9 мин.

В НБА провели самый массовый обмен в XXI веке: 12 игроков, 4 клуба. И он может стать еще крупнее

Хотя вы не знаете и половины перешедших игроков.

«Рокетс» растормошили спящее трансферное царство НБА, когда объявили о желании обменять своего стартового центрового Клинта Капелу – молодого игрока на хорошем длинном контракте, одного из лидеров лиги по проценту попадания с игры.

Зачем «Хьюстону» расставаться со своим лучшим молодым баскетболистом? Вот именно. Капела – их лучший и единственный актив, который может принести что-то нужное для рывка за чемпионством (возможно, последнего для генменеджера Дэрила Мори). «Рокетс» недавно научились играть вообще без игроков выше двух метров (первый случай в НБА с 1963 года) – и побеждать! Так Клинт перестал быть ключевым элементом состава.

А этот самый состав оказался недостаточно глубоким на фоне заявок «Лейкерс», «Клипперс» и других конкурентов. «Рокетс» позарез понадобился универсальный оборонительный игрок, который будет подчищать за Харденом и Уэстбруком в защите и покорно ждать от них скидки мяча на периметр – в атаке.

Ни одна команда, заинтересованная в Капеле, не давала такого человека взамен.

Тогда на подмогу приходят трехсторонние обмены. Всегда есть какие-то универсальные активы вроде молодых игроков или драфтпиков, которые могут стать общей валютой для разных команд.

«Хьюстон» идентифицировал трансферную цель (Роберт Ковингтон из «Миннесоты») и нашел третью сторону, готовую принять Капелу и отдать за это необходимые контрагенту активы (пик первого раунда).

А потом нашлась и четвертая сторона, и трейд стал еще мудренее.

В итоге у нас получился не просто размен Ковингтона-Капелы, а сделка по переходу 12 игроков и 3 будущих выборов на драфте между 4 командами. Даже странно, что такой обмен удалось провести в середине сезона, когда заявки команд сжаты 15 игроками (в межсезонье лимит – 20).

Если сравнивать мощность обмена по числу перешедших игроков, последний раз настолько масштабная сделка проводилась еще в прошлом тысячелетии. В межсезонье 2000 года Патрик Юинг (справа на фото, да, его сложно узнать в этой форме, как будто Джером Джеймс какой-то) сменил «Никс» на «Соникс», но он был лишь одним из 12 игроков, которые были в этой сделке. А еще там было 5 драфтпиков!

Был еще один бесконечный пятисторонний (!!!) обмен-клубок, в котором «Белый Шоколад» Джейсон Уильямс попал в «Майами», Антауна Уокера второй раз выкинули из «Бостона», Эдди Джонс стал игроком «Мемфиса», Грег Остертаг вернулся в «Юту» – вот как много всего случилось 2 августа 2005 года. Суммарно игроков там было даже 13 – но двое европейцев там были лишь в роли технических «прав на игроков», а не реальных контрактов.

Поэтому сегодняшний обмен 12 игроков с действующими контрактами – рекорд XXI века.

Конечно, по именам эту дюжину не сравнить с обменом Юинга, где также были Глен Райс, Хорас Грант, Чак Персон, Люк Лонгли, Вернон Максвелл, или даже с обменом Джонса-Уокера-Уильямса. Зато в отличие от тех переходов здесь большинство игроков не пенсионеры, лишь трое старше 30.

Разберем итоги и мотивы обмена для каждого клуба.

Хьюстон

• получает: Роберта Ковингтона и Джордана Белла из «Миннесоты», пик второго раунда-2024 (от «Голден Стэйт») из «Атланты»

• отдает: Клинта Капелу, Нене, Джеральда Грина и пик первого раунда-2020

Роберта Ковингтона запомнили как отпрыска филадельфийского «Процесса» – незадрафтованного игрока, закрепившегося в команде, когда та была на дне, много лет игравшего на негарантированном контракте, а позднее – оцененного и вознагражденного хорошей зарплатой.

