11 мин.

Йохан Кройф. История футбольного Уленшпигеля. Часть 2

Часть 1

El Salvador

После долгого перетягивания каната (суммы трансфера) соглашение между клубами и игроком было достигнуто, но по правилам Королевского футбольного союзы, теперь Кройф мог переехать в Барселону только в декабре, так как дедлайн летнего трансферного окна был еще 15 июля. Костера, да и Кройфа тоже, такое ни разу не устраивало, поэтому пришлось искать «подводные камни». Оказалось, что если строго следовать закону, то переход игрока из Нидерландов в Испанию никогда бы не состоялся. Все дело в том, что на тот момент унифицированных правил ФИФА по этому вопросу не существовало, а трансферы устраивались по законам национальных федераций. А если не по правилам, то хотя бы, чтобы они им не перечили.

И вот ведь незадача – в межсезонье в Голландии переходы осуществлялись до уже упомянутого срока, а в Испании этот период наступал только в августе месяце. Точно также трансферные окна не совпадали и зимой. Ко всему перечисленному, у Кройфа имелся еще и «козырный туз» - Чемпионат мира 1974 года.

На мировых первенствах Голландия отсутствовала с 1934 года, а теперь у нее появился реальный шанс на поездку, правда, решалось это в противостоянии с Бельгией, домашний матч с которой должен был состояться в ноябре 73-го. Вот Кройф и пригрозил своей родной федерации, что, мол, не отпустите, я в сборной играть не стану. Кто в такой ситуации выходит победителем, лишний раз говорить не стоит.

На тот момент «Барселона» вот уже как тринадцать лет к ряду не праздновала чемпионства в своем родном чемпионате, но переход Кройфа совпал с периодом больших перемен: диктатура Франко переживала свои последние мгновения, в стране одна забастовка сменяла другую, в самой Каталонии антииспанские настрои достигли небывалых высот, а прилет Кройфа привел болельщиков «Барселоны» в стан небывалой эйфории.

Свой первый матч за «Барселону» Спаситель, как окрестили Кройфа в Испании, провел 5 сентября 1973 года. Правда, из-за бюрократических неувязок голландец не мог играть в чемпионате, поэтому руководству блауграны пришлось организовать ряд товарищеских матчей. И опять Йохан своей традиции не изменил – в дебютном матче против «Брюгге» он отличился трижды, но как ликовали трибуны словами не передать. Для них это был глоток утреннего свежего воздуха в деревни, после жаркого летнего полудня в мегаполисе. Такой игры «Камп Ноу» не видел давно.

В Барселоне Кройф воссоединился с еще одним великим голландцем - Неескенсом

Вдохновенная игра каталонцев в товарищеских играх, резко контрастировала с матчами чемпионата, в которых пока не имел права играть Кройф. «Барселона» в стартовых семи турах только дважды сумела выиграть и столько же сыграла вничью, одна из которых припала на игру с «Реалом». На радость болельщиков сине-гранатовых, у сливочных дела шли не лучше – только две победы в 9 турах и аналогичная прописка во второй части турнирной таблицы.

Наконец, 28 октября 1973 года смог дебютировать в официальных играх за «Барселону». И, дорогой читатель, угадай, что сделал Кройф? Правильно. Да еще и дважды. В итоге, тот матч против «Гранады» завершился со счетом 4:0. Буквально через два месяца после этого, Кройф записал в свою копилку очередной шедевр в виде гола в ворота «Атлетико»: после навеса с правого фланга, он в невероятном акробатическом прыжке изловчился пробить пяткой по мячу, который летел на высоте его собственного роста.  

Любопытно, что Ринус Михелс побаивался такой ситуации, ведь он прекрасно знал, что партнеры в «Аяксе» Кройфу не просто завидовали, а тихо, про себя, недолюбливали за невероятную игру и талант. В «Барселоне» отношение к Йохану было совсем другое – здесь даже игроки восхищались его талантов. И пускай Михелс говорил, что Йопи показывает такую игру благодаря наличию в команде таких партнеров как Рексач…

Как бы там ни было, с Кройфом и без него «Барселона», все-таки, показывала разную игру. Это ярко проявилось на «Сантьяго Бернабеу» 17 февраля 1974-го. Йохан задолго до этого стал любимчиком каталонской публики, а после того как накануне матча обратился к болельщикам сине-гранатовых на каталонском, он стал, что называется, свои в доску. Тот матч навсегда вошел в историю противостояния не только «Реала» и «Барселоны», но и политического противостояния Мадрида и столицы Каталонии. Ведь в том матче к спортивной составляющей эль-классико добавилась политическая: это и месть за режим Франко, и за свежее в памяти «дело Эмилио Гурусеты». В тот день Кройф отличился лишь раз, на 39-й минуте, но именно он стал одним из вдохновителей невероятной победы со счетом 5:0 – у «Реала» не было шансов – он который продержался только первые 30 минут.

