12 мин.

Зал cлавы: Джон Вуден

Фото: REUTERS/Jeff Vinnick/File

Легендарный Джон Вуден, до того как стал великим тренером баскетбольной программы университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, был великолепным игроком. За свои подвиги на паркете – сначала в университете, затем в профессиональных командах – Джон Вуден был введен в Зал Славы Баскетбола как игрок. Таким образом, Вуден – один из всего лишь троих (вместе с Биллом Шерманом и Ленни Уилкинсом) людей, кто был введен в Зал Славы по двум категориям, а поэтому его игровая карьера заслуживает подробного рассказа. Хотя она и не так известна, как последовавшая тренерская работа.

В рамках проекта «Зал Славы НБА» Джон Вуден стал первым игроком, попавшим в этот Зал. Ниже – история о том, как Вуден считался одной из главных звезд профессионального баскетбола в 1930-е.

Расчет Зала славы НБА: 1936 – Джон Вуден

Перевод главы «The Kautskys» из книги Сета Дэвиса «Wooden: A Coach’s Life» (с сокращениями).

После окончания колледжа Вуден стал школьным учителем физкультуры и английского языка в Индиане. Он всегда приглашал своих учеников на игры профессиональных баскетбольных команд. Мальчишки очень хотели увидеть своего наставника в действии. «Говорю вам, он был феноменален, – рассказывал впоследствии один из них. – Он был быстр, хотя и невысок. Но он – и я не преувеличиваю – бежал с мячом быстрее, чем все остальные игроки без мяча».

В свое время Вуден считался одним из лучших игроков среди студентов, и позднее он стал одним из самых успешных профессионалов в Америке в 1930-е годы. Проблема состояла в том, что сам профессиональный баскетбол в Америке в 1930-е едва существовал. Баскетбол был ограничен несколькими командами, которые «гастролировали», то есть путешествовали из города в город на выставочные матчи. Даже для игроков калибра Вудена профессиональный спорт был лишь досугом, сторонним занятием, которое могло утолить жажду состязания, а заодно принести лишнюю пару долларов.

На Северо-Востоке США базировалось несколько популярных во всей стране команд, а на Среднем Западе центром баскетбольного мира была Индиана. Провидца, благодаря которому это стало возможно, звали Фрэнк Каутски, и он владел небольшим, но прибыльным двухэтажным гастрономом в Индианаполисе. Маленький бодрый лысый человек с круглым лицом и визглявым голосом, Каутски был сгустком энергии, любившим сигары и костюмы-тройки. В 1920-е он играл в полупрофессиональный бейсбол и даже содержал свою команду, но когда друг познакомил его с баскетболом, Каутски сразу осознал, сколько эта игра может приносить веселья. А заодно осознал, что в его родном штате она может приносить не только веселье, но и прибыль.

В 1930 году он основал свою команду, которую так и называли – «Каутскис». С тех пор сотни приходивших на арену зрителей могли лицезреть лучших баскетболистов страны. Великая Депрессия сеяла хаос повсюду, и крупнейшая баскетбольная лига США – Американская Баскетбольная Лига – развалилась в 1931 году, но Каутски всегда держал цены на билеты низкими и ни разу не отказал своим игрокам в обещанном заработке. Он всегда носил с собой пачку купюр, которую игроки прозвали «большой кочан капусты», – и если они хорошо выступали, то получали дополнительные 5 или 10 баксов.

Каутски любил игру, но в первые годы терял на ней деньги. Он понимал, что если профессиональному баскетболу и суждено стать прибыльным, то только при содействии большой звезды. И он достал ее в 1932 году, когда выпускник Джонни Вуден покинул университет Пердью. Каутски встретился с Вуденом в Индианаполисе и смог убедить его пойти в профессионалы, ведь в отличие от других команд в других городах, здесь Вудену не нужно было бы бросать преподавание в школе. «Он был чудесным человеком, – говорил Вуден о владельце. – Редко бывало такое, чтобы он не положил пару лишних купюр в мой конверт, и даже заботился о моих привычках. Например, он знал, что я любил салат из фруктов. За это мне всегда немного доставалось от одноклубников, но с Фрэнком мы всегда ладили. Это были отличные времена».

Реклама 18+

Во время выездных игр Каутски печатал афиши с изображением Вудена. Он подписывал и других ярких игроков эпохи, но Вуден всегда оставался лицом франшизы. Партнер Вудена по «Каутскис» Фрэнк Бэйрд так описывает одну из гостевых игр в Питтсбурге, на которую набилось множество зрителей в надежде увидеть «Резинового человека» (прозвище Вудена): «Первое, о чем фанаты спросили нас, когда мы вышли на арену: “А кто из вас Джон Вуден?” Не знаю, играл ли он раньше тут, но зрители приходили именно на него». Увы, болельщики ушли разочарованными, поскольку работа в школе заставила Вудена остаться в тот раз дома.