На самом деле Ковингтона откопал не Сэм Хинки, а его учитель – Дэрил Мори. Роберт дебютировал в НБА именно за «Рокетс», но провел за них всего 7 игр. В основном его брали для экспериментов в Лиге Развития, где фарм-клуб «Хьюстона» по заветам Морибола играл без бигменов и задумал бросать трехочковых больше, чем двухочковых.

Основную команду «Рокетс» тогда тренировал Кевин Макхэйл, застрявший в позапрошлом десятилетии и не любивший возиться с неизвестными игроками. Так что во втором тренировочном лагере Ковингтона (MVP Матча всех звезд Лиги Развития, кстати) отчислили. А вскоре подобрали в «Филадельфии» и начали отмывать от грязи низших лиг.

И вот «Рокетс», поняв тупиковость развития текущего состава, отказываются от центровых. Мори отчаянно хватается за свое рабочее место и возвращается к своему эксперименту – только Ковингтон уже повзрослел, стал попадать в защитные сборные, переквалифицировался в «Миннесоте» в номинально тяжелого форварда – ну а трехочковые чаще двухочковых он бросает всю свою карьеру.

«Хьюстону» пришлось также скинуть пик первого раунда в размене Капелы-Ковингтона, но эта цена – за сброс двух неиграющих контрактов Нене и Грина. И получилось на сдачу получить чемпиона НБА Джордана Белла, легкого полуцентрового, каких в последние годы успешно выращивали в лабораториях «Рокетс» из Капелы, Хэррелла и Кеннета Фарида.

Атланта

• получает: Клинта Капелу, Нене из «Хьюстона»

• отдает: Эвана Тернера, пик первого раунда-2020 (от «Бруклина»), пик второго раунда-2024 (от «Голден Стэйт»)

«Хоукс» совершили подписание свободного агента в феврале. Вместо того, чтобы тратить место под потолком на Драммонда, они за мизерные активы получили более дешевого и полезного центрового в лице Капелы.

Теперь швейцарец (когда восстановится от костных шпор) будет играть пикенроллы с Трэем Янгом и при этом в свои 25 лет будет самым старым игроком в стартовой пятерке «Атланты».

«Атланта» обеспечила себе стабильный стартовый состав минимум до 2023 года, и в следующем году у них еще будет тонна места под потолком зарплат, чтобы подписать правильных ветеранов в подмогу.

Миннесота

• получает: Малика Бизли, Хуана Эрнангомеса и Джарреда Вандербилта из «Денвера», Эвана Тернера и пик первого раунда-2020 (от «Бруклина») из «Атланты»

• отдает: Роберта Ковингтона, Джордана Белла, Шабазза Напьера, Ноа Вонле и Кейту Бэйтс-Диопа

«Тимбервулвз» не убедили «Голден Стэйт» в том, что хоть какие-то активы «волков» достойны обмена на Д’Анджело Расселла. Не нравятся эти активы? Будем искать другие.

Карл-Энтони Таунс уже жалуется в каждом втором своем разговоре с журналистами (он не выигрывал в НБА с ноября!), и «Миннесоте» нужно было что-то делать – за Ковингтона установили жесткую цену в два пика второго раунда, и добились ее. Пики можно реализовать в обмене Расселла или кого-то другого ближе к драфту…

…впрочем, «Миннесота» решила опять сделать что-то лишь наполовину, и один из пиков отдала в «Денвер» за молодых запасных, у которых истекающие контракты. Малик Бизли и Хуанчо Эрнангомес никак не могли отлипнуть от скамьи в «Денвере», однако в «Миннесоте» верят, что большее доверие раскроет их потенциал.

«Тимбервулвз» и не стали аккумулировать драфтовые активы для повторной гонки за Расселлом в июне, и при этом выбрали самый странный страховочный вариант, если громкий обмен сорвется, – ограниченно свободные агенты, за которых наверняка летом придется переплачивать.

Чтобы поставить «Миннесоту» на ноги, нужно что-то большее, чем обмен Ковингтона и резервистов на пик и других резервистов.

