8 мин.

Кройфф и бейсбол. Неожиданная любовь и влияние на карьеру

История любви Йохана Кройффа к американскому виду спорта, который стал символом сопротивления в период Второй Мировой войны. Прежде чем трижды стать обладателем «Золотого Мяча», Йохан Кройфф был игроком, подающим большие надежды в бейсболе. Во время тренировок именно в этом виде спорта он развил качества, благодаря которым все мы его знаем как гения.

Всем известно, что в порте Амстердама есть поющие моряки (согласно песне Жак Бреля «Dans le port d'Amsterdam»). А вот вам не слишком известный факт: в том же порту бывают американские моряки, но в отличии от поющих коллег, они играют в бейсбол. Именно так этот вид спорта и добрался до Нидерландов. А в 1922 году, матросы корабля «ЮСС Питтсбург» организовали отбор игроков и провели первый в истории королевства матч, который официально запротоколирован в книгах истории Нидерландов. В стране с тех пор очень хорошо научились играть: 24 раза становились чемпионами Европы в 33 чемпионатах (турнир учреждён в 1954 году), с тремя сериями по четыре и больше побед подряд. Девятая по силе нация в мире, и первая в Европе, настолько увлечённая бейсболом. В 2014 году им даже удавалось подняться на пятую строчку сильнейших сборных в рейтинге WBSC World Rankings. Среди жителей Нидерландов бейсбол, кстати, зовётся «хонкбол».

Бейсбольный матч между «Аяксом» и «Спартой» 23 июля 1967 года

Важное наследие

В том же 1922 году, была основана Лига Бейсбола Нидерландов, и первой командой, вошедшей в неё, был амстердамский «Аякс», который становился чемпионом в 1920, 1924 и 1928 годах. Нынче все мы знаем «Аякс» по игре в футбол, но этот клуб вырос из бейсбольного, благодаря Ринусу Михельсу и Йохану Кройффу. Яп де Грот, который был до недавнего времени главным спортивным редактором крупнейшей ежедневной газеты «Телеграаф», был близким другом Йохана Кройффа. Он стал автором его биографии. В книге он раскрывает невоспетые стороны №14 «Аякса» и «Барселоны».

«В пятидесятые года XX века совсем немного семей могли себе позволить отдых за границей. Чтобы как-то занять подростков, национальные клубы организовывали игры и турниры по бейсболу, который считался королевским летним видом спорта. Вот так Кройфф и дебютировал в «Аяксе» в октябре 1965 года, в «Аяксе», который ему очень нравился. Я вспоминаю долгие разговоры с ним о бейсболе. Йохан мне рассказывал, что это спорт, который стоит на трёх китах, которые потом ему здорово помогли в футболе.

Первое — хорошо бегать, что важно не только для игры в защите, но и для того, чтобы избежать травм.

Второе — уметь видеть игру целиком. В бейсболе, у Кройффа была позиция кэтчера (catcher). Это единственная роль в бейсболе, где у вас есть вся площадка для игры.

Кетчер готов к приему мяча

И наконец умение увидеть и проанализировать каждое движение других игроков, умение видеть траекторию мяча, понимать куда он летит, и что с ним будет делать игрок, который принимает мяч. Это и есть третье преимущество.

Что завораживало самого Кройффа в бейсболе — разнообразие выбора и тактические преимущества».

Молодой 18-летний Йохан, ставший профессиональным футболистом за два сезона, назван футбольной надеждой Нидерландов. Он также отлично смотрелся бы в бейсболе, но он оставил его в 15 лет.

Удержанный в национальной команде

Когда зерно правильно посеяно, оно обязательно взрастёт. Де Грот продолжает: «Кройфф был суперским бейсболистом. Он был вызван в сборную Нидерландов U-16, так же, как и Неескенс (тоже в будущем легендарный футболист, — прим. редактора), который и вовсе был признан лучшим игроком (на Чемпионате Европы среди юниоров, — прим. редактора)».

Вдоволь наигравшись в футбол в Европе и став легендой «Барселоны», в свои 32 года Кройфф решает переехать в США, где он выступает за команды по соккеру «Лос-Анджелес Ацтекс» и «Вашингтон Дипломатс». «Когда Кройфф был в Штатах, он проводил больше времени за просмотром матчей MLB (Североамериканская бейсбольная лига, — прим. редактора) по телевизору, чем за игрой в футбол», — высказался Энди Долич, вице-президент бейсбольного клуба «Окленд Атлетикс».