В том сезоне «Барселона» наконец завоевала звание чемпионов. Это было не просто титул. Эта победа стала символом сброшенных оков и начала новой страницы в истории каталонского клуба.

Несмотря на такое славное начало, карьера в столице Каталонии получилась весьма скудной на трофеи. Еще один трофей, помимо чемпионского звания, был завоеванный в последнем для Кройфа сезоне в «Барселоне», 1977/78, это был Копа дель Рей.

Но прощался Йохан с командой на мажорной ноте, хотя и многие не знали, что в действительности делается в жизни игрока за кадром. Здесь его любили и почитали все. Даже игроки других команд относились ему с большим пиететом. Например, Хорхе Вальдано навсегда запомнил их первую встречу: «Мне тогда было 20. Я выступал за «Алавес», который как раз играл с «Барселоной» в Кубке Испании. Первая игра закончилась со счетом 0:0 и предстояла ответная. Тогда я оказался с ним на одном поле. И я увидел, кто такой Кройф на самом деле. Он влиял на всех: на партнеров, зрителей, на арбитров, и на штанги вместе с угловыми флажками. Я было подумал, что он даже имеет какое-то влияние на продавцов «Колы» на трибунах стадиона. Он делал все наоборот. Если была возможность сделать пас, он пасовал и бежал вовсе не туда куда мог подумать противник, он смотрел влево, а бежал вправо…По-моему в середине второго тайма мы столкнулись и он спросил меня: «Как тебя зовут?» «Хорхе, - быстро добавил, - Вальдано» «А сколько тебе лет?» «21» «В 21 ты, Хорхе, должен обращаться ко мне на «вы»». Буквально через минуту он ворвался в штрафную площадь и я сбил его против правил».

Еще интереснее историю поведал в свое время Мишель Платини: «Однажды я подошел к нему. Заикаясь что-то сказал и даже получил автограф. Кройф посмотрел на меня, словно не видя, и ушел, закурив сигарету. Через много лет я напомнил ему об этом, а он проронил «Не помню, а ты что тогда обиделся?»».

В 1978 году с Испанией Кройфу пришлось попрощаться, к счастью, не навсегда. Тогда ему пришлось и со сборной уйти. Слухи ходили разные. От привычных разговоров о том, что платят ему за выступления в сборной мало, до того, что властная жена не пустила. Правда была обнаружена потом, точнее раскрыта самим Кройфом. В 2008-м году он признался, что не поехал на Чемпионат мира 1978-го года из-за того, что был вместе с семьей похищен. Судя по всему такая практика не была редкостью в Барселоне. Потом он жил три или четыре месяца под охраной полиции и почти выходил с охранником на поле.

Печальные воспоминания

Еще одной версией, почему Кройфа не было на мировом форуме в Аргентине, стал скандал, произошедший во втором раунде Чемпионата мира-1974. Голландцам предстояла трудная игра против действующих чемпионов мира – сборной Бразилии. Накануне матча в отеле «Krauthoyzer» находился журналист «Stuttgarter Nachrichten» Гвидо Фрик. В ночь перед матчем он якобы услышал музыку и спустился посмотреть, что же происходит, но попал в веселую компанию Кройфа и других игроков сборной Голландии. Конечно, в такой компании не обошлось без девушек. Буквально через пару дней, увлекательный рассказ о приключениях журналиста и футболистов опубликовало издание «Bild», правда, никаких доказательств данному проступку не было, кроме слов самого Гвидо Фрика.

Тот матч с Бразилией был, по сути, полуфиналом и дальше Кройф вместо со сборной вышел в финал. Сам Йохан никогда не любил вспоминать о том матче, да и мы не станем, ведь сказано уже и пересказано столько, что и вспоминать не охота – глупо, в общем, получилось, сколько не думал Йохан над причинами, все равно ответа так и не смог найти. Пускай, главной наградой для сборной Голландии 1974 года будет признание, а титулы пусть останутся другим.

Дважды в одну реку или команда мечты

Наверное, в таких случаях принято говорить, что хорошие игроки нечасто становятся хорошими тренерами, но Йохан Кройф – особенный. После того, как он постарался скрыться в Америке от проблем, возникших в Барселоне, Кройф вернулся на родину, чтобы проделать путь игрока в другой ипостаси – тренера.

В 1988 году вокруг «Барселоны» возник невероятный скандал. Суть оного заключалась в том, что Хосеп Нуньес втянул клуб в серьезную финансовую аферу – игроки заключали с командой два контракта, декларируя при этом только один. Когда махинацию выявили, налоговики потребовали от клуба возвращения денег. Но президент клуба спустил всех собак на игроков, которые потребовали отставки Нуньеса, ведь участвовать в махинации они соглашались с подачи руководства.

