16 мин.

«Ницца» – яркий клуб Лазурного берега

Пришло время рассказать о футбольном клубе с Лазурного берега. Приготовьтесь к лонгриду, который обещает быть интересным, потому что обстоятельства позволили мне провести в этом городе целых пять недель, благодаря чему я изучил маркетинг и работу с болельщиками этого клуба вдоль и поперек.

И поскольку такое изучение было тесно интегрировано в мою местную жизнь, то начну я, пожалуй, с небольшого перелома стереотипов. 

 

Ницца – это не только популярный город-курорт. Многие знают это место как огромный город-пляж с множеством отелей, казино и разного рода развлечений. Здесь действительно очень дорогая недвижимость, сюда приезжает отдыхать элита, а рынок становится все более привлекательным для бизнесменов. О близости с самой дорогой по жилплощади стране мира – княжестве Монако и говорить не приходится.

Однако есть и обратная сторона этой роскоши, она находится на окраинах города. Там, откуда до моря ехать не меньше тридцати минут на автобусе или трамвае. Я поселился в одном из таких районов под названием Pont Michel. Думаю, что его можно с уверенностью отнести к неблагополучным судя по межнациональному составу: процентов 60 здесь были темнокожие, 25 – арабы и еще процентов 10 – выходцы из восточно-европейских республик; французов здесь практически не было. 

Я снимал комнату в многоэтажке, которая когда-то была общежитием для рабочих. Точнее, чернорабочих. Уж, конечно, не из-за цвета кожи, а из-за того, что этот слой общества не работает в сфере туризма и не сидит в офисах. Эти люди занимаются строительством, ремонтом, благоустройством города, а потому встретить их на Английской набережной практически невозможно. Жилье я снимал у семьи – выходцев из Португалии, которые когда-то мигрировали в Лиссабон из родного Кабо-Верде, а 15 лет назад переехали в Ниццу. Отец семейства, к слову, безумный фанат «Бенфики», работает сантехником, мать – работником общественного питания в одной из местных школ.

В этом районе я за пять недель ни разу не увидел отдыхающих, хотя на AirBnB предложения здесь гораздо выгоднее, чем возле пляжа. Зато во второй день пребывания в местном супермаркете я встретил русскоговорящих. При попытке купить бутылку воды через кассу самообслуживания на помощь мне пришел работник магазина. Увидев мою банковскую карту «Сбербанка», он тут же перешел на русский: 

«Тут надо на рубль (на евро – Sports.ru) минимум, чтобы с карты оплатить. А ты из России что ли? Я сам из города Грозный», – сухо произнес мой собеседник. 

В один из будних вечеров я расчехлил пакет со своими «сороконожками» и отправился играть в футбол в один из соседних дворов. Думаете, мы играли на газоне или резиновом покрытии? Как бы не так. Местные парни пинали полусдутый мяч на асфальтированной коробке, а ворота были без сетки. Никакого лакшери. Дворовой футбол таков в любой стране.

Но здесь также была и другая особенность, с которой я ранее не сталкивался. Людей к вечеру становилось все больше и в конце концов на площадке играли по очереди шесть команд. В какой-то момент я огляделся. Около сорока человек на коробке. Из них белый был только один человек. Я. 

 

Это, конечно, было особенное чувство. В итоге меня взяли в команду какие-то два парня в футболках «Марселя». Но признаться, я чувствовал себя лишним. Нет, нет, не из-за цвета кожи, а из-за уровня игры. Совсем другие скорости, нежели у нас в российских дворах подобного типа, да и эти парни на площадке вытворяли какие-то невероятные вещи. Из этих мест потом и выходят чемпионы мира. 

Чем-то мне это напомнило один из кварталов Бруклина, где я когда-то играл с местными в баскетбол. Но нет. Это Франция. Это Ницца. И я уверен, что такой вы её не видели. У вас, быть может, к этой минуте уже сложилось впечатление чего-то скверного об этом месте и людях. Но это не так. Несмотря на всё своеобразие, я встречал только добрых и искренних людей, а эти места полюбились мне с первого дня пребывания. 