Денвер

• получает: Шабазза Напьера, Ноа Вонле и Кейту Бэйтс-Диопа из «Миннесоты», Джеральда Грина и пик первого раунда-2020 из «Хьюстона»

• отдает: Малика Бизли, Хуана Эрнангомеса, Джарреда Вандербилта

Собственно, поэтому «Денвер» и отказался от Малика и Хуанчо – они просто не влезают уже в заявку и в платежку, это лишние игроки без шансов попасть в старт, даже при каких-то травмах они не первые в очереди на своих позициях. «Денверу» предложили пик первого раунда, который они могут перепродать за опытного ветерана – они и согласились, потому что на 10-15 минутах разница между Бизли-Хуанчо и Напьером-Вонле – незначительная.

У «Наггетс» теперь появляется близкий драфтпик, который можно обменять – их остальные пики до 2023 года включительно «заморожены» из-за условий при обмене пика в «Оклахому» за Джерами Гранта. «Наггетс» стали более готовым к дедлайну игроком, чем были вчера, и при этом не лишились ни одного из своих основных 10 игроков ротации.

Мотивация сделки для «Денвера» не была на поверхности, но, возможно, это самый проницательный ход в четырехстороннем обмене.

Обмен может стать крупнее

Во-первых, пока писался этот текст, «Атланта» отчислила Чендлера Парсонса – «Хоукс» необходимо сначала освободить место в составе, прежде чем принимать двух игроков за одного (лимит заявки в 15 человек, напоминаем).

Во-вторых, обмен еще не оформлен, и его могут оттянуть до самого дедлайна. В этом заинтересованы 3 из 4 команд.

«Хьюстон» отдает в обмене 19 млн зарплат и по правилам может получить на 5 млн больше – минималка Белла проходит вне этого баланса, а Ковингтон получает только 11,3. Таким образом, пока лига не зарегистировала обмен, «Хьюстон» может пригласить в эту групповуху еще одну команду и получить игрока/игроков с зарплатой до 12,7 млн! Тем более что у «Рокетс» сразу два свободных места в заявке.

Дэрил Мори может еще и добавить кого-то из своих игроков, и цифра в 12,7 млн будет только расти – и при желании «Хьюстон» может даже Игудалу получить (но не старого знакомого Тревора Аризу – его один раз уже меняли за последние два месяца, а значит, его контракт нельзя суммировать с другими). Но это вернет команду в зону налога на роскошь.

Примерно по такой же схеме может «растолстеть» и входящий пакет «Атланты»: они отдают 18,6 млн за 17,5 – это на 6,1 млн меньше максимума (23,6). Можно, например, помочь «Портленду» сэкономить на налоге и забрать у них контракт травмированного Родни Худа с довесками. Правда, «Атланте» для этого опять придется кого-то отчислить, чтобы освободить место в заявке.

Наконец, «Миннесота» все еще не потеряла надежд на то, что можно как-то увести Д’Анджело у «Уорриорз» до дедлайна.

У них есть пики, есть молодежь. Но чтобы трейд прошел без участия Уиггинса или Дженга (а оба этих контракта неинтересны «Воинам»), нужно вписывать ГСВ в многосторонний обмен и перенаправлять им Эвана Тернера и почти все, что приходит от «Денвера» (плюс добавлять контракт Лэймана или Калвера). Повторно можно менять игроков только по одиночке, а не в комплекте, поэтому сделать это в отдельном, независимом обмене нельзя.

Зато в пятистороннем, шестистороннем, двенадцатистороннем обмене, в котором будет задействовано 12, 20, 75 игроков – пожалуйста!

* * *

Дедлайн на обмены в НБА – 6 февраля в 23:00 по московскому времени (15:00 по Нью-Йорку). Он ожидается не очень ярким на события, многие громкие сделки сорвались или были отложены до лета. И как будто чтобы подчеркнуть это, первый обмен дедлайна попытался уместить в себя как можно больше игроков – чтобы на остальные осталось еще меньше.

Все контракты и платежные ведомости НБА

Фото: Gettyimages.ru/Otto Greule Jr /Allsport, Andy Lyons, Katharine Lotze, Ezra Shaw; globallookpress.com/Naoki Morita