5 мин.

НБА изменила формат Матча всех звезд. Это его не спасет

Все ради рейтингов, которые давно уже не растут.

У НБА проблемы с Матчем всех звезд.

Когда-то давно его придумали почти что случайно, в попытках показать, что баскетбол все еще жив после сокрушительного скандала в студенческом спорте. Первые 13 лет его даже не показывали по телевидению. Но вскоре это событие не просто стало популярным – оно стало культовым. И к девяностым Уикенд всех звезд превратился в гигантского медиамонстра, собирая миллионы зрителей у экранов – более 20 млн жителей США одним воскресным вечером в 1993 году включили NBC ради Матча всех звезд НБА с Джорданом, Шаком и Баркли.

Но в XXI веке МВЗ перекочевал на кабельное телевидение и в интернет, рейтинги упали, а сами игры стали похожи на чехарду, где однообразные данки на пустое кольцо сменяют дальние броски без сопротивления. Кажется, слэмданки и трехочковые лучше заходят на конкурсах слэмданков и трехочковых, разве нет?

Рекорды результативности исправно бьются каждый год, а зрители все равно зевают.

Офис НБА и президент профсоюза игроков Крис Пол обещали придумать, как вернуть Матчам культовый статус. В прошлом году изменили систему голосования за стартовые пятерки двух конференций – теперь их выбирают не только болельщики, но и журналисты, и сами игроки.

В этом году решили обновить принцип разделения на команды: в 2018 играть будут не сборные Востока и Запада, а две команды, которые выберут капитаны. Например, «ЛеБрон-тим» против «Карри-тим». Капитанами станут два игрока, набравшие больше всего голосов болельщиков.

Состав участников будет тот же самый – по 12 человек от Запада и Востока. Но только распределены они будут не по географическому признаку, а по «принципу двора». Последним же выберут самого мелкого или самого толстого.

«Я выбираю Кевина». Как пройдет драфт на матче звезд

По идее это должно а) создать дополнительное мероприятие, которое можно будет транслировать, обыгрывать в соцсетях, искать под него титульного спонсора, – а именно «драфт» звезд в две команды – и б) создать дополнительные противостояния и повысить этим накал борьбы на Матче всех звезд. Теперь здесь Дюрэнт будет играть против Уэстбрука, ЛеБрон – против Кайри, а может быть даже и два действующих одноклубника впервые в жизни выйдут друг против друга не на двусторонке. Стеф против Дрэймонда? В теории может быть интересно.

В реальности это не поможет росту популярности самого Матча.

Потому что проблемы лежат совсем в других плоскостях. Матч скучен, так как команды в них ни за что не борются. Конкурсы данков и трехочковых – это состязания, это определение лучших в своем деле. Многие могут перечислить победителей всех слэмданк-контестов с 1984 года или хотя бы назвать 10-15 самых ярких данкеров. Но кто вспомнит, Запад или Восток победил в 2002? А в 2014? А в прошлом году?

Борьба между Западом и Востоком захватывала в формате отдельного товарищеского матча в прежние эпохи, когда стиль игры двух конференций кардинально отличался, а лигу покоряли знаковые противостояния Берд-Мэджик или Оскар-Уэст. Нынешние противостояния миллениалов – из серии «кто на кого обиделся», в них нет духа баскетбольного соперничества. Сегодня мы слишком часто видим, как звезды играют друг с другом – на МВЗ, в сборной, в Pro-Am турнирах летом, даже вместе в одном клубе НБА. И одинокий Матч всех звезд теряет свою магию.

Эту проблему только подпитывает дисбаланс в конференциях. Не только по силе клубов, но и по плотности звездных игроков. Из 53 действующих баскетболистов НБА, когда-либо принимавших участие в Матче всех звезд, больше двух третей (36 человек, 68%) играет сейчас на Западе. Даже если мы ограничимся только тремя последними МВЗ, картина не намного лучше: в Западной конференции играет 22 «олл-стара», в то время как в Восточной – лишь 14.

 

Если конференции настолько разные, а на МВЗ будут играть не Запад против Востока, а какие-то рандомные сборные, то зачем туда выбирать игроков по конференциям?

Кто-то скажет, что на свободные места от Востока на Матч попадут новые звезды. Но на каждого восточного Эмбиида, Порзингиса, Била, Уайтсайда и Драгича есть Таунс, Йокич, Макколлум, Гобер и Конли. Причем у «западников» шансы пробиться на Матч-2018 стремятся к нулю, в то время как их восточные коллеги уже думают, как им запустить рекламную кампанию в Твиттере.

На Востоке полно вакансий, а на Западе многим звездам не хватит билета. Можете придумать сценарий, по которому Лиллард или Марк Газоль доедут до МВЗ? Уверены в том, что Полу Джорджу хватит места, если никто не травмируется? Джимми Батлер в прошлом году уверенно и безальтернативно попал в старт Востока, а теперь будет надеяться на последние путевки, которые будут раздавать западные тренеры. Блэйк Гриффин вышел из тени Криса Пола, но его накрыла тень переехавших Джорджа, Батлера, Миллсэпа и Кармело.

Это не очень адекватная ситуация, когда условный ЛеБрон или Уэстбрук, определяя в свою команду на МВЗ центрового, не сможет взять Казинса, потому что тому не достанется один из 12 западных «талонов», а будет выбирать, скажем, между Драммондом и Уайтсайдом.

Если новый формат задуман как увлекательный драфт сильнейших баскетболистов, то и участвовать в нем должны именно сильнейшие, без каких-то преимуществ восточных игроков над западными.

Лиге нужно расширить ростер команд на МВЗ до 13 человек, как в регулярных матчах, отменить конференции вообще, убрать деление на фронткорт и бэккорт, понизить стоимость трехочковых, придумать стимул для победы (в этом году команды будут играть за благотворительные фонды, но вряд ли это панацея), а может быть даже изменить формат полностью. Разделиться на несколько команд и проводить мини-турнир, заменить пять-на-пять баскетболом три-на-три, считать победу не по очкам, а по четвертям, давать победителям матча дополнительный выходной, раз уж проблема отдыха волнует НБА еще больше.

А нынешняя реформа – малярный скотч на трещине в стене. Вроде ветер больше не дует, но теплее все равно не стало.

Фото: Gettyimages.ru/Gerald Herbert/Pool, Ronald Martinez, Zhong Zhi