Как и во всех городах Франции на улицах Ниццы творилось неописуемое ликование вечером 15 июля. Я же приехал сюда только две недели спустя. Однако атмосфера победы царила еще долго: наверное, вплоть до начала чемпионата Франции. В топ продаж этого лета вышла атрибутика с символикой чемпионата мира в России и новая коллекция национальной сборной с двумя звёздами на эмблеме. Некоторые балконы домов остались увешаны трёхцветными флагами, но самым интересным образом была приукрашена мэрия Ниццы. Жители этого города особенно гордятся победой на ЧМ, ведь человек, поднявший в тот вечер первым кубок мира над головой – уроженец Ниццы и воспитанник одноименного клуба. Именно поэтому над мэрией красуется огромной благодарность Уго Льорису – капитану победителей. 

  

Город живёт футболом. Но так ли это на самом деле – можно узнать только посетив домашнюю игру местного клуба. Кстати, кроме футбольного, здесь есть ещё хоккейный клуб, в котором играет местный российский вратарь. Кто знает, может когда-нибудь руководству КХЛ придёт идея заявить в лигу этот клуб. (Если вдруг это читает кто-то из менеджмента КХЛ, то это шутка, если что) Но, предлагаю на этом покончить со стереотипами о местном городе, напомнив, что здесь на пляже не песок, а галька, и перейти непосредственно к футболу. 

Первую домашнюю игру «Ниццы» я пропустил, а вот на вторую с удовольствием выбрался. Соперник был далеко не топовый – всего лишь Дижон, хотя они до сих пор находятся в лидирующей тройке, и, кто его знает, чем это все закончится. Билеты без проблем можно приобрести онлайн, но в итоге мне сделал подарок приятель по имени Филиппе – обладатель абонемента на матчи Ниццы, который знает моего знакомого болельщика Локомотива, приезжавшего сюда в феврале на матч Лиги Европы. Тот взял его в фирменном магазине в центре города со скидкой 10% 

Единственная проблема – местоположение домашней арены «Ниццы». Новенькая Альянс-Ривьера (не путать с Альянс-Ареной) находится буквально в городском отшибе – в семи километрах от города, где вокруг лишь несколько домиков и федеральной трасса. Добираться сюда на общественном транспорте из центра города займёт около часа. И несмотря на то, что мы с Филиппе едем к стадиону на машине, мы оставляем её где-то за полтора километра до арены и дальше едем на бесплатном автобусе. «Парковка на стадионе есть, но она очень дорогая, а здесь специальные перехватывающие парковки. Владельцы оставляют авто здесь, и, если погода хорошая, то многие делают барбекю прямо на парковке в лучших американских предматчевых традициях.» — рассказывает Филиппе. 

Через минут пять мы добрались до стадиона. Снаружи – такой же шедевр, как и Альянс-Арена, только в отличие от брата из Мюнхена ночью он не подсвечивается разными цветами.

Приехав за час до матча, мы получили возможность сходить в клубный магазин и оценить атмосферу матч-дэй вокруг. «Ницца» уже давно делает из домашнего матча маленький праздник, открывая двери не вход ещё за три часа до старого свистка. Магазин здесь небольшой, но уютный. А самое главное цены здесь очень демократичные – за 11 евро я прикупил здесь себе новые тапки с символикой орла – главного символа клуба с лазурного берега. После покупки Филиппе торопит меня в местную фан-зону, этакий ниццеанский фан-променад, который тут же привёл меня в восторг. 

Целый надувной парк для детей. 

  

Конфетный рай для детей.

Импровизированный танцпол с настоящим диджеем. А рядом – большая площадка с фаст-фудом. 

Спонсорская деревня от Альянс. И какие-то отдельные VIP-точки для обладателей билетов в ложи.  

Мы с Филиппе решили перекусить, взяв по стакану безалкогольного пива (нет алкоголю на футболе во Франции) и какую-то местную закуску под названием Сокко, напоминающую блин, только со специями. Что-то из местной кухни. Мне, признаться, понравилось.

