5 мин.

«Мяч умирает». Игра с Мексикой – дно российского баскетбола

Это было сильно.

Результат встречи со сборной Мексики не должен хоть сколько-нибудь удивлять. Это та точка, к которой российский баскетбол шел все последние девять лет после пика в Лондоне. За «золотым поколением» просто никого не осталось, и с его постепенным уходом сборная России возвращается в реальность – в ту реальность, где в стране лишь девять клубов на высшем уровне и в семи из них игра строится вокруг легионеров, а еще в одном вокруг Шведа.

Да, казалось, что уходящее поколение обязано вцепиться в последнюю возможность прогреметь и уйти красиво. Олимпиада настолько магнетическое явление, что престарелые бразильцы и аргентинцы рвутся туда даже тогда, когда половина их звезд вроде бы уже давно выпала из профессионального спорта. Вот только на российский баскетбол эта магия совершенно не действует.

Здесь вопрос не к игрокам, которые не смогли/захотели приехать. Не к боссам сборной, которые вели себя – по мнению игроков – с ними как-то не так. И даже не к РФБ и Кириленко, который делает вид, как будто ничего не происходит. Здесь просто полнейшее недоумение от того, насколько общеспортивные ценности расходятся с теми ценностями, что есть в российском баскетболе. Не важно, кто там виноват, разбирайтесь сами, но так и не понятно, как можно было молча поставить всех перед аксиомой: место на Олимпиаде российскому баскетболу не особенно нужно.

Если принять такую предпосылку, то расстраиваться особенно не приходится. Берите пример с Андрея Кириленко. Он себя убедил в том, что в оптимальном сочетании сборная России входит в четверку сильнейших команд Европы. И не столь важно, что оптимальное сочетание чудом родилось в 2017-м и там же и осталось.

Вопросов к игрокам, которые приехали, и вовсе быть не должно: бессмысленно ждать хладнокровной организации игры от разыгрывающего «Нижнего Новгорода», решающих попаданий от защитника «Енисея» и доминирования под щитами от центрового, который три года лечился.

В результате даже с Мексикой сборная России не была фаворитом. Как минимум, у мексиканцев есть три звезды, вокруг которых строится вполне понятный баскетбол: центровой Густаво Айон, все еще способный разобраться один на один в усах, лучший снайпер турецкого чемпионата Пако Круз и 35-летний разыгрывающий Пол Столл, еще недавно лучший по передачам в лиге ВТБ.

Все трое в этой игре выглядели не лучшим образом. Но зажигались в ключевые моменты – дальними попаданиями Столла, выходами в район «краски» Круза или постоянным давлением на щитах от Айона.

Против российской сборной, которой не хватило месяца и шести товарищеских матчей для обретения своего лица, этого было достаточно.

Потому что с точки зрения индивидуальных противостояний выяснилось, что России совсем нечего предложить.

Проблема с организацией игры четче всего проявилась в выступлении Стребкова. Он и сам потерял 4 раза, и неудачно взаимодействовал с Мозговым, у которого набралось еще 5 ошибок. Оба худшие по плюс-минусу («-9» и «-10» соответственно). Получилось так, что более толковым разыгрывающим оказался 19-летний Карданахишвили: он взбодрил команду, выйдя со скамейки, но очевидно, что пока не готов тянуть ее постоянно.

Проблема с отсутствием лидера-индивидуалиста стала переломной. На эту роль претендовали Михаил Кулагин и Иван Ухов, но лишь усугубили все действиями, которые привели к новым потерям, невразумительной третьей четверти с 7 набранными очками и символическому тайм-ауту Базаревича: «У вас мяч умирает». Андрей Воронцевич все же привык бомбить из-за дуги, и из-за отсутствия открытых возможностей на периметре (и неэффективного броска в данном случае) не смог стать той атакующей опцией, на которую рассчитывали.

Проблема с «большими», естественно, не решилась с приездом Тимофея Мозгова. На двоих Ивлев и Мозгов набрали 8 очков и 8 подборов и уступили по влиянию на игру одному Айону. Гораздо привлекательнее сборная смотрелась в те минуты, когда Базаревич использовал подвижный тандем Воронцевич-Антонов. Но качественных владений в посте сборная недополучила: Мозгов ломился внутрь, но перед ним захлопывались ворота.

Проблема с акцентом на трехочковые – в том, что они не всегда летят.

В общем, не стоило ждать, что сборная России может превзойти индивидуально даже Мексику. Главным достоинством ее должна была стать командная игра, проявляющаяся не только в движении мяча и организации, но и особенной сплоченности, особенной энергетике. Именно ради этого сборная и провела больше товарищеских встреч, чем принято. И вот тут единственное, в чем команда Базаревича действительно разочаровала, наверное, впервые за все время, что с ней работает тренер. Его игроки отдали подбор (у Мексики целых 18 отскоков на чужом щите) и визуально уступили в борьбе за спорные мячи. Совершили недопустимое число потерь – 21 против 15 мексиканских. И запомнились лишь бранью Владимира Гомельского в адрес Астапковича, предполагаемого ключевого игрока, который должен был компенсировать отсутствие Никиты Курбанова, но вместо этого потерялся под физическим давлением.

Перед матчем Сергей Базаревич надеялся, что его команда будет самой голодной. Вышло ровно наоборот: опытная Мексика лучше понимала, что нужно делать для победы даже тогда, когда мало что получается, когда нужно терпеть, когда паника тождественна поражению. Сборная России и с линии смотрелась неуверенно – 60%. Когда же ошибок стало слишком много, не нашлось никого, кто мог бы успокоить игру и вернуть партнерам кураж.

Поражение выглядело печально, но не должно шокировать. Сборная России естественным образом двигается в сторону смены поколений. И так случилось, что РФБ запустила процесс обнуления раньше, чем все к этому были морально готовы.

Да и надежда на приятный сюрприз еще тоже остается: для выхода в следующий раунд достаточно выиграть у сборной Германии с преимуществом в семь очков.

Мексика – Россия – 72:64 (18:16, 13:20, 19:7, 22:21)

Мексика: Круз (21 + 5 подборов), Айон (11 + 7 подборов + 6 передач), Столл (11 + 6 перехватов).

Россия: Антонов (13), Воронцевич (11 + 8 подборов + 6 передач), Михаил Кулагин (7), Ухов (7), Ивлев (6), Карданахишвили (6), Бабурин (5), Комолов (3), Астапкович (2), Мозгов (2), Стребков (2).

«Статья об отказах играть за сборную – заказная». Сергей Панов рассказывает о главной команде страны перед стартом в отборе к Олимпиаде

Фото: REUTERS/Antonio Bronic