18 мин.

10 выдающихся игроков, которые в своё время заставили изменить «Правила НБА» (Часть I)

По случаю 75-й годовщины основания НБА в Ассоциации собрались грандиозно отпраздновать это эпохальное событие. Мы же попробуем сделать ретроспективу эволюции «Правил НБА» по мере становления и развития главной Северо - Американской Лиги, постараемся объективно взглянуть на её прошлое. Отдельно остановимся на тех игроках, кто внес свой вклад в создание наиболее конкурентного и современного состязания ХХІ века. Правила любого соревнования формируют реальность, которая либо развивает, либо тормозит прогресс. И те, кто способствовал их изменению, модификации или введению других правил, заслуживают не только вспоминания, но и нашей с вами благодарности!

 

Одна из особенностей баскетбола заключается в том, что это игра, которая постоянно развивается. Игроки совершенствуются и прогрессируют с каждым годом. Сильнее, быстрее, и, в конечном итоге, более всеобъёмнее. В отличие от других видов спорта, в баскетболе НБА правила не являются чем-то стабильным (написанным раз и навсегда) и неизменным с течением времени. Если игра развивается благодаря вкладу ее главных героев, то это только на пользу зрелищности поединков. В этом смысле НБА исторически находилась в авангарде изменений в правилах, адаптируясь к своим лучшим игрокам или пыталась уменьшить их возможность одностороннего доминирования, сводя «Правила» в пользу равенства для всех команд.

 

Взгляд на то, что и в каком контексте происходило в прошлом - это довольно сложное погружение в историю, где многие детали скрыты под «пылью десятилетий». И, как мы знаем, не всегда прошлое достаточно объективно трактуется в реалиях сегодняшней действительности. История измениений в правилах НБА зачастую напрямую привязана к контексту, к некоторым особенностям, которые определяли то время. Попытка применить ценности и нормы, которые управляют настоящим и, следовательно, формируют наше видение мира, к прошлым временам - ошибка. Отсюда вытекают проблемы при сравнении игроков разных эпох. Правила - это то, что придавало смысл этим фигурам, правила, которые позволяли им направить свой талант на достижение  победы, - как личной, так и командной.

 

Течение времени не является синонимом позитивной эволюции, но в конкретном случае НБА оно стало таковым благодаря становлению профессионального спорта, как фундаментальной коммерциализации баскетбола высших достижений, что способствовало прогрессивному развитию.улучшение условий для игры и всей НБА.  Лучшее отражение - это степень детализации правил, которые были приняты по мере прохождения сезонов и вначале были разработаны, чтобы подорвать влияние тех, кто доминировал в игре, не за счет его подавления, а за счет уменьшения его влияния. Позже подумали о том, чтобы улучшить продукт, сделать его более привлекательным для публики или позаботиться о финансовых интересах Лиги, которая не один и не два раза в своей истории пережила по-настоящему нестабильные моменты. В основе всего этого процесса лежит идея о том, что игра создается игроками, что именно они позволяют баскетболу продолжать расти и делать шаги вперед, и в таком случае НБА смогла только принять это изменение, внести это свои собственные законы и законы в поисках общих рамок для развития.

 

Напомню, что прародительница НБА Баскетбольная Ассоциация Америки (сокращенно – БАА) родилась в 1946 году. Изменения в регламенте с того времени было очень много, поскольку невозможно даже представить наскогько первые чемпионаты, где участвовали только 10 команд-участниц, могут напоминать современные регулярные сезоны НБА в составе 30 команд. Отмечу, что со времён БАА лишь 3 франшизы сохранились и в наши дни - это «Бостон Селтикс», «Нью - Йорк Никс» и «Голден Стэйт Уорриорз». Кому-то кажется, что это было недавно, а кому-то, что давным-давно (всё относительно!) баскетбол был игрой гигантов. Это утверждене не лежит на пловерхности, но оно более, чем верно, потому что население мира за 75-80 лет значительно выросло. В 40-х годах прошлого века средний рост в Соединенных Штатах составлял около 176 сантиметров, и лишь немногие вырастали выше 2-х метров. Наличие в те времена в команде игрока с 200+ сантиметрами в те времена предопределяло и тактику и стратегию, перенося акцент борьбы под корзину соперника, нагружая «краску». Во времена становления, когда техника, мячи, обувь и корзины были далеко от сегодняшнего дня, наличие игрока с такими характеристиками было абсолютно важным, а в некоторых случаях и определяющим фактором.

