10 мин.

«Позор, что в РФБ никто не отвечает за результат». Интервью-боль Елены Барановой – о провале в баскетболе

Женская сборная России по баскетболу никак не может выбраться со дна. После пропуска Олимпиады-2016 и реформ в РФБ все ожидали каких-то позитивных изменений – вместо этого Россия вновь пропустит Игры, провалив отбор на ОИ-2020 на прошедшем Евробаскете. Наши баскетболистки не только не попали в полуфинал, но и уступили Швеции право сыграть в квалификационном турнире.

Пока руководство РФБ списывает все проблемы на лимит на легионеров, главный критик женского баскетбола в России легендарная Елена Баранова, олимпийская чемпионка, призер двух чемпионатов мира, поделилась с нами своим видением ключевых проблем женского баскетбола в России.

— Я ожидала, что команда все-таки попадет в зону отбора, но тут, помимо объективных причин, что наши девушки находятся далеко не на первых ролях в своих командах, прибавилось еще отсутствие тренерской тактики и слабая организованность как в нападении, так и в защите. Результат по игре, хотя и не соответствует ожиданиям.

— Что (и кто) в игре сборной вам понравились?

— Мне понравилась игра больших в защите и в нападении, понравился азарт. Понравилось старание в борьбе на щитах, подбор мы большей частью все же выигрывали. Должна отметить желание, и, прежде всего, игру центровых.

— Марию Вадееву называли будущим Сабонисом женского баскетбола. Как вам ее развитие сейчас?

— Маша хорошо себя показала на этом чемпионате. При этом ее можно и нужно было использовать намного лучше, гораздо более эффективно – для того чтобы пользу и удовольствие от игры получала и сама Маша, и команда в целом. Например, у Маши очень хорошее качество – после подбора она старается развивать быстрый прорыв, но при этом остальные игроки бегут в метре от нее и со средней скоростью, вместо того чтобы убегать вперед, растягивать защиту, просить от нее длинный или средний пас, ведь Маша умеет давать передачи.

Сабонис никогда бы не стал Сабонисом, если бы играл только под кольцом. Он умел все – и трехочковые, и проходы, и, как особый конек, передачи, сдваиваться на нем было бесполезно. Маше нужно развивать другие аспекты игры, не только игру под кольцом, ей надо работать над стабильным трехочковым, над проходами, над умением находить и задействовать открытых партнерш. А ее тренерам – уметь все это богатство использовать.

— Много претензий к немецкому тренеру Ланге. Как он вам?

— Олафа я знаю очень давно как мужа Сэнди Бронделло, с которой мы вместе играли в «Майами Сол» в женской НБА. Он очень хороший, позитивный, умный человек. Но я считаю, что такой махиной, как сборная России, может управлять только тренер, который играл на высоком уровне и умеет применять разнообразные стратегии и тактики. Где каждый игрок должен знать свой маневр в каждой ситуации, а тренер не может запрещать бросать или проходить.

В целом по турниру было ощущение слабой бросковой подготовки (низкий процент попадания у всей команды, включая признанных снайперов, особенно командные штрафные броски), отсутствия быстрых прорывов и атак в большинстве, слабого использования больших игроков, значительных затруднений команды при игре против плотной активной обороны соперников, «дырявой» защиты. Создавалось впечатление, что тренеры действовали по шаблонам, подгоняя игроков под схемы, а не наоборот (так проще).

— В сборной когда-нибудь будет разыгрывающая международного уровня? 

— Я была разочарована, что в состав не попала Карина Низамова, разыгрывающая МБА, поскольку в прошлом сезоне она единственная из всех российский игроков премьер-лиги была настоящей хозяйкой на площадке и получила важный опыт в Еврокубке. Для других плеймейкеров – Ксении Левченко, Кати Федоренковой, Лены Бегловой – нужны четкие тренерские установки для уверенности всей команды на площадке.

К сожалению, некоторые решения задних игроков вызывали недоумение. Девчонки искали свою игру на площадке, и вместе с ними вся команда. Классные разыгрывающие, которым не нужен тренер, в сборной будут только после того, когда они появятся в клубах.

— Уже пошли разговоры о том, что в России нет талантов, плохо работают школы и детские тренеры.

— Серьезно? А кто же тогда выиграл первенство мира U19 в 2017 году? Откуда взялись эти чемпионки? Наши юниорские и молодежные сборные регулярно в призерах на Европе. Уровень таланта и уровень подготовки нашей молодежи 16-19 лет достаточно хорош.

А вот когда наши лучшие игроки переходят в систему профессиональных клубов, начинается беда. Я много лет говорю о том, что у российских игроков очень мало практики на топ-уровне (Премьер-лига и международные соревнования) – для того, чтобы стать игроками мирового класса, и быть полезными сборной России.

— Какие выводы вы лично делаете из этого результата? 

