9 мин.

Разрыв стажа: командировка. 10 игроков НБА, вернувшихся из Европы

Летом 2011 года в НБА случился локаут, и многие игроки подписали контракты в Европе или Китае, чтобы не терять игровую практику, пока лига и профсоюз грызлись за свои миллионы. Одним из таких игроков стал Андрей Кириленко – и, в отличие от подавляющего большинства «командированных», он остался в Европе на целый сезон и показал, какая пропасть существует между местным баскетболом и НБА, сходу став лучшим игроком Европы.

Андрей, как и китайский странник Аарон Брукс, попал в особую категорию баскетболистов, пропустивших целый сезон в НБА, – такие уезжали в зарубежную лигу, но вернулись. Пускай это и не единичные случаи, но такое случается нечастно – обычно игроки либо начинают у себя на родине (как почти все иностранные игроки НБА), либо заканчивают. Та же история и с американскими экспатами в европейском баскетболе – они либо решают начать с Европы, как Билл Брэдли, Билл Лэймбир или многие новички локаутного сезона-98/99, либо завершают там карьеру, как Боб МакАду или Джордж Гервин, но почти никогда не уезжают из НБА, чтобы потом вернуться. Тем не менее, начиная с 1990-х, такие «командировки» происходят почти каждый сезон, и многие затем возвращаются в НБА с новым опытом.

Ниже – десятка заметных игроков НБА, которым в середине карьеры довелось съездить на целый гастрольный сезон в Европу, а затем вернуться играть в Америку.

Терл Бэйли – 1998-99*

* – сезон, когда игрок вернулся из Европы в НБА

Запасной «большой» «Юты» Терл Бэйли много лет подстраховывал весь фронткорт «Джаз», пока его не обменяли в «Миннесоту» в 1991 году. Там Бйэли поиграл три сезона и решил, что в 33 года можно и закончить карьеру в Европе. Но спустя несколько лет в Греции и Италии Терла снова потянуло домой, в Солт-Лейк-Сити. «Это было семейное решение. Четырех лет в Европе достаточно, моей семье уже тяжело». Фрэнк Лэйден не мог не пригласить своего старого знакомого, и Бэйли позволили завершить карьеру в «Джаз», где он и в 37 лет выходил со скамьи, когда Карлу Мэлоуну нужно было передохнуть, словно это 1986 год.

Эдди Джонсон – 1995-96

Форвард Эдди Джонсон известен как игрок, который забил больше всего очков в НБА (19202) без попадания на Матчи всех звезд. Могло бы быть и 20 тысяч, да только в 1994 году Эдди решил поиграть в Греции за «Олимпиакос» (привет Чилдрессу). Он и в НБА-то был уважаемым снайпером, а в Европе с ее короткой трехочковой линией завоевал симпатии фанатов «Олимпиакоса» за точность бросков с дальней дистанции. В «Оли» Эдди стал чемпионом Греции и вышел в финал Евролиги, а потом понял, что и в НБА еще не наигрался. Последнюю игру за «Хьюстон» он провел даже после локаута – на дворе был февраль 1999 года, а Джонсону почти исполнилось 40.

Джо Бэрри Кэрролл – 1985-86

Менеджеры «Голден Стейт» должны были рвать на себе волосы дважды из-за своего центрового Джо Бэрри Кэрролла. Основную массу волосяного покрова – когда поняли, что выменяли первый пик драфта 1980 года (под которым и выбрали Кэрролла) на двух великих игроков – Роберта Пэриша и Кевина МакХэйла. А остатки волос – когда их нереализовавшаяся звезда решила в 1984 году вдруг укатить в Европу. Впрочем, там, в «Милане» с Майком Д’Антони, карьера Кэрролла получила нужный импульс. Став лидером команды и чемпионом Италии, Джей Би вернулся в «Голден Стейт» в хорошем расположении духа и даже попал на Матч звезд НБА 1987 года. Но потом снова сдулся и быстро завершил карьеру. Пэриш и МакХэйл за это время... ну вы знаете.

Ксавьер МакДэниел – 1996-97

Карьера МакДэниела стала примером того, как игрок может стабильно регрессировать. 5 лет в «Сиэтле» увенчались для атлетичного форварда попаданием на Матч звезд, но затем последовал обмен в «Финикс» (кстати, на Эдди Джонсона), урезание игрового времени, обмен в «Никс», падение результативности, попытка стать заменой ушедшему Берду в «Бостоне», скамейка, глубокий запас. В 1995 году Ксваьер наплевал на все и в 32 года уехал в греческий «Ираклис». Но после сезона греческом клубе МакДэниел решил вернуться в НБА – полтора года он провел в «Нетс», но понял, что больше уровень НБА не тянет, и завершил карьеру.

Энтони Паркер – 2006-07

В основном в эту рубрику попадают звезды НБА, которые на каком-то этапе своей карьеры «опустились» до евробаскетбола. Но Энтони Паркер, которого не было в НБА шесть лет, – обратный пример: легенда Европы, один из лучших игроков в истории Евролиги, трехкратный ее победитель, дважды MVP сезона и один раз – «Финала четырех», икона «Маккаби» середины нулевых. Но до всего этого Энтони три сезона мучился в глубоком резерве «Филадельфии» и «Орландо», выходя на паркет по большим праздникам. Сделав себе имя в «Маккаби», Паркер отправился в самую европейскую команду НБА – «Торонто», где три года был стартовым игроком и дважды помогал команде Боша выйти в плейофф. Затем еще три сезона Энтони Паркер провел в «Кавз», также все в старте. А год назад 36-летний Паркер объявил об уходе из баскетбола. Своей карьерой он может гордиться по праву.

