5 мин.

Михаил Прохоров продает «Бруклин Нетс». Главное

Все цифры сделки с владельцем Aliexpress.

В 2009 году в НБА появился первый иностранный владелец клуба. Российский олигарх Михаил Прохоров через подконтролькую компанию «Группа ОНЭКСИМ» приобрел у Брюса Ратнера 80% акций «Нью-Джерси Нетс». К тому моменту Прохоров уже ушел с поста генерального директора «Норникеля», содержащего баскетбольный ЦСКА, и ему понадобилась новая игрушка. Инвестиции в «Нетс» позволили Прохорову почувствовать себя частью НБА и – как оказалось позднее – заработать на росте стоимости клуба.

Вместе с 80% «Нетс» Прохоров приобрел миноритарный пакет прав на стадион «Барклайз-Центр» в Нью-Йорке, который Ратнер никак не мог построить. «Барклайз» должен был открыться еще в 2006-м, но строительство арены началось лишь после прихода компании Прохорова в этот проект. В 2012 году арена была готова, а клуб переродился в «Бруклин Нетс».

В 2015 году Прохоров выкупил все оставшиеся акции клуба и арены у Ратнера и стал единоличным владельцем. Спустя три года пришло время «обналичивать активы».

Вчера совет директоров НБА одобрил сделку по продаже 49% акций «Бруклин Нетс» новому инвестору – Джозефу Цаю. Продажа части клуба Прохоровым не связана с падением курса рубля или санкциями – переговоры по сделке шли с лета, а намерение найти совладельца было озвучено еще год назад.

Что остается у Прохорова?

У Михаила Прохорова все еще есть контрольный пакет акций – 51%. Джозеф Цай будет иметь возможность выкупить все акции «Бруклина» в 2021 году, а ближайшие три года в системе руководства «Нетс» не будет никаких изменений.

Barclays Center по-прежнему в руках Прохорова, Цай покупает только баскетбольные активы у прежнего владельца.

Сколько потерял заработал Прохоров?

Баскетбольный клуб был крайне убыточным проектом: с момента покупки акций Прохоровым «Нетс» никак не могут показать прибыль. Справедливости ради, они и до Прохорова были в перманентном минусе – такая цена за то, чтобы конкурировать за рынок с самым богатым баскетбольным клубом мира – «Нью-Йорк Никс». Сезон-2013/14 «Бруклин» завершил с рекордным для НБА убытком: 99,4 млн долларов по оценкам Forbes и 144 млн – по словам инсайдеров ESPN. Для примера: играющие на маленьком рынке и традиционно испытывающие огромные финансовые трудности «Мемфис» и «Шарлотт» никогда не теряли более 25 млн в год, а когда в НБА ввели систему распределения доходов между клубами (богатые делятся с бедными), то стали регулярно выходить в плюс.

Основная причина таких убытков – налог на роскошь. В сезоне-2013/14 «Нетс» заплатили больше 100 млн зарплат своим игрокам при потолке в 56 млн, пробили все возможные границы налога и выплатили в казну НБА дополнительно 90 млн, превысив предыдущий рекорд («Портленд», 52 млн налога в 2003-м) почти вдвое. Но даже со скромной платежкой, как сегодня, «Бруклин» остается в минусе: ESPN озвучил цифру в 44 млн долларов по прошлом сезону.

Частично убытки покрывались прибылью «Барклайз-Центра», где проходят концерты (ежегодно 8-12 млн чистой прибыли в год, по количеству проданных билетов в США уступает только «Мэдисон-сквер-гардену») и другие спортивные мероприятия (бокс и студенческий баскетбол – ежегодно 3-5 млн прибыли). Переезд хоккейных «Айлендерс» пошел финансам стадиона только во вред – из-за низкой посещаемости и обязательных гарантированных выплат «островитянам» хоккейный кэш-флоу ежегодно показывает минус. Операторы арены пытаются выдавить «Айлендерс» на другой стадион, пока их собственная арена в стадии строительства как минимум до 2021-го.

В общем-то, не самый выгодный бизнес получается. «Нетс» давно на дне НБА, звезд в команде нет, посещаемость низкая, доходы не растут. В исследование финансового состояния арены, проблемы с рефинансированием облигаций и обслуживанием долга желающие могут погрузиться по ссылке.

Но нужно вспомнить, за сколько группа Прохорова покупала «Нетс» и «Барклайз».

По оценкам Forbes, в 2009 году Прохоров заплатил 365 млн (включая покрытие долгов клуба) за 80% «Нетс» и 45% еще не построенной арены. В 2015-м он доплатил 1,7 млрд за оставшуюся часть – так что в сумме Прохоров потратил чуть более 2 млрд долларов на покупку «Бруклин Нетс» и Barclays Center.

Сейчас он продал половину одного из этих активов за 1,15 млрд. Общая оценка стоимости клуба – 2,35 млрд – рекорд НБА. Прошлым летом полный пакет акций «Хьюстона» обошелся Тилману Фертитте в 2,2 млрд. Эта сумма, а также 2 миллиарда, которые Стив Баллмер заплатил за «Клипперс» четыре года назад, стали ориентиром для определения цены акций «Нетс».

Нехитрый подсчет говорит, что за 9 лет акции «Нетс» выросли в цене в 8-10 раз (смотря во сколько вы оцениваете 45% «Барклайз» в первой покупке Прохорова). Если Цай воспользуется своим правом выкупа в 2021 году, то за «Нетс» Прохоров получит больше, чем потратил на приобретение клуба и арены в сумме. И при этом стадион у него останется.

Кто такой Цай?

Джозеф Цай – 54-летний канадский миллиардер, основатель, вице-президент и второй человек по доле в капитале китайской компании Alibabа Group, известной в первую очередь своим сервисом электронной коммерции Aliexpress. Цай учился в престижной школе в Нью-Джерси, а затем окончил Йельский университет, так что совет директоров НБА не боялся, что команда продается странным азиатским инвесторам с туманным прошлым (привет владельцам футбольного «Милана»).

Состояние Цая оценивается агентством Bloomberg в 10,9 млрд долларов (130-я строчка в мире), совсем ненамного уступая финансам Прохорова (11,4 млрд, 123-я строчка).

С приходом первого китайского (пускай и гражданина Канады с западным образованием) владельца лига еще сильнее укрепляет свои позиции на перспективном рынке Китая. В 2020 году НБА будет заключать новое соглашение на продажу трансляций игр в Китае – и если текущее соглашение приносит порядка 150 млн в год, то новое будет гораздо выгоднее. И вовлечение китайского владельца клуб в этот бизнес-процесс будет совсем не лишним.

А о новых перспективах «Нетс» разумнее будет говорить уже тогда, когда Цай выкупит клуб полностью и сменит руководящий состав.

Фото: Gettyimages.ru/Alex Goodlett, Rich Schultz, Bruce Bennett; globallookpress.com/Ju Huanzong/Xinhua