1.   Джордж Майкан – первый, кто заставил НБА изменить правила.

 

При росте 2,08 и превосходной координации, можно даже сказать и «природной пластике» игрок «Лейкерс» Джордж Майкан сумел продемонстрировать непревзойденное доминирование на заре НБА. Однако для этого сначала в 1949 году БАА поглотила своего конкурента в лице НБЛ где выступал клуб из Миннеаполиса и Майкан. И в начале своей карьероы в Ассоциации иллинойский гигант не встретил достойного себе соперника такого же роста, который мог бы смягчить его доминирование.  Вот послужной список центрового:

- 1608 очков в 81 игре в НБЛ,

- 5495 в его первых 196 играх в новорожденной НБА.

Этого было достаточно для Совета управляющих, по настоянию Неда Айриша, владельца «Нью-ЙоркНикс», чтобы в 1952 году согласовать удвоение размера запретной зоны. От 1,8 метра (6 футов) до 3,6 метра (12 футов) в 1952 году. Целью было не что иное, как помешать Майкану забросить мяч из-под щита, отодвинуть его от корзины и расширить зону и, следовательно, время, которое гигант мог бы там провести. Правило «3-секундного нападения» (в краске, конечно же) действовало с 1935 года, но с момента введения и по 1952 год никто из игроков не пострадал от этих правил так сильно, как центровой «Лейкерс», поскольку его доминирование в 3-3,5 метрах становильсь не столь подавляющим. С другой стороны, увеличенные размеры «3-секундной зоны» делали игроков меньшего роста более склонными атаковать из краску по мере того, как пространство расширялось.

 

Это создало для Майкана двойную проблему. В то время как ему удавалось прибавлять успех за успехом (2 чемпионата за первые 3 сезона), а возможности остальных соперников с каждым годом уменьшались, уменьшая равенство, которое всегда должно преобладать. Каким-то образом сдерживать Микана было непросто, потому что в то же время «Мистер Баскетбол» пользовался большим успехом у фанатов. Достаточно одного примера, чтобы проиллюстрировать это. Когда «Миннеаполис Лейкерс» посещали Нью-Йорк, обычно на рекламных плакатах не отображалось название франшизы Миннесоты, а была лишь фамилия Майкана. В дополнение к этому факту небывалого интереса, Лига пыталась запланировать даблхедер (сдвоенные матчи) и с другими командами, увеличивая тем самым аудиторию на трибунах. И пусть Бен Симмонс не очень лестно отозвался о Майкане и его игровой манере, но он не только и не столько «заталкивал мячи из-под дырки», а забрасывал их с сопротивлением от щита крюком и полукрюком, зачастую в движении, показывая небывалую, как для игрока своего роста координацию!

 

Однако это изменение значительно снизило атакующий очковый вклад Майкана, который упал с 28,4 очка в 1951 году до 23,8 в 1952 году, и этот показатель со временем стал снижаться ещё больше, что-то также связано с постоянными травмами и недугами, которые он перенес по мере прохождения сезонов. Однако «Лейкерс» с Майканом выиграли еще 3 чемпионата, что сделало эту франшизу первой династией НБА, заложив основу для соперничества с «Бостоном».

 

2.   Боб Коузи – волшебник мяча и легендарный «баскетбольный Гудини», лучший дриблёр своего времени

Экскурс в первые годы существования НБА - это путешествие в неизвестность, как будто бы мы переступили порог, где есть только тени и ничто не подчиняется определенному порядку. В то время, когда гиганты определяли и формировали практически все, начала появляться фигура, которая не обладала «гренадёрским ростом», но заслужила право называться звездой. 185-сантиметровый Боб Коузи и в «своё» время не был таким уж мелким, но его умение управляться мячом и делать красивые передачи на уровне магии заставило назвать его «Гудини». Это было характеристикой того, на что он был способен на баскетбольной площадке, особенно, когда владел мячом. Сын французских иммигрантов научился идеально владеть мячом правой рукой, что позволило ему превзойти всех своих современников и превратить дриблинг в искусство.