— То, о чем я говорю последние 10-15 лет: в российском баскетболе есть большие системные проблемы, подтверждается из года в год. Кризис женского баскетбола налицо, и для начала надо это признать. Непопадание сборной на вторую Олимпиаду подряд, пропуск сборной трех главных международных событий в женском баскетболе (ОИ-2016, ЧМ-2018, ОИ-2020) – очень неприятные факты. Четыре специалиста на должности главного тренера в этот период (Альфредас Вайнаускас, Анатолий Мышкин, Александр Васин, Олаф Ланге) не дали нужного результата. С большой вероятностью очередная смена главного тренера ничего не изменит. Кризис системный – нужны системные изменения.

— Кириленко напророчил золотое десятилетие женской сборной. Согласны? Какое будущее вообще у женского баскетбола?

— Пока золота нет, и если продолжать так же относиться к детскому и клубному спорту, золота нам не видать. В женской Премьер-лиге надо не 9, как сейчас, а не менее 14 команд, как у Испании, Франции и других ведущих держав. Надо вдвое увеличить количество игр в чемпионате России путем возврата к системе сдвоенных матчей. Это даст большую прибавку к игровой практике наших игроков, а тренерам больше возможностей для тактических и стратегических маневров.

Федерации нужно сделать привлекательные финансовые условия для команд Премьер-лиги и Лиги ВТБ, поддерживать те немногие центры мужского и женского баскетбола в стране. Например в регламенте РФБ 250 раз используется слово «штраф», а слово «бонус» или «премия» не используется ни разу. Это вряд ли мотивирует и увеличивает количество желающих участвовать в соревнованиях.

РФБ надо изучить ситуацию с клубами всех лиг, почему многие из них не хотят идти в Премьер-лигу, пойти навстречу клубам и их возможностям, найти необходимый компромисс в интересах сборной России и российского баскетбола. Сдерживают неподъемные взносы? Уменьшить взносы. Мешают высокие расценки на судейство? Оптимизировать расценки и количество обслуживающих матч. Сдерживают жесткий регламент и штрафы? Смягчить регламент и не штрафовать за каждый чих. Пугает необходимость пирамиды «команда Премьер-лиги – фарм в Суперлиге – команда ДЮБЛ»? Убрать пирамиды, оставить их для желающих. Я, например, не вижу целесообразности и какого-либо эффекта от этих пирамид, которые безумно дороги и не дают игроков наверх, количество никак не переходит в качество.

Федерации нужно уменьшить нагрузку на детский спорт. Например, наше училище олимпийского резерва за участие 10 команд в первенствах России своих возрастов (8 команд девушек и юношей U13-U17 плюс 2 команды ДЮБЛ) должно выплатить РФБ порядка 900 тысяч рублей – и это только участие, не считая поездок, размещения, питания. Детские турниры (первенство России и первенство ДЮБЛ) – это трамплин в большой спорт, эти соревнования должны проводиться за счет привлеченных средств, а не за счет спортивных школ.

Надо активнее заниматься привлечением спонсоров и зарабатыванием собственных средств. Необходимо создать для клубов возможности для зарабатывания денег (общая билетная программа под эгидой РФБ, рекламная деятельность, методические семинары по маркетингу и многое другое даже не из мировой, а уже из успешной российской маркетинговой практики), поощрять их успехи. Не дело, когда женские клубы и детские спортивные школы спонсируют федерацию, нужно снизить эту финансовую нагрузку.

— Давайте перечислим основные проблемы женского баскетбола. Какие варианты их решения вы видите?

— Женские клубы содержат федерацию, и федерация попадает в зависимость от клубов. В споре между мнением спонсора и мнением РФБ побеждает мнение спонсора, богатые клубы руководят федерацией. У нас мало команд в Премьер-лиге, очень мало игр, очень дорогие соревнования, у нас слишком много иностранных игроков и тренеров. У нас меньше кандидатов в сборную, чем в Сербии, Франции, Испании. Эти кандидаты не имеют игровой практики, потому что в клубах играют и тренируют иностранцы.

Вариантов изменить ситуацию очень много – важно, чтобы в центре принятия решений они были нужны. Нужно политическое решение РФБ. Нужно желание разорвать замкнутый круг, когда директор клуба-спонсора сначала подгоняет под себя регламент, потом заседает в тренерском совете, далее голосует как член исполкома, и когда в итоге тренер, назначенный вопреки мнению тренерского совета, не дал результат, с кого спрашивать? Кого наказывать?

России нужна независимая от клубов федерация.

— Во всем виноват лимит, точнее его отсутствие?

— Сегодня покупка легионеров – это бизнес руководителей клубов, который идет вразрез с национальными интересами страны. Уровень многих иностранок вызывает вопросы, зачастую они не сильнее российских спортсменок, которые теряют игровое время, выходят на площадку эпизодически, теряют навыки и квалификацию, а разыгранные нашими клубами иностранные баскетболистки обыгрывают нас же на уровне сборных. Без практики никакие тренировки не сделают игроков даже из самой талантливой молодежи.

«Идите в другие клубы, тренируйтесь лучше и доказывайте, что вы сильнее», – говорят нашим игрокам противники лимита. Но в других клубах уже есть свои иностранки, и молодому неопытному игроку невозможно стать сильнее многоопытного легионера за 16 игр в сезоне.

— Происходит ли в женском баскетболе что-то позитивное при администрации Андрея Кириленко?

— Позитив – это Баскет-экспо. Это ежегодные