Здесь же неподалёку проходит автограф-сессия бывшего капитана «Ниццы» Варро, к которому выстроилась длинная очередь. Каждый матч за полтора часа до начала сюда приходит кто-то из бывших игроков клуба или травмированных. Жаль, что сегодня был не Марио Балотелли, который объявил о продолжении карьеры в Ницце буквально три дня назад. Здесь он, разумеется, главная звезда и это видно по фамилиям на спине большинства посетителей сегодняшней игры. 

Затем мы заходим внутрь и занимаем свои места на северной трибуне за воротами – прямо напротив фанатской трибуны Populaire Sud. Перед матчем чувствуют того самого бывшего игрока Ниццы, затем на поле начинается небольшое предматчевое шоу, а далее перед выходом команд поле вокруг облетает орёл – точь-в-точь как у Бенфики. 

 

Трибуны после стартового свистка ведут себя не очень живо. Самый верхний ярус закрыт для продажи, а на самом матче собралось порядка 17 тысяч зрителей. Но стадион все-таки чертовски классный.

 

В перерыве я решил прогуляться по фойе арены, и оно, к сожалению, выглядело пустынно. На каждой трибуне работают всего по две точки питания, поэтому длинные очереди неизбежны. И самое главное, непонятно почему атрибутика только в одном месте на стадионе (фирменном магазине) и ее больше нет нигде вокруг, как в Марселе или Сент-Этьене.

Привлекательно выглядит VIP-ресторан на одной из центральных трибун. 

Во втором тайме заметил, что многие заказывают еду себе прямо на место через клубное предложение. Помимо этого оно позволяет заказывать онлайн атрибутику и билеты. Есть также возможность просмотра видеоповтора, онлайн-статистики матча и навигации стадиона. Здесь также бесперебойно работает wi-fi. 

 

Вообще, помимо футбола на стадионе находится национальный музей спорта, который, к сожалению, мне посетить так и не удалось. Но обещают, что скоро одна из футбольных экспозиций пополнится экспонатами с победного ЧМ в России. 

«С переездом на новую арену маркетинг клуба и работа с болельщиками сделали огромный шаг вперёд, — делится впечатлениями Филиппе, — здесь гораздо комфортнее, чем на старом стадионе, где даже крыши не было. А теперь тут каждый матч как праздник, да и цены не кусаются». Что касается цен, то это правда, билеты на матчи такого уровня от 12 евро. Это дёшево. Сезонные абонементы для такого шикарного стадиона, в сравнении с другими клубами очень демократичны. Оцените сами с разными вариациями. Купить можно даже сразу на два сезона – так ещё дешевле. Для владельцев абонементчиков также предусмотрено:

– 10% скидка в магазине

– право выкупа места для друга 

– Специальная цена для покупки билетов на не топовые матчи.

 

Цены на питание на арене тоже не кусаются. Бургер за 6 евро, хот-дог за 5, напитки от четырёх. В старом городе или на пляже таких цен можно не встретить.

«Город тоже как-то преобразился в последние года два. Повсюду мелькает реклама ближайших матчей, а клуб проводит огромное количество активаций за пределами стадиона.» — продолжает Филиппе. Город действительно живёт футболом. 

Искал программку к матчу, но так и не нашёл, а затем обнаружил её в электронном виде на сайте. Очень удобно, особенно для тех, кто не может посетить матч. Кому интересно:

http://library.wobook.com/?type=pmb&version=2.0.1&wokey=WBjV3GF93V1t&tpkey=&page=&opts=&curl=/OGC-Nice/OGC-Nice-Mag.html

Сайт красно-черных, кстати, ведут на трёх языках: английском, французском и китайском, и на нем можно найти тоже кучу всего интересного. Предлагаю более подробно остановиться на некоторых «фишках» орлов в работе с болельщиками. 