Будучи в штатах, Кройфф много общался с Энди Доличем, главным менеджером бейсбольного клуба «Окленд», который через пару месяцев в 1980 году стал вице-президентом команды. Кройфф был очарован его речами. Он проводил время смотря матчи MLB по телеку. В 2007 году, в Барселоне, он помогал проводить чемпионат Европы по бейсболу, в частности матч между Испанией и Нидерландами, который имел статус отборочного на Олимпийские Игры в Пекине. Когда тренер Нидерландов, Роберт Эенхорн, уроженец Роттердама и профессиональный игрок легендарных «Нью-Йорк Янкис», пригласил Кройффа в раздевалку под конец матча, у последнего горели глаза. Ведь его полностью поглотил мир спорта». Впоследствии Эенхорн стал генеральным менеджером «АЗ Алкмар» 2014 году. Дополнительная связь между голландским бейсболом и футболом, поскольку эти два вида спорта тесно переплетены. Первым делом он начинает следовать советам легендарного Билли Бина (героя фильма «Человек, который изменил всё»), который был на тот момент генеральным менеджером «Окленд Атлетикс». Помимо этого, он постоянно консультируется с Кройффом насчёт тактики, стиля и техники игры, вплоть до его смерти 24 марта 2016 года. 

В своей биографии, бывший нападающий «Аякса» признаётся в своём долге перед бейсболом. Это был спорт, который на протяжении Второй Мировой был символом сопротивления в Нидерландах. Кройфф пишет: «Играя в бейсбол, я научился замечать немыслимое количество деталей, которые помогли мне в дальнейшем при игре в футбол. Отсюда исходит и моё видение игры, моё умение предвидеть игру и знать, что случится в ближайший момент. Именно с бейсболом, мой мозг игрока начал перестраиваться в мозг тренера. Я вижу очень много сходств между бейсболом и футболом: скорость, ускорение, баланс игры, приспособление к игре, умение чувствовать свои пределы, азарт…»

Йохан Кройфф в составе бейсбольной команды «Аякса» 1961 года

Последователи Кройффа

Йохан Кройфф часто говорил, что бейсбол научил его правильно двигаться на поле, даже в условиях ограниченности пространства. Голландский артист Руди ван Данциг, звезда танцев, преподаватель балета в Парижской Опере и фанат Кройффа, берёт на вооружение движения Йохана и использует их в балете. Он уверял, что «Кройфф был лучшим танцором, как Рудольф Нуреев в свои лучшие годы. Движения Кройффа были быстрыми и плавными одновременно. Со стороны казалось, что он может сменить направление за одну секунду, и никто не мог предугадать траекторию его движения. Самым завораживающим зрелищем была слаженность работы его головы и тела. Всё отточено, продумано, словно это был не бейсбол, а игра в шахматы».

После того как настало время покинуть футбольное поле, Кройфф с энтузиазмом погружается в тренерскую работу. «Когда он стал тренером, он всегда помнил, что, будучи игроком, по сути был первым, кто совмещал в себе несколько амплуа на поле: он был и защитником, и нападающим. И он требовал от своих подопечных такого же уровня игры, как от себя», — вспоминает Яп де Грот.

Жорди Кройфф и Яп де Грот

Вместе с «Лос-Анжелес Ацтекс» или «Аяксом» он мог утолить жажду игры в бейсбол. №14 всегда ассоциируется с ним. Человек, ставший синонимом безупречной игры.

 Оригинал текста: France Football le magazine 9.2021

Рецензия Vova Raspisnoy

Йохан Кройфф — это человек-легенда. Даже самые преданные его фанаты не перестают узнавать все новые и новые факты о его жизни, работе и увлечениях. Не могу сказать, что досконально изучал его биографию, но, все же, кажется, что о том, что Йохан был отличным бейсболистом до прихода в футбол знали далеко не все (в отличие, например, от увлечения Йохана гольфом, о котором упоминали раньше на страницах БарсаМании).

Но главное в этом то, как Кройфф умел находить удивительные сходства и парадоксальные параллели, которые действительно работали и помогали ему становиться лучшим, будь то футбольное поле, тренерская скамейка или роль эксперта у микрофона.

Йохана нет с нами уже более пяти лет, однако его наследие не забыто: все больше и больше тренеров придерживаются в работе его философии и развивают его идеи. И, как-то немного неловко, что в авангарде его последователей давно не было тренера «Барселоны», безусловно, главного клуба его жизни. Вечная память!

Хави стал десятым тренером-кантерано «Барселоны». А кто был до него? Часть 1: Рамон Льоренс

Бартомеу, Лапорта и Тебас: 7 отличий в оценке влияния Covid-19 на «Барсу» Пандемия повлияла практически на весь спортивнй мир, но как она отразилась на «Барселоне»?

«Это friendly fire – огонь по своим». Итоги насыщенного, но неоднозначного десятого календарного месяца на БарсаМании от Егора Бычкова