13 мин.

Как Риверс-тренер и Риверс-генменеджер мешают друг другу

Баскетбольный мир НБА никогда не был ограничен только двумя командами, которые пытаются закинуть побольше круглых оранжевых объектов в обтянутое сеткой кольцо. С самого своего основания в далекие 1940-е лига работала не только как спортивный турнир, но и как бизнес-проект. В условиях такой двойственности в НБА росли как великолепные тренеры, управлявшие игрой своих подопечных на паркете, так и эффективные менеджеры, в чьи обязанности входит подбор нужного персонала, с которым работать главному тренеру.

Немногим удавалось совмещать тактическое управление теми игроками, которые выходят прямо сейчас на паркет, и стратегическое управление командой, которая должна будет выигрывать завтра, через неделю, в плей-офф, через два года. Чем сложнее становились правила игры – и баскетбольные, и управленческие – тем отчетливее виднелась грань между тренерским штабом и фронт-офисом клуба НБА. Ред Ауэрбах и Пэт Райли уставали от повседневного наблюдения над командой и концентрировались на менеджменте, Дон Нельсон и Грегг Попович передоверяли работу с менеджерами, агентами и прочими субъектами неигровой части мира НБА своим помощникам, и из тех вырастали великие, чемпионские ГМы.

Управление клубом как баскетбольной дружиной и управление клубом как кадровым бизнес-проектом – это два слишком разных навыка. Как великие игроки не очень часто становятся хорошими тренерами, так и снискавшие славу тренеры иногда не могут похвастаться необходимым для работы генменеджера чутьем.

* * *

В 2013 году «Клипперс», тогда еще принадлежащие Стерлингу, собрали самый сильный состав в своей истории. Подаренный лигой Крис Пол обжился в новой команде, Блэйк Гриффин преодолел проблемы роста, ДеАндре Джордан был готов к большей роли, удачно вписался ветеран Джамал Кроуфорд. Команде не хватало лишь главного тренера, способного побеждать – Винни Дель Негро, при всей своей поповичианской родословной, уперся в потолок.  Взгляд Дональда Стерлинга упал на самый блестящий объект – чемпионский перстень на пальце Дока Риверса.

Затевавший перестройку «Бостон» разводился со своим тренером. У Риверса оставалось еще три года по контракту, но клуб и тренер планировали идти разными дорогами. «Клипперс» в своем желании перехватить Риверса у других команд (в первую очередь у соседей по городу) перестарались – они не только пожертвовали драфт-пиком первого раунда за тренера, который мог достаться им даром, но и назначили Дока управлять всеми баскетбольными процессами. При этом «парусники» забыли, что сильные команды строятся в условиях, когда краткосрочные цели главного тренера уравновешивают долгосрочное планирование менеджмента. Ко всем вопросам комплектования состава нужно подходить с разных сторон: какой-то баскетболист может усилить команду сейчас, но затраты на него слишком высоки. Новый игрок более звездный, но старый лучше знаком с игровым рисунком команды. Можно сбросить все свои будущие драфтпики ради опытных ветеранов, но «пики в любой ситуации можно обменять, а игроков – не всегда» (с). И так далее.

Может ли быть у одного Риверса сразу две точки зрения? А ведь «Клипперс» нужен как человек, который полностью сфокусирован на вечерней игре, так и другой человек, который полностью сфокусирован на дате предстоящего дедлайна.

Риверс – сильный тренер. Его любят игроки, для которых он одновременно и авторитетный наставник, и опытный товарищ, побывавший в их шкуре. Его любят владельцы – от Грусбека до Баллмера, который, едва купив клуб, сразу сделал Дока самым высокооплачиваемым (более 10 млн. в год) тренером лиги. К Риверсу едут лучшие ассистенты – сегодня у него в штабе сразу два помощника, которые самостоятельно выигрывали серию плей-офф. Док доказывал свой статус талантливого тренера и в молодых «Мэджик», и в чемпионских «Селтикс», и наверняка докажет еще раз с «Клипперс» в ближайшие годы.

Проблема в том, что Риверс-менеджер делает слишком много, чтобы не позволить Риверсу-тренеру побеждать.

