7 мин.

Тяга к «олдскульному баскетболу» как поражение самому себе

Я подобрал подол, поправил оборки на своем платье и начал писать этот текст.

Хочу передать привет Чарльзу Оукли, высказывание которого очень кстати предоставили мне Sports.ru и «Новости НБА. All about NBA!». Очень кстати – потому что я давно задумывал черкнуть на эту тему пару строк, но все отвлекали примерки платьев. Да к тому же оно синергировало с одним событием в моей «слишком нежной» (по Чарльзу О.) жизни. Но о нем чуть позже.

Это Чарльз Оукли. Твоя нежность огорчает его

(это Чарльз Оукли. Твоя нежность огорчает его)

На Баскетбольной Ветке (она настолько велика – почти как Лев Толстой – что я решил писать оба слова с большой буквы) я часто встречаю комментарии в таком же духе, как и у заслуженного ветерана баскетбола: вот, мол, сейчас звёзды НБА нежные и ранимые, никакой борьбы под кольцом, пальцем их не тронь, да еще и судьи свистят, только подыши в их (звёзд) сторону. То ли дело раньше, в девяностых! Вот тогда был баскетбол, а сейчас – жижа вонючая.

Опустим здесь тот момент, что, как правило, для автора комментария середина девяностых – время беззаботного и радостного детства, а трансляции НБА того времени – ярчайшее впечатление, и вот именно это впечатление и довлеет над человеком. Ему кажется, что хуже стала игра, а на деле он просто стареет. Но на эту тему, пожалуй, как-нибудь в другой раз и в другом месте. Вернемся непосредственно к баскетболу.

Фолы за касание пальцем бороды – это, конечно, перебор. Тут я согласен. Не берусь сказать, как судьи оберегали (или не оберегали) звезд десять и двадцать лет назад – для этого надо много и подробно смотреть матчи тех лет. Я тогда баскетболом не увлекался. Впрочем, о том, как правила менялись в угоду атаке и, следовательно, зрелищности, и без меня сказано много и компетентно.

Так что я об этом говорить не буду, а задамся вопросом: неужели интереснее смотреть, как все танцуют локтями и швыряют друг друга на паркет, чем на быстрые изящные комбинации и сольные проходы, которые заканчиваются попаданиями мяча в кольцо, а не кулака в лицо?

Настоящий олдскул!

(настоящий олдскул!)

Лично я считаю, что красота игры все же важнее разборок неудовлетворенных собой негров. Хотя борьбу на площадке (но не драку) я ценю и понимаю ее своеобразную прелесть. Что самое забавное, недавно в олдскульный баскетбол, скажем так, я окунулся сам. Правда, я не стремился, но пришлось.

В лесопарке недалеко от дома, в котором я живу, не так давно построили несколько спортивных площадок, в том числе и баскетбольную. Однажды я позвал товарища побросать по кольцу. На площадке мы встретили двоих мужчин лет сорока, которые позвали нас сыграть два на два на одно кольцо.

Тут-то и случился всеми любимый олдскул. Драка, короче.

Не хочу утомлять вас подробным рассказом, к тому же, я уже всё это расписывал друзьям несколько раз, и мне неохота делать это снова. Замечу только, что получил я не во время игры, это было бы совсем фантасмагорично. Но и так вышло странно. Причём я своего соперника по кулачным боям не оскорблял, а вот он меня – да. В общем, комбо: я больше получил и оскорблений, и физических увечий. И вообще, судя по точности и силе его ударов, я еще легко отделался.

Отдыхаю после олдскульного баскетбола

(отдыхаю после олдскульного баскетбола)

Еще одна любопытная деталь: и во время нашего матча, вместо того, чтобы просто играть, веселиться и наслаждаться, мужик пару раз принимался доказывать, что мяч ушел от нас, а не от них, хотя это было и не так. Я с лёгкой душой отдавал им мяч – какая разница? Но сам факт, по-моему, показателен. Мелочные споры в не имеющих значения ситуациях, какие-то разборки после игры на ровном месте, кровавая победа над уступающим в классе соперником (я имею в виду бойцовский класс, а не баскетбольный). И это от сорокалетнего мужчины! Ничего не напоминает?