Арвидас Сабонис – 2002-03

Если углубляться в детали, то во время своего возвращения в Литву в сезоне-2001/02 Сабонис не провел ни одной игры, поскольку восстанавливался от травмы. Тем не менее из «Портленда» он уехал, а через год вернулся в «Блейзерс», так что в категорию «вернувшегося из Европы» Сабас попадает. Да и кого из европейцев упоминать в этой десятке, как не великого литовца? Большинство иностранцев, уезжающих из НБА, больше не возвращаются в сильнейшую лигу мира, а такие личности, как Стойко Вранкович, Эрсан Ильясова, Карлос Дельфино или даже Линас Клейза – не того масштаба. Поэтому вспоминаем, как литовский центровой вернулся в НБА в 2002 году, отыграл там еще сезон и оказался, пожалуй, лучшим игроком «Блейзерс» в серии против «Далласа». А потом снова уехал в «Жальгирис».

Доминик Уилкинс – 1996-97, 1998-99

В 1995 году ветеран Доминик Уилкинс подписался в «Селтикс», где провел сезон, который не удовлетворил ни его, ни «кельтов». Тогда он решил выступать за другую команду в зеленом и с клевером на груди – «Панатинаикос». Подписав самый дорогой контракт в Европе, Доминик принялся доказывать, что он и в 36 лет – лучший игрок в Старом Свете: MVP «Финала Четырех» и победа в Евролиге тому подтверждение. Но потом – как это часто бывает с греками – начались проблемы с деньгами. Доминик не хотел заканчивать играть и подписался на минимальный контракт в «Сперс». Видимо, родившегося в Париже Уилкинса тянуло в Европу, и через год он снова пересек Атлантику. После сезона в «Болонье» форвард в последний раз сменил прописку, попытавшись вернуться в НБА в «Орландо». От таких путешествий Уилкинс вскоре совсем перестал появляться на площадке и закончил свою карьеру.

Спад Уэбб – 1997-98

Другой ярчайший данкер второй половины 80-х, многолетний партнер Уилкинса по «Атланте» Энтони «Спад» Уэбб также не избежал поездки в Европу. К середине 90-х карьера Спада пошла, простите за каламбур, на спад. Завершив сезон в «Миннесоте» с новичком Кевином Гарнеттом, Уэбб не дождался ни одного предложения от команд НБА. К декабрю устал ждать и решил подписаться в Италии. Не в первый раз коротышке не находилось место в НБА – ведь начинал и заканчивал он карьеру вообще в низших лигах. Но даже в Вероне все прошло не совсем гладко – Спад лишь трижды вышел в старте команды, а «возвращение» в НБА в «Орландо» вышло уж совсем жалким: 34 минуты за 4 игры.

Спенсер Хэйвуд – 1981-82

Удивительно, что Спенсера Хэйвуда до сих пор нет в Зале славы. Речь даже не о яркой игре за «Соникс» начала 70-х или звании MVP АБА, или двух попаданиях в первую символическую сборную НБА. Самое важное, чего он добился, – это победа над НБА в суде, которая позволила не окончившему колледж Хэйвуду выступать в лучшей профессиональной лиге мира. Это дело изменило облик НБА, и игроки стали приходить в лигу более молодыми и играть дольше. Но мы говорим сейчас о карьере Хэйвуда. К концу 70-х он, как и многие игроки его поколения, страдал от кокаиновой зависимости. Не выдержав, тренер «Лейкерс» Пол Уэстхэд отчислил Хэйвуда прямо во время финала НБА 1980 года. В итоге место Хэйвуду нашлось только во втором итальянском дивизионе – в «Венеции». Там Спенсеру удалось побороть зависимость, и через год он вернулся в НБА – правда, через полтора сезона в «Буллетс» все же завершил карьеру.

Том Чамберс – 1996-97

После своего самого яркого сезона в 30 лет, «Белый, умеющий прыгать» с каждым сезоном старел все больше. Игровое время Чамберса уменьшалось, очков становилось все меньше, за стартом последовала скамейка, а за «Финиксом» – «Юта». В 1995 году 36-летний Том решил, что его время подошло к концу, но его пригласили в «Маккаби». «Все произошло так быстро, у меня даже не было паспорта». Естественно, там он стал чемпионом Израиля, но игра его никого не убедила (в Евролиге в игре против «Барселоны» Чамберс промазал все свои 14 бросков, в том числе данк). Тем не менее, после разговоров об австралийской лиге Том в январе 1997 года вернулся в НБА – в «Хорнетс». Следующим летом его по старой дружбе подписал «Финикс», но на старте сезона Тома отправили в «Филадельфию», где он сыграл ровно один матч и завершил карьеру – которая должна была закончиться еще в 1995 году, но благодаря европейскому вояжу каким-то образом продлилась еще на пару сезонов.

Разрыв стажа: декрет. 10 игроков НБА, пропустивших целый сезон из-за травм

Разрыв стажа: пенсия. 10 игроков НБА, вернувшихся после завершения карьеры