Как Риверс-менеджер мешает Риверсу-тренеру

Первый трейд комом

Как только Риверс заступил на посты князя и митрополита «парусников», над ним уже висела сложная управленческая проблема: что делать с Эриком Бледсоу, на которого был серьезный спрос в лиге. По мнению окружавших Риверса людей Бледсоу не вписывался в команду Криса Пола и не заслуживал той прибавки, на которую сам игрок рассчитывал (привет истории с Харденом и «Оклахомой»), а потому было принято решение Эрика менять, пока тот не стал свободным агентом.

«Клипперс» были намерены трейдом Бледсоу улучшить глубину состава на позициях 2-3 – и на первый взгляд, им это удалось: в трехстороннем трейде они получили Редика из «Бакс» и Дадли из «Санс», избавившись от Бледсоу, Батлера и пика второго раунда. Но если копнуть глубже, мы увидим, что свои карты Риверс разыграл бездарно.

Кэрон Батлер, изначально ушедший в трехстороннем трейде в «Финикс», вскоре был отправлен в «Милуоки» на пару ненужных игроков. Выходит, что привлекать третью сторону к сайн-энд-трейду Редика вообще было незачем – «Бакс» помогли бы ЛАК получить Редика и просто так, за Батлера. Именно так «Миннесота» тем же летом получила Кевина Мартина, отдав всего лишь Люка Риднаура. Да еще и наличные получила в том обмене!

Отбрасываем размен Редик-Батлер, и выходит, что Бледсоу вместе с пиком второго раунда отдали за одного Джареда Дадли.

Стоило ли спешить и избавляться от молодого атлетичного защитника ради получения одного очень среднего игрока? В то же самое межсезонье Дрю Холидэя меняли на пятый пик драфта, Майка Миллера подписывали за минималку, Монта Эллис был доступен почти по той же цене, что и Редик… а «Клипперс» отдают свой лучший обменный актив за Джареда Дадли. Доплачивают за это пиком второго раунда.

Если вспомнить, что параллельно с трейдом Бледсоу на запчасти «Клипперс» планировали обменять ДеАндре Джордана на Кевина Гарнетта, но напоролись на запрет лиги, становится совсем печально. Док Риверс не способен рассчитать цену своих активов.

Замена Бледсоу

Ушел запасной разыгрывающий – нужен новый запасной разыгрывающий. Док Риверс, недолго думая (а зря, стоило подумать дольше), обращается к кандидатуре Даррена Коллисона, который так удачно подменял Пола в «Новом Орлеане». Конечно, Коллисон хорошо играет только тогда, когда Пол травмирован и Даррена переводят в старт, – но это же даже хорошо, ведь Крис обязательно пропустит свои дежурные 10-15 матчей.

В наличии у Риверса есть пятимиллионное исключение, которое он разделит между Коллисоном и Мэттом Барнсом. В тот момент менеджер-Риверс думает, что игроков калибра Барнса так просто не найти, а вот разыгрывающих – пруд пруди. И он режет это исключение не пополам, а так, что Барнсу достается кусок более 3 миллионов, а Коллисону – меньше двух. Тогда Даррен ставит условие: он примет такой скромный контракт, но только с опцией игрока на второй сезон. Если он сможет доказать, что достоин большего, то разорвет контракт через год и станет свободным агентом.

Сегодня Коллисон играет в старте «Кингз» за 5 млн. в год, резко улучшив все свои средние статистические показатели, а у «Клипперс» вообще нет никакого запасного разыгрывающего, и они нацелены (боже мой) на выкупленного «Бостоном» Нэйта Робинсона. Чуть больше доверия Коллисону – и сейчас бы у Дока Риверса был бы надежный запасной разыгрывающий. Или у Дока Риверса был бы хороший игрок на недорогом контракте, которого можно было бы хорошо обменять. Пока непонятно, что из этого Доку нужнее.

Замена замене Бледсоу

Коллисон ушел, Риверс стал искать нового дублера для Пола. Им оказался Джордан Фармар, карьера которого с 2011 года состоит из половины сезона в «Маккаби», половины сезона в слабых «Нетс», невзрачного года в «Эфесе», и, наконец, чередования травм с игрой за худший состав «Лос-Анджелес Лейкерс» в истории.