 

В настоящее время невозможно представить баскетболе без постоянной смены команд, владеющих мячом. И вот эта последовательность владений, делящих матч на определенные промежутки времени, как сильнодействующее лекарство, придающее игре смысл и динамизм. Однако в начале пути НБА, несмотря на то, что четверти длились точно также, как и сегодня 12 минут, не было установленного лимита для времени атаки. Другими словами, не было никаких часов «24 секунд» владения. Естественной картиной для баскетбола того времени была ситуация, когда после подбора на своём щите команда не стремилась забросить мяч, а занималась «тягомотным мячедержанием». И не стоит винить в этом наших баскетбольных дедушек и прадедушек, поскольку менталитет и философия игры были совершенно иными.

 

А, что до Коузи, то следуя своим представлениям о баскетболе, а также получив команду от легендарного тренера «Бостон Селтикс» Рэда Ауэрбаха, Боб в последние секунды (а то и минуты) матчей проводил бесконечные владения мячом не для того, чтобы укрожать кольцу соперника самому или выводить на точный бросок партнёров, а для банального «убивания времени». Как в бесконечном слаломе, он на скорости раз за разом обводил соперников, которые безуспешно пытались выбить у него мяч. Единственная альтернатива, оставшаяся для них, - это отчаянные попытки сфолить в надежде на ошибку при выполнении штрафных бросков.

 

Яркий пример этого произошел 21 марта 1953 года между «Сиракьюз Нэшнлз» и «Бостон Селтикс», где Коузи провёл на корте 66 (шестьдесят шесть!) минут, и из 50 очков за матч 30 (то есть 60%) набрал с линии штрафных. Это был действительно необычный матч. Чего только стоят 4 (четыре!) овертайма, когда общий счёт был всего-то каких-то 111:105 в пользу хозяев из Бостона. Но вот фолов то было на 2, а то и 3 матча – 106, причём команды бросали по 65 штрафных, а в сумме – 130! «Это было неинтересно для болельщиков, поскольку вызвало их недовольство в нежелании команд продолжать борьбу в последних 4 отрезках игры» (9:9, 4:4, 9:9 и 12:6, прим.), - сказал Майкл Подолофф, тогдашний Президент НБА. «Они теряли интерес», - резюмировал эмигрант из царской России.

 

Как способ предотвратить превращение НБА в своего рода «баскето-гандбол» поскольку в то время главный противник «Селтикс» команда из Сиракьюз начала искать решение проблемы. Дэнни Биасоне и Лео Феррис удалось убедить Совет управляющих рассмотреть возможность внедрения стандарта и технологии, которые в конечном итоге спасут баскетбол вырождения: часы владения мячом. Предполагалось, что в обычной игре две команды могут сделать около 60 выстрелов каждая. Таким образом, если разделить 48 минут игры на 120 попыток и умножить их на 60 (секунды минуты), каждое владение будет разыграно за 24 секунды. Формула для этого вывода была следующей: 

(48/120) * 60 = 24.

 

Ограничение времени владения мячом принесли с собой смену парадигмы, потому что теперь игру можно было измерять по владению мячом, минимальным выражением баскетбола на коллективном уровне, и конец которой был отмечен попаданием или ошибкой в ​​попытке (неудача или проигрыш). В Ассоциации быстро выросли скорость проведения атак, а также изменилась не только тактика, но и стратегия счамой игры. Матчи НБА в один момент приобрели динамизм и привлекательность для болельщиков, что привело к значительному увеличению количества очков в каждой игре.

В первый день лиги 30 октября 7 из 10 команд, сыгравших в тот вечер, набрали более 90 очков - редкое событие, которое вскоре станет обычным явлением. Если в 1954 году было проведено 132 матча (из 648 возможных) с превышением 90 очков, то в 1955 году эта цифра увеличилась в геометрической прогрессии - до 356, т.е. практически до половины сыгранных матчей. Это дало толчек к наступательной моближайшие годы начнется наступательный взрыв, что приведет к появлению нового поколениядели игры, - эпохе бомбардиров.

 

3.   «Большая Медведица» увеличил 3-очковую зону

Вероятно в истории НБА на определённом её периоде, было только два игрока, которые физически превосходили остальных «сокурсников», чтобы довести термин «доминирование» до такой степени, что они находились «на разных полюсах планеты Баскетбол» - это Майкан и Уилт Чемберлен. До «эпохи Шакила О'Нила» в НБА уже были известны способы смягчить влияние гиганта законным способом, который сработал дважды. Речь об удалении кольца от доминирующего в краске игрока. Но в отличие от самого высокого в своё время 208-сантиметрового Майкана, Уилт Чемберлен, которого прозвали «Большая Медведица» своими недетскими 216 сантиметроами не мог удивить таких парней, как Уолтер Дьюкс («Нью-Йорк Никс»), Рэй Феликс («Балтимор Буллетс») или Чак Шари («Милуоки/Сент Луис Хокс» и «Миннеаполис Лейкерс»), ведь их рост был таким же или около того.