Чтобы остаться, в подобной ситуации у действующего президента был один выход – перевести внимание прессы и болельщиков на более весомое событие. Таким событием стало возвращение в команду легенды клуба – Йохана Кройфа, который 4 мая 1988 года предстал перед публикой на «Камп Ноу» в качестве тренера команды. Новый наставник «Барселоны» привел с собой в клуб Тонни Брюинс Слота и Карлеса Рексача.

Почти сразу же Кройф затеял в команде «чистку», любопытно, что помог ему в этом скандал вокруг контрактов. В итоге, в команде появилось сразу 11 новичков, среди которых были Салинас, Алоизио, Бакеро и Бегиристайн. Подключилась и барселонская молодежь в лице Амора и Бархуана. Практически все новички были испанцами. Первые два сезона у руля команды завершились для Кройфа не очень успешно – сначала было второе, а потом и третье место.

Все это время голландец прививал своей команде собственное представление об игре. Не обошлось и без новых покупок. Так по его желанию в команде появились Рональд Куман и Микаэль Лаудруп, покупка которого не привела в восторг руководство сине-гранатовых.

Еще одной трансферной целью Кройфа был тогдашний игрок «Ливерпуля» Ян Мельбю. По разным причинам эта покупка не состоялась. Во многом именно по этой причине в первой команде дебютировал не кто иной, как 19-летний Хосеп Гвардиола. Его Йохан заприметил еще в самом начале своей тренерской карьеры в «Барселоне», увидев испанца на одном из матчей молодежной команды. Правда, в сезоне 1990/91 Гвардиола априори не мог быть игроком стартового состава, но свой вклад в чемпионское звание «Барселоны» внес.

Но, пожалуй, для Кройфа главным было другое. 19 января 1991 года «Барселона» победила в чемпионате мадридский «Реал», положив тем самым конец пятилетней гегемонии сливочных. А ведь перед матчем у блауграны были серьезные проблемы из составом. Не играл из-за травмы Куман. А ставший уже давно одним из лидеров команды Христо Стоичков, заработал в матче за Суперкубок страны против «Реала» четырехматчевую (сначала это было и вовсе 8 матчей) дисквалификацию за то, что специально наступил на ногу Урикару Аспирарте, арбитру той встречи. Несмотря на все это, каталонцы уверено переиграли «Реал», а Лаудруп при этом еще и забил один из самых красивых матчей в истории противостояния «Реала» и «Барселоны».

Примерно через месяц после этого, мир потрясла ужасная новость – в результате сужения сердечной артерии у Йохана Кройфа случился сердечный приступ. Он был прооперирован в клинике Св. Жорди специалистом в решении подобных проблем Ориолем Бонини. Именно после этого случая Кройф бросил пагубную привычку курить.

А дальше была, так называемая, команда мечты. Вот только была она таковой скорее по стилю игры, ведь не сметала всех и вся на своем пути - чемпионом сине-гранатовые стали два раза подряд благодаря «Тенерифе».

В сезоне 1991/92 перед последним туром «Реал» шел перед «Барселоной» с опережением в одно очко. Сливочные в заключительном матче того сезона играли на выезде против «Тенерифе», но ведя в счете 2:0, сумели проиграть матч 2:3. В параллельной игре сине-гранатовые переиграли мадридский «Атлетико» и таким образом стали чемпионами Испании. К этому они еще добавили победу в Лиге чемпионов, чем Кройф упрочил себя в когорте великих тренеров.

Ситуация повторилась и в следующем году. Причем повторилась на столько, что единственным отличием от прошлого сезона было то, что «Барселона» принимала на своем поле «Атлетик». Правда, в этот раз «Тенерифе» переиграл «Реал» более уверено – 2:0, а «Барселона» не выиграла Лигу чемпионов. Впрочем, самый болезненный проигрыш в Лиге чемпионов с командой случился через несколько лет, в 1994-м, когда «Барселона» неожиданно проиграла «Милану». 

В следующем сезоне Кройф привел команду к четвертому подряд чемпионству, кстати, впервые в истории каталонского клуба. Но запомнился тот сезон многим болельщикам клуба другой победой – 5:0 над «Реалом» на «Камп Ноу». Это была первая победа с таким счетом над извечным соперником за последние двадцать лет, что не забыл отметить тренер сине-гранатовых: «Надеюсь, что мы не будем столько же ждать следующей победы над «Реалом» с таким счетом, ведь через 20 лет я буду совсем старым».

Как показало время, великий голландец спешил с выводами. Футбол он не покинул и через 20 лет и если бы не сора с руководством «Барселоны», кто знает, может бы мы стали свидетелями третьего пришествия великого Йохана Кройфа.

Читайте больше, подписавшись на блог автора!