Такие игроки стоят не больше минимального контракта; Док Риверс-тренер умолял Риверса-менеджера поскорее подписать разыгрывающего, и тому ничего не оставалось, как внять мольбам своего тренера и дать Фармару двухлетний контракт с зарплатой в 2 миллиона. На те же деньги другие команды смогли подписать Джамира Нельсона и Стива Блэйка.

Фармар не доиграл даже до конца первого года своего контракта: Риверс понял, что пользы от него никакой, и отчислил Фармара, оставив себя вновь без разыгрывающего второй пятерки. «Клипперс» теперь нацелены на выкупленных свободных агентов, но есть большие сомнения, что Нэйт Робинсон или кто-то вроде него сможет помочь ЛАК. А это означает еще меньше отдыха для Криса Пола, больше мелких травм у лидера, больше усталости в решающие моменты. Риверс-тренер вновь должен решать проблему, которую должен был решать Риверс-менеджер.

Драфт

Тут даже и не скажешь, кто больше виноват – менеджер, который выбирает игроков с вполне очевидным потолком развития, или тренер, который не умеет развивать новичков и не доводит своих молодых игроков даже до того прогнозного потолка. Два года подряд «Клипперс» на драфте останавливают свой выбор на «старых» свингменах (Баллоку было 22, Уилкоксу – 24). Авось, кто-то из них и поможет на больной позиции форварда. Вот только забывается правило: «драфтуй за талант, обменивай по нужде». Нельзя смотреть на драфт с позиции проблемных мест в ростере – нужно брать самого талантливого игрока в потенциале, а потом уже выгодно обменять его, если понадобится.

С другой стороны, эти же самые люди обменяли Бледсоу на пустоту, так что… наверное, стоило просто обменять эти пики до драфта, раз уж не умеешь работать с новичками.

Как Риверс-тренер мешает Риверсу-менеджеру

Дыра на позиции ЛФ

Но не только Риверс-менеджер вредит команде. Часть проблем – вина Риверса-тренера. Например, в извечном вопросе с легким форвардом виноват скорее тренер, чем ГМ.

Мэтт Барнс все так же играет на своем трехмиллионном контракте, с каждым годом теряя цепкость в защите, в то время как «Клипперс» страдают от слабой ротации свингменов, плохой скамейки, отсутствия второго разыгрывающего. Док даже ставил в старт Баллока и Кроуфорда вместо Барнса, но ощутимых результатов это так и не принесло – выходит, что альтернативы Барнсу до сих пор нет.

А где же Дадли, что стал компенсацией за Бледсоу? Джаред провел очень плохой сезон в ЛАК, что было вызвано также и травмой, но в большей степени тем, что Дадли так и не понял, разрешено ли ему бросать мяч, или же он должен отбросить его обратно Полу либо грузить Гриффина под кольцом. Риверс-тренер решил, что Дадли не вписывается в его систему, и дал отмашку самому себе поскорее от Дадли избавиться.

Золотое правило торговли – не продавай товар, если спрос на него находится на минимуме. Лучшим вариантом было продолжать надеяться на Джареда, а не скидывать его из платежки, только бы сэкономить. Команды-претенденты на титул никогда не руководствуются только принципами экономии, а в трейде Дадли в «Бакс» одни эти принципы и были. Более того, пришлось доплачивать пиком первого раунда 2017 года, чтобы «Милуоки» приняли на себя двухлетний контракт Джареда.

Круг замкнулся: за Эрика Бледсоу и пик-2017 «Клипперс» не получили ничего. Тем временем Дадли вновь обрел себя и стал важным винтиком в механизме удивляющих «Бакс».

Налоговое бремя

Ситуация с Дадли усугублялась тем, что над платежкой «Клипперс» висит жесткий потолок. Он возник, когда Риверс пригласил Спенсера Ховса, заплатив ему полное исключение среднего уровня (MLE). На тот момент ход казался продуманным с игровой точки зрения – команде был нужен атакующий с дистанции «большой», способный растягивать оборону как в паре с ДеАндре, так и с Гриффином. Подписание оказалось ошибкой – Ховс бросает мимо все, что только может, иногда не попадает не то что в кольцо, а и в состав команды, выходит на жалкие 17 минут в среднем. Что ж, ошибки случаются у всех.

Но главная свинья, которую подложил Риверс-тренер своему начальству в виде себя самого: теперь платежная ведомость команды не может превысить 80,8 млн. ни на секунду. «Клипперс» рады бы пригласить кого-то еще, но сейчас у них даже минимальные контракты еле влезают под жесткий потолок, а вы тут о Джоше Смите мечтали.