 

Чемберлен помимо высокого роста был необычайно быстрым и дьявольски скоординированным. В перечень его навыков входили ведение с низким отскоком, атака кольца лицом, спиной и в пол оборота к кольцу, правильный выбор позиции и высоченный прыжок. Уилт Чемберлен был таким большим и быстрым, что 3,6 метра, которые отделяли границу «3-секундной зоны» до кольца, он буквально перешавгивал за 2 шага! Не зря же его прозвали «Уилт-ходули» (Wilt the Stilt), ведь он прошагивал, как цирковой артист. После 5 сезонов и почти 400 сыгранных матченй, в которых он набрал на 3000 очков больше, чем второй лучший бомбардир Боб Петтит (12 967), НБА пришлось действовать «со злоупотреблением служебным положением» (то есть - ex officio), чтобы нивелировать это преимущество.

 

НБА ещё раз отодвинула ограниченную зону с 3,6 метра до 4,8 метров (16 футов) в попытке помешать доминированию Чемберлена. Хотя его результативность и упала, остановив каскад очков, которые он набирал в первые годы своей карьеры, технический репертуар Уилта был значительно обогащен, показывая, каким великим игроком он был и что он был больше, чем просто мощный доминирующий атлет. Центровой добавил бросок в прыжке, в том числе прото-фейдэйвэй, а также бросок крюком и замечательный набор финтов и ног, которые были чрезвычайно полезны на закате его карьеры.

Глядя на прошлое через призму настоящего, можно подумать, что ограниченная индивидуальная техника некоторых из главных героев того (своего) времени (а попросту – корявое, как на сегодня, ведение) являлось не отсутствием способностей, а допусками тогдашних «Правил НБА», то есть тогдашней «нормой». Одним из наиболее важных и часто пренебрегаемых судьями, как нарушение, были проносы мяча и «двойные, а то и тройные, ведения». То, что Боб Коузи жонглировал мячом так, как он делал не было эталоном – так это неоспоримый факт: он толкал мяч пальцами, совершая движения запястьем и ладонью, но соответствовало правилам. Или же огромный талант Джерри Уэст, ведение мяча которого было взято в лого НБА, зачастую изобиловало неправильными действиями по нормам наших дней (проносами мяча). Об этом на видео:

4. Бурные 60-е, 70-е, и новые герои

Шестидесятые годы прошлого века были временем открытий и великого развития игры во всех смыслах. Но это было следующее десятилетие, в котором баскетбол НБА достиг момента максимального самосовершенствования и творчества было обусловлено конкуренцией и объединением с АБА (Ассоциацией Баскетбола Америки), которое в долгосрочной перспективе было настоящим глотком кислорода для лиги. Появилось целое поколение хендлеров после Элджина Бейлора и Оскара Робертсона. Они быстро превзошли своих предшественников в индивидуальной технике, положив начало медленным, прогрессивным изменениям, которые на долгие годы ознаменовали собой настоящую наступательную революцию. Главные герои перемен, чьи достоинства им нельзя было бы приписать, были скорее похоронены непоправимым течением времени.

В отличие от трех предыдущих примеров, в этом не было явного изменения правил, а было изменение их интерпретации и применения. О правиле, которое относится к данной теме ниже, - это действие, известное как «палминг» (carrying / palming violation), которое в 60-х и 70-х годах влияло не только на ведение мяча движением руки снизу вверх, но и со стороны в сторону. Правило, которое не позволяло всем игрокам выполнять движения, при которых вся рука ведущего мяч игрока вмешивалась в контроль мяча. Это делало любое изменение направления и ритма атаки чрезвычайно трудным, поскольку можно было контролировать действие «рабочей» руки только в статике (ведении на месте или на низких скоростях).