Мне напоминает. Любителей олдскульного баскетбола девяностых из комментариев на Sports. Да и некоторых спортсменов тоже.

Хотел процитировать несколько комментариев, но пересмотрел и передумал. Множить фэйспалмородящие сущности я не желаю.

Ещё раз замечу: я люблю жесткую борьбу на спортивной площадке в пределах правил, прессинг в защите, давление на соперника. Но если, чтобы выиграть подбор, тебе каждый раз надо приложить кого-то локтем или толкнуть в спину, вряд ли стоит говорить о мягкости или жесткости игры. Потому что игра тут ни при чем, в игре, очевидно, ты пролетаешь со свистом, если приходится включать такие приемы.

Как все это связано с тем, что я отхватил в парке? Свою историю я привел как один из поводов (наравне с высказыванием Оукли) написать-таки этот текст. Ну, и вкрапления личного – это всегда интересно, на мой взгляд. И все же я легко могу представить, как этот мой недоброжелатель пишет комментарии в духе «вот в 90-е нармальна рубились а щас чо токое».

Но это, в общем, ерунда. Игра изменилась, ворчи не ворчи. Танцоры локтями проигрывают конкуренцию за контракты, а если и получают игровое время, смотрятся обычно чужеродно. Вспомним Перкинса. В 2010 году его травма сильно повлияла на итоги финальной серии НБА. Через четыре года еще совсем не древний игрок осел на скамейке «Оклахомы», а чуть позже и вовсе стал завсегдатаем «Шактин э фул».

Перкинс грустит: игра обогнала его

(Перк грустит: игра обогнала его)

Мне интересно другое: причины, по которым люди по-прежнему говорят и пишут, что в девяностые НБА была огого, а сейчас пффф. Почему это происходит? Оставим за скобками тех немногих, которые предпочитают лигу двадцатилетней давности исключительно по эстетическим соображениям. Один вариант я уже упомянул: приверженность эмоциям детства, отрочества, юности, когда они были сильными и настоящими (увы, не все к зрелому возрасту сохраняют эту способность). А жить прошлым, возвращаясь к заголовку текста, это уже поражение.

Может, людям просто нравятся драки? Опять же, не будем рассматривать тех, кто любит махач всей душой, как друг детства моего дяди. Он, рассказывал дядя, так любил драться, что не ждал, пока синяки заживут, а брал бритву, вставал к зеркалу и разрезал их, выпуская скопившуюся кровь наружу. Шрам, конечно, оставался, зато снова можно идти в бой.

Почему людям нравится смотреть на то, как дерутся другие люди? Почему физическая боль другого дает такое удовольствие? Может, им нравится примериваться к роли того, кто одержал верх? Игрок любимого клуба вроде как уделал в потасовке игрока соперника – считай, и тебе славы перепало. Можно радоваться и всем рассказывать, что наши дали не нашим.

А если нравится бить самому? Почему есть удовольствие в том, чтобы другой пострадал? Когда нам не хватает в одном, мы пытаемся добрать в другом. Но это как же должно не хватать вообще нигде, чтобы утверждать себя таким образом? Насколько свободен внутри человек, вынужденный даже в не требующей того ситуации решать все дракой, доказывать себе что-то таким образом? С каким счетом он проиграл своим демонам?

И еще момент. Думаю, может иметь место такое мнение: это спорт, а он если и не должен, то уж точно имеет право быть жестким, а когда все просто пуляют по кольцу, это ерунда какая-то, а не спорт. Вот приложил пару раз в кость – и порядок, уже поспортивнее.

Честно говоря, несколько лет назад я, может, и сам бы так сказал. Но все же думается, что суть спорта не в физическом и/или психологическом подавлении соперника. Суть его – в преодолении себя. В том, что люди, которые машут кулаками в парке и обвиняют молодежь в излишней нежности, преодолели себя, у меня большие сомнения.

А я завтра, пожалуй, надену новое платье, возьму мяч и снова пойду на ту площадку.