Начнём с малого. А именно с самых юных болельщиков Ниццы, которые являются чуть ли не основной целевой аудитории клуба. За 9,90 евро в год клуб предлагает членство болельщикам до 12 лет с получением уникальных привилегий:

– посещение закрытых тренировок 

– участие в эксклюзивных автограф-сессиях

– подарок в виде детского набора атрибутики

– скидки на билеты и атрибутику по специальной карте Mefi Club

У этого фан-клуба есть даже своя коллекция атрибутики.

Детей, кстати, чаще всего показывают по клубному ТВ.

Ну и ещё одно популярное мероприятие завязанное на занятиях детей подвижными играми — караван спорта. Совместно с городом и другими организациями ребята вне стадиона могут участвовать в играх гольф, софтбол, гимнастика, хоккей на траве, настольный теннис и многое другое.

 

Для болельщиков красно-черных постарше, а именно тех, кто болеет за «Ниццу» уже давно, создан «Клуб бывших игроков». Здесь на регулярной основе собираются некогда игравшие за Ниццу футболисты и катают товарищеские матчи, а иногда проводят и другие мероприятия: автограф-сессии, развлекательные программы и так далее. Всё с расчётом на «олдскульную» аудиторию. 

Для любителей провансальской игры в петанк – регулярные турниры. 

 

И отдельно упомяну об участии игроков Ниццы в мероприятиях в городе. С апреля по октябрь для менеджеров Ниццы горячая пора работы, ведь население города благодаря приезжим растёт в 3-4 раза. Разумеется, шанс заинтересовать туриста, а затем сделать его болельщиком Ниццы, упускать нельзя. Для этого клуб часто проводит автограф-сессии прямо в городе.

Бывает, игроки ещё больше сближаются с местными жителями, представляя себя в роли продавцов на рынке или работников газетного киоска.

К сожалению, активная торговля и развлечения запрещены на пешеходном променаде Английской Набережной, но 1-2 раза в год клубу удаётся получить разрешение и провести здесь праздник ФК «Ницца» с аттракционами. В последнем июльском, по данным клуба, приняло участие 4700 болельщиков. Я считаю, что это суперский способ по привлечению туристов в пик сезона на игры клуба, когда все пляжи в такое время переполнены. Для полного счастья не хватало только прокатиться с игроками на одном банане. Но такого на Лазурном берегу ещё не придумали.

Но даже если вы приехали сюда не в летний сезон и у вас не получается сходить на домашний матч, не расстраивайтесь. У вас всегда есть возможность в любой день купить тур по стадиону (как групповой, так и индивидуальный) или зайти в фирменный магазин клуба на площади Массена – в самом сердце города на Средиземном море. 

Также упомяну и про благотворительный фонд Ниццы. Хотя, конечно, в футбольных клубах Западной Европы это обязательный атрибут, цифру в более 500 акций по поддержке за сезон я не могу оставить без внимания. По местным меркам, это очень много.

И напоследок немного о количественных показателях. 

Социальные сети:

Facebook: 450 тыс.

Twitter: 407 тыс.

Instagram: 144 тыс.

YouTube: 40 тыс. 

 

Посещаемость за последние пять сезонов: 

2013/2014 – 22 913 (7-е) 

2014/2015 – 18 221 (10-е)

2015/2016 – 19 192 (9-е) 

2016/2017 – 22 949 (8-е)

2017/2018 – 22 876 (10-е)

После феноменального сезона 2016/2017, когда «Ницца» сенсационно заняла 3-е место в Лиге 1, зафиксирован прирост посещаемости 19,5%. Полагаю, в скором времени при такой работе с болельщиками через три года можно прийти к показателю 25 тысяч в среднем за сезон. 

Кстати, тот матч Дижону, «орлы» в итоге проиграли 0:4, но моё впечатление от увиденного ничуть не испортилось. 

P.S.

Что ж, из Французского турне остался рассказ о небольшом путешествии на матч «Сент-Этьена». А сейчас хотел бы анонсировать моё небольшое путешествие на Дальний Восток и Китай на следующей неделе: Пекин между двумя Олимпиадами, предсезонные игры НХЛ в Поднебесной и, конечно же, внутренняя изнанка «Куньлуня в Шанхае». Следите за блогом! 

Топовое фото: globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com