь: 

 

Отдельно программа лояльности работает в зависимости от количества сезонов, которые болельщик уже провёл в качестве члена фан-клуба. Каждые 10, 15, 20 и 25 лет клуб награждает болельщиков на матче специальным подарком. Помимо это есть и накопительная система скидок на кейтеринг и атрибутика. Эта схема работает лучше пенсионных накоплений. 

Кстати, почти каждую домашнюю игру спонсоры дарят подарки болельщикам. У каждого клуба НХЛ есть календарь промо-акций. Например на домашней игре с Колорадо зрители, оформившие при покупке билета промо-приз, получат вот такую фигурку Джо Торнтона с оторванной бородой.

Что касается мероприятий в нематчевые дни, то в год «Сан Хосе» проводит более тридцати открытых и сорока закрытых ивентов. Часть из них приурочена к национальным праздникам, а часть к важным дням в жизни спонсоров. Среди наиболее популярных - автограф-сессии, вечеринки болельщиков, летние барбекю, массовые катания на домашней арене, детские дни, и многое другое. 

В добавление к этому "акулы" реализуют ещё несколько постоянных программ для детей, в которых принимают участия и игроки. 

"Reading is cool" - хоккеисты посещают уроки в детских садах, читая в уроках чтения.

"FINatical Kids Club" - детский фан-клуб  (до 13 лет), где членство в год стоит 30$. В основном, это детские подарки от клуба, а также скидки на мерч и еду.

"All star scholarship team" - каждая средняя школа награждает семь своих лучших хоккеистов гранатами в размере 5000$ от «Сан-Хосе».

"Sharks and Parks" - уличный хоккей при участии проспектов "акул".

"Little Sharks - learn to play" - короткий курс обучения хоккею детей в возрасте от 4 до 8 лет.

 

Помимо этого «Сан Хосе» помогает нуждающимся, используя свой благотворительный фонд "Shark Foundation". Фонд проводит 3-4 мероприятия каждый месяц, отдавая в среднем 40-50 тыс. $ в месяц. Часто сами хоккеисты навещают больницы и общественные организации.

Это были основные направления маркетинга клуба из Калифорнии, теперь время немного оценить отдачу в виде показателей посещаемости домашних матчей и количества подписчиков в социальных сетях. 

Статистика посещаемости, начиная с сезона 2005/2006

Что касается соц. сетей, то здесь картина такая: 

Facebook: 956 тыс.

Instagram: 400 тыс. 

Twitter: 807 тыс.

YouTube: 21 тыс.  

Сан Хосе уступает ЛА Кингз на 10-15% по кол-ву подписчиков и более чем вдвое обходит Анахайм Дакс. Однако у "королей" есть два Кубка Стэнли, а у "уток" - один, в то время как "акулы" до сих пор не знают этот вкус победы. Тем не менее, если оценивать эту калифорнийскую тройку, то я бы сказал, что Сан-Хосе - самый хоккейный город Калифорнии. И здесь все дело в атмосфере. В следующих выпусках у вас будет возможность это почувствовать и сравнить. Но перед этим, на следующей неделе, мы отправимся в Нью-Йорк, чтобы познакомиться с МЛС, «Янкиз-Стадиум» и молодым, но уже одним из самых известных футбольных клубов США - «Нью-Йорк Сити».

  

P.S. 

Ребята, моя обещанная работа из китайского турне была опубликована на другом спортивном ресурсе. Это случается крайне редко, поэтому надеюсь на ваше понимание. Для тех, кому интересно ознакомится с ней, вы найдёте её под названием "Как проходит матч КХЛ в Китае".