В таких условиях ростер заполняется минималками, но даже тут Риверс совершает ошибку, потому что думает как тренер, а не как менеджер. Он верит в то, что способен реанимировать Глена Дэвиса и Хедо Туркоглу, и вместо того, чтобы заменить их прошлым летом на других игроков с минимальными контрактами, продлевает еще на год этих. Из-за этого у Хедо и Биг Бэйби есть право вето на все обмены со своим участием (они играют на однолетнем контракте, после которого у них появляются ранние права Берда – нюанс CBA, который Риверс решил не воспринимать серьезно). Поэтому даже отдать их трупы истекающие контракты в обмене ЛАК не могут – приходится скидывать более молодых Каннингема, Баллока и Дагласа-Робертса.

Дэвис, Туркоглу, Фармар, Грэйнджер, Вуячич, Джемисон… никого из них Риверсу-тренеру так и не удалось воскресить, а страдает из-за этого менеджер, который вынужден забивать платежку. Ходит шутка: если ты сдулся как игрок, но в плей-офф 2010 года приносил пользу, жди звонка от Дока. Риверс пока не научился подбирать ветеранов в обойму своей команды – он действительно как будто оценивает игроков по их выступлениям пятилетней давности.

Как Риверс-отец мешает всем остальным Риверсам

Слишком много Риверсов

Новый проект «Клипперс» – воссоединение отца и сына. На самом деле этот проект лишь воплощение старого, неудавшегося: когда-то ЛАК при Данливи-старшем выменяли Данливи-младшего, но в последний момент трейд сорвался. Как говорит сейчас сам Майк, он бы не хотел играть под руководством своего отца: «Я беспокоился за отношения с одноклубниками. Вся эта ситуация казалась мне очень неловкой». Примерно так же считает и отец: «У меня отличные отношения с сыном, и единственный способ их испортить – это стать его тренером».

Почему же «Клипперс» так спокойно отнеслись к тому, что сотрудничество отца и сына не приведет к нарушению командной «химии»? Наверное, потому что добро на этот трейд Риверса к Риверсу давал человек с той же самой фамилией. Более того – Остин будет свободным агентом через несколько месяцев, и его будущее в команде и зарплату будет определять его отец. В какой-то момент Доку придется либо сказать «гуляй, сынок», либо подписать Остина на те деньги, которых тот (по крайней мере пока) не заслуживает.

* * *

Док Риверс не так давно работает в менеджменте «Клипперс», но ядро клуба из Пола-Гриффина-ДеАндре и Кроуфорда остается таким же, как до него. Ни один ветеран не вписался в команду, ни один молодой игрок не пробился в ротацию. Доку предстоит осознать, что умения и навыки ГМа не появляются просто так от наблюдения за работой других. Риверс никогда не был в шкуре человека, который должен принимать долгосрочные решения, – и чем раньше он поймет, что этим должен заниматься специалист, тем больше шансов будет у Криса Пола наконец-то пройти второй раунд плей-офф.

Впереди у Дока важное межсезонье – перед ним и испытание в виде нового контракта ДеАндре, которому кто-то даст максималку на рынке, и важное решение по сохранению Кроуфорда, и новые попытки привлечь полезных ветеранов на очень ограниченное место в платежке. Имена типа Дока Риверса или Фила Джексона манят звезд, но не помогают окружить их полезными игроками.

«На самом деле нет особой разницы между двумя ролями, кроме того случая, когда приходится не соглашаться. Мы с Дэнни иногда спорили – либо он уговаривал меня, либо я его. Сейчас с моими помощниками то же самое. Они приходят и говорят, что им нравится какая-то сделка, а я не соглашаюсь. Они меня уговаривают. Иногда я соглашаюсь с ними в итоге, иногда стою на своем. Единственное отличие – теперь, если я действительно против чего-то, последнее слово за мной».

В этих словах вся дихотомия Риверса – он взвалил на свои плечи слишком большую ответственность, и у него нет своего Бьюфорда, который бы смог его отговорить от опрометчивых и недальновидных ходов.

Два паруса этого клипера поставлены на разные ветры.

Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Stephen Dunn