 

Все это начало меняться с появлением Арчи Кларка, эдакого разыгрывающего-энерджайзера, который начал свою карьеру в «Лос-Анджелес Лейкерс», но только после его прибытия в «Филадельфия 76ерс» и «Вашингтон Буллетс» он смог полностью проявить себя. Игрок, прошедший обучение в Детройте, придумал дейсвие, став первым в истории современным «кроссовером», положившим начало движению, которое в конечном итоге привело НБА к новым возможностям в дриблинге. Под именем «Шейк и Блейк» Арчи Кларк сумел постепенно изменить интерпретацию пальминга, как допустимого действитя, сделав судей все менее и менее строгими, что быстро распространилось на остальную лигу. "Его рука находилась довольно далеко от мяча, аккомпанемент был на грани, но судьи видели в этом часть игры, - заявил в 2003 году Бутч Борода, бывший в то время игрок НБА.

«В наши дни судьи были намного строже, когда дело доходило до квалификации нарушения пальминга в кроссовере», - сказал Кларк Sporting News. «Иногда они даже насвистывали, если мы ведем мяч сзади. Теперь эти движения эволюционировали».

К примеру Кларка, настоящего культового игрока, можно присоединиться к примеру Эрла Монро с его узнаваемым реверсом, изменения темпов движения Чака Уильямса Благодаря на время забытым героям 70-десятых стало возможно, что спустя десятилетия игроки моего времени Тим Хардуэй и Аллен Айверсон подняли кроссовер на новый уровень, придав ему свою нишу в отдельную категорию в восхищении баскетболом.

Вклад ABA в НБА неоспорим. Лига повстанцев, которая показала, что есть другой способ понимания этой игры и что, кроме того, это может быть что-то забавное, больше похоже на шоу, чем на серьезный и «медальный спорт». Экономический коллапс и последующее поглощение 4 оставшихся команд привели к заметным изменениям в НБА, увеличив ее темп, улучшив качество игр и увеличив количество команд, удлинив сезон.

 

Среди них главной фигурой, финишировавшей в соревновании, был Джулиус Ирвинг, нападающий-новатор во всех баскетбольных смыслах. Он познакомил мир с новым понимание своей позиции как в отношении физических способностей, что позволило ему играть намного ближе к кольцу, так и в отношении техники, оставив уникальные движения и финты. Наряду с ним были и другие теперь уже забытые игроки, которые внесли вклад в развитие баскетбола, такие как Джордж Гервин или Дэвид Томпсон. Именно в это время появились знаменитые предматчевые разминки, когда зрителям показывались элементы «высшего баскетбольного пилотажа». Именно в сезоне 1976/77 разминка стала самостоятельным элементом шоу. Они собирали на трибуны зрителей за час, а то и более, превратив баскетбол НБА в семейное времяпрепровождение. Масштабы силовых попыток этих игроков забросить сверху были настолько велики, что начали повреждаться кольца. А в то время, когда НБА страдала экономически, когда несколько франшиз заявляли о миллионных убытках, даже сломанные кольца или разбитые щиты могло означать большие потери в бюджетах клубов.

Таким образом, в сезоне 1977/78 НБА была вынуждена наложить штраф в размере 25 долларов на любого игрока, который, делая данк во время разминки, оставался висеть на кольце - правило, которое в конечном итоге будет распространено на игры. Также накладывались штрафы на тех, кто повторял попытку силового добивания.

 

Вместе с этими ветеранами ABA прибыл молодой великан с большим сердцем и необычайной силой, Дэррил Докинз, который получил прозвище Rim Wrecker (разрушитель колец) , неоднократно уничтожая щиты и ломая кольца. Впервые он сделал это в ноябре 1979 года в игре против «Канзас-Сити Кингз», вынудив прекратить матч, а менее чем через месяц сделал подобный «трюк» против «Сан-Антонио Спёрс». Таким образом, НБА пришлось принять меры по этому поводу, создав особые правила для тех, кто таким образом уничтожал имущество.

 

«Правило против игрока, который висел на кольце наказывалось техническим фолом и $ 100 штрафа применялось к любому игроку, чей контакт с кольцом приводит к разрушению и отправлял команды на перерыв», - сообщил общественности в 1979 году комиссионер НБА Ларри О'Брайен. «Любой игрок, который сломал щит описанным выше способом, будет немедленно исключен из матча и, при отсутствии наиболее смягчающих обстоятельств, будет отстранен без оплаты, по крайней мере, на следующий запланированный клубом матч».

В то же время это решение сопровождалось усовершенствованием технологии изготовления щитов, особенно в части крепления колец, что позволило лучше поглощать удары без разрушения элементов конструкции. Неудивительно, что к тому времени, когда в НБА появится Шакил О'Нил, это сыграет свою роль… Но об этом в другом рассказе.

(Конец первой части)