В этом смысле Вуден не отличался от других. «Мы обычно играли в выходные, поскольку у всех баскетболистов была другая работа, – рассказывал Вуден. – Лига была очень свободно организована, не было никаких коммисионеров, у каждой команды были свои судьи». Игрокам приходилось самим заботиться об экипировке и транспорте. «Иногда я вел машину всю ночь, приходил домой, шел в душ, надевал чистую рубашку и отправлялся прямиком в школу. Зачастую во время поездок на игры я составлял учебный план. Не думаю, что мое преподавание страдало из-за этого, но легко не было».

* * *

Охотник до крупных соревнований, Каутски в 1932 году договорился с бизнесменом из Акрона, работавшего на шинном заводе, об организации единого турнира, в котором бы играли лучшие коллективы Огайо и Индианы. Они назвали себя «Национальной Баскетбольной Лигой». На одну из игр новой лиги пришло четыре тысячи человек, которые увидели, как Вуден набрал 21 очко. Но таких вечеров было мало, и лига прекратила существование по окончании сезона.

Но Каутски не угомонился. Он верил, что болельщики в Индиане начнут покупать его продукт, если там будет на что посмотреть. И он стал охотиться за топовыми соперниками. Так в город стали часто приезжать три титана с Восточного побережья – «Ориджинал Селтикс», «Гарлем Глоубтроттерс» и сильнейшая команда мира – «Гарлем Ренессанс», они же просто «Ренс». В 1933 году «Ренс» выиграли 120 матчей, проиграв всего 8. Несколько раз они прибывали и в гости к «Каутскис». В школьных командах в Индиане уже появлялись темнокожие игроки, но еще никто в этой части США не видел команду, полностью состоявшую из негров. Однако, несмотря на разное отношение к вопросам расы, всем зрителям приглянулся их задорный, командный баскетбол. На некоторые матчи приходило до 15 тысяч болельщиков!

Когда Вуден впервые столкнулся с «Ренс», он смог набрать всего 7 очков, а «Каутскис» проиграли 28-34. Сам большой поклонник баскетбола, Джон был очарован талантом, грацией, а в особенности тонкими командными взаимодействиями «Ренс». «Я боялся, что сейчас перестану играть и начну наблюдать за ними», – признавался Вуден.

На следующий день местная газета вышла со схожими оценками. «Великолепие! Именно этим словом можно описать чудесные пасы, ведение мяча, командную игру и умение набирать очки цветного квинтета «Ренс», которые вчера обыграли «Каутскис» в одном из лучших, если не просто лучшем баскетбольном матче, который когда-либо проходил здесь. Даже умный дриблинг Джонни Вудена пропал из-за Кларенса Дженкинса, который всю игру нес рядом с ним полицейскую службу».

Но и «Каутскис» были не промах. В матче-реванше они обыграли «Ренс», позднее победили и «Селтикс» на глазах у заполненного зала, в котором были только стоячие места.

* * *

Профессиональный баскетбол отличался от того, к которому Вуден привык в колледже. На студенческие игры в основном приходил средний и высший класс, выпускники колледжей или местные любители чистоты спорта. В то же время профессиональный баскетбол был отдушиной для менее образованной массы «синих воротничков». Этим болельщикам нужен был жесткий эмоциональный баскетбол, и команды давали им его. Патриарх филадельфийского баскетбола Эдди Готтлиб обещал зрителям «драку в каждой игре, гарантировано». И когда его команда приезжала в Индианаполис, на матч набивалось огромное число местных фанатов.

Вуден никогда не был поклонником излишней грубости – он считал, что баскетбол является тонким спортом. Но и никогда не боялся постоять за себя. Один из конфликтов на паркете превратился в комический номер. Вуден играл против «Ориджинал Селтикс» и споткнулся о подставленную ногу Джо Лапчика, лучшего центрового эпохи. «Я больно упал и вскочил в ярости, – вспоминал Вуден. – Я кинулся на Лапчика, но не мог до него добраться… У него были очень длинные руки, и вот он держит меня за майку, в то время как я бешено размахиваю руками, но не достаю до него. Наконец, это стало выглядеть так глупо, что мы оба засмеялись».

* * *

С Вуденом в роли наконечника копья «Каутскис» набирали почти 40 очков за игру в сезоне 1934/35, за что были прозваны местной прессой «купцами скорости». В одной игре против «Селтикс» они забросили 63 очка. Глядя на успехи команды, Каутски в 1935 году вновь позвал своего друга из Акрона с целью возродить лигу – на этот раз под именем «Среднезападная Баскетбольная Конференция». Самыми посещаемыми играми стали «дабл-хедеры», два матча подряд в один день на одной арене, один – матч лиги, а другой – с приглашенными командами типа «Ренс» или «Селтикс».

