6 мин.

Лямся - новый главный «Салавата»

Вашему вниманию представлен материал финского издания «iltalehti» о новом главном тренере «Салавата Юлаева» Томи Лямсе в переводе на русский язык.

Его уволили из «Йокерита», потом из «Пеликанс», а когда его место в «Эспоо Блюз» пошло коту под хвост из-за банкротства, Лямса уже не был молодым и многообещающим тренером. В сезонах 2015/16 и 2016/17 он нигде не тренировал, хотя ему было под сорок и он был голоден. Единственное, что сделало его знаменитым, так это то, что этого парня выгоняли из клубов.

«Я имею в виду, что это было что-то вроде крика: «Где я буду тренером, или вообще куда-нибудь пойду? Было такое чувство, что сейчас надо вдруг до чего-то добраться, что я могу всем показать, что я сильный тренер», – рассказывает Лямся.

Но ничего не произошло. Шум тоже затих. Всё было забыто. За пять лет он нигде не был главным тренером, пока весной 2020 года его неожиданно не назначили главным тренером «Салавата Юлаева» из Уфы.

«Я и не ожидал этого»

Это был настоящий сюрприз. Так же было и в Уфе.

«Лямся в качестве главного тренера вообще не ожидался», – говорит комментатор КХЛ-ТВ Андрей Юртаев.

Это кажется очень странным решением, и клуб не дал ему никакого приемлемого объяснения. Юртаев отмечает, что нам многое неизвестно в Уфе, миллионном городе на Западном Урале, где он уже три года работает помощником главного тренера.

«Я не помню ни одного разговора с ним. Я думаю, что в России, за пределами Уфы, никто не слышал его имени».

Сам Лямся признает, что пост главного тренера стал для него неожиданностью именно в этот момент. Он не ожидал такого быстрого развития событий.

Помощник Вестерлунда

«Салават Юлаев» назначил прославленного Эркку Вестерлунда в качестве главного тренера перед сезоном 2017/18. Эркка пригласил с собой своего вечного закадычного друга Ханну Вирту и Лямсу, которого знал по работе в «Йокерите».

Вестерлунд считал Лямсу опытным человеком для тренировок. Лямся стал его помощником.

«Было легко уехать в Россию, когда я знал, какую роль тренера я мог бы выполнять. Я хотел помогать Эркке. Это была большая честь», – говорит Томи Лямся.

Помощник тренера – это не очень заметная роль, которая очень хорошо подходила Лямсе, где он выполнял свою работу хорошо.

«Это было самое лучше развитие событий для меня, когда мне не нужно было находиться в этом самом огне, принимая решения и ответственность, но я мог работать».

«И вот мы здесь»

Однако сезон получился совсем не таким, как ожидали финны. В раздевалке команды творился настоящий шторм. Менталитеты сошлись вместе, когда финский тренерский штаб был не так естественен для неохотных российских игроков, которые нуждались в дисциплине и палке.

Вестерлунд и его помощники оказались под угрозой увольнения, который они пережили, адаптировавшись, отказавшись от своих идей, ориентированных на мышление игрока. Результат в итоге оказался неплохим: победа в дивизионе Чернышёва и поражение в седьмом матче полуфинала восточной конференции. Вестерлунд вел переговоры о продлении контракта, но стороны не договорились. Из всей финской компании в Уфе остался только Томи.

Следующие два сезона он продолжал работать помощником главного тренера Николая Цулыгина, накапливая опыт и приобретая новые навыки.

«В прошлом сезоне я чувствовал, что теперь, возможно, моя работа в роли ассистента была замечена в «Салавате», – говорит Лямся. «Я сказал клубу, что заинтересован работать в должности главного тренера. С наступлением весны все пошло своим чередом. И вот мы здесь».

Российский клуб не просто дает должность главного тренера иностранцу. Еще в начале 2010-х финские тренеры были популярны, благодаря успехам Кари Хейккиля и Раймо Сумманена, но времена изменились. Почти каждый российский клуб возглавляет свой российский тренер.

«Мне очень приятно, что за последние три года своим поведением и работой я убедил их в том, что они, в конечном итоге, дали мне этот пост. Я уверен, что все сделано правильно».

Юртаев говорит, что работа Томи за скамейкой «Салавата» выглядела хорошо.

«У Лямсы и Цулыгина было много общения в раздевалке, и иногда именно Лямса разговаривал с игроками в критические моменты и во время тайм-аута. Так что я бы сказал, что Лямся – важная фигура», – проанализировал Юртаев.

Может быть, руководство клуба думает, что теперь он должен взять на себя инициативу.

Обучение на русском языке

Лямся, который провёл три года в России, достаточно хорош усвоил язык, чтобы перевести некоторые упражнения на русский язык. Томи хочет взять немного уроков русского в течение лета.

«Ну, я понимаю слова и контексты, если вы говорите о хоккеисте. В остальном же это своего рода смесь английского и русского языков».

Как человек, который год работал под руководством Вестерлунда, Лямся также знает подводные камни. По сей день коучинг в России – это холодный авторитарный метод, и революционизировать культуру в России невозможно.

«Теперь я знаю, что ценят эти игроки и как они воспринимают происходящее. Российский игрок много работает и готов это делать, но они также настаивают на том, чтобы кто-то руководил и давал четкие приказы. Когда вы представляете их с ясной целью, куда вы идете и как вы туда идете, они готовы идти за вами».

Душевное спокойствие

В эти дни Лямся, семейный человек из Лахти, проводит большую часть своего времени на телефоне, собирая команду на следующий сезон. Если заглянуть далеко в прошлое, когда ему было всего 32 года, Ярмо Кекяляйнен (ныне – генеральный менеджер «Коламбуса») сделал его главным тренером «Йокерита». Возможно, это назначение случилось слишком рано.

«Разум успокоился. Я провел три года в КХЛ, и теперь этот выбор главного тренера убедил меня, что все идет в правильном направлении», – говорит он. Теперь я просто хочу показать болельщикам и руководству «Салавату», что был хорошим выбором. А про себя скажу: «Эй, это то, о чем я всегда мечтал».

Оригинал текста на финском языке здесь.

Фото: EERO LIESIMAA, MATTI RAIVIO/AOP.