Реклама 18+

Вуден был лучшим снайпером команды, но его главным достижением стала серия из 134 точных штрафных бросков. Когда он совершил свой сотый точный бросок – естественно, «из-под юбки» – с трибуны на площадку спустился владелец команды и презентовал ему хрустящую стодолларовую купюру. «Я был очень рад, но моя жена радовалась еще больше, – усмехался Вуден. – Она соскочила со своего места и мгновенно выхватила у меня эту купюру». Первый сезон новой лиги «Каутскис» завершили на первом месте в таблице с результатом 9-3, но неожиданно уступили в матче за чемпионство малоизвестной команде из Чикаго.

* * *

Вуден старался играть во всех играх, в которых мог, но его никогда не прельщала жизнь профессионального спортсмена. Кроме проблем с переездами и грубой игрой, затее профессионального баскетбола еще не доставало серьезности. Примером этому может являться одна игра в Детройте, в которой «Каутскис» в конце второй половины все время вели с разницей в 10 и более очков, но все никак не слышали финальной сирены. Игроки подошли к официальному хронометристу (табло не было), который уведомил их, что играть осталось две минуты. Баскетболисты провели еще какое-то время на паркете и вновь спросили хронометриста – ответ был тот же: две минуты осталось. «Тогда мы все поняли, и когда игра возобновилась, перестали двигаться, – с улыбкой рассказывал Вуден. – И вот когда соперники наконец забили мяч, выводивший их вперед, игра тут же закончилась, естественно».

В конце сезона 36/37 Вудена пригласили выступить в товарищеском матче за новую команду из города Уайтинг. Владельцем команды был оживленный молодой автодилер Эд Сизар. Его клуб уступил целых 20 очков, но он убедил Вудена подписать контракт на год. Один из игроков той команды вспоминал: «Это стало большой новостью, когда Вуден подписался с нами. Помню, как все газеты говорили только о нем». На следующий сезон Каутски и другие владельцы переименовали лигу, вернув ей название «Национальная Баскетбольная Лига» (хотя национальной она не была – все команды так и были со Среднего Запада). Кроме того, в лиге отменили подброс мяча в центре площадки после каждого забитого мяча – возможно, самое важное изменение правил в истории баскетбола, сделавшее игру быстрее и привлекательнее для зрителей.

Реклама 18+

Кроме Вудена, Эд Сизар пригласил многих известных игроков в свою команду, назвав ее «Олл-Американс». Самой запоминающейся их игрой выдался поединок против лидера лиги, команды из города Ошкош. «Олл-Американс» проигрывали два очка, когда Вуден забросил мяч на последних секундах и перевел игру в овертайм. А затем, уже во втором овертайме принес команде победу, перехватив мяч и забросив решающий штрафной бросок.

Сизар был хорошим бизнесменом, но не умел работать с людьми так, как Каутски. Вуден обнаружил это, после того как он с одноклубником был вынужден вести машину через снежную бурю, направляясь на игру. Это было страшное путешествие, и несколько раз их авто разворачивало на скользкой дороге. Но к большому перерыву они добрались до арены. После матча Сизар раздавал чеки за игру, но Вудену и его другу выписал вдвое меньшую сумму, чем остальным. Вуден запротестовал и утверждал, что они рисковали жизнями, добираясь на матч, однако Сизар не хотел ничего слышать.

Тогда Вуден заявил, что отправляется домой, хотя на следующий день была запланирована вторая игра. «Сизар расстроился. Он сказал, что мы не можем уехать, ведь будет еще матч. Я ответил ему, что если он собирается так работать с нами, мы уходим. В итоге он все же выплатил нам деньги, но поднял дикий шум. Мы согласились отыграть еще одну игру, после этого покинули команду». Остаток сезона Вуден доигрывал в «Каутскис».

К тому моменту все годы ныряния за мячом на паркет начали сказываться на Вудене. В 1939 году он решил закончить свою карьеру игрока, сосредоточившись на преподавательстве.

Национальная Баскетбольная Лига была единственным крупным баскетбольным турниром до конца Второй Мировой, когда на Восточном побережье образовалась Баскетбольная Ассоциация Америки. После нескольких лет войн за лучших игроков, лиги объединились в 1949 году в авторитетную профессиональную лигу – Национальную Баскетбольную Ассоциацию. Вуден никогда не играл в этой лиге, но он никогда не сожалел о том, что ушел из спорта так рано. У него была хорошая семья, хорошая работа и множество воспоминаний. Вуден сделал очень много для того, чтобы школьный и студенческий баскетбол достиг новых высот. Профессионалам пришлось подниматься на эти высоты уже без него.

Джон Вуден был введен в Зал Славы Баскетбола имени Нейсмита в 1960 году в качестве игрока. В 1973 году он был включен в Зал и по тренерской категории.

Видео о ранних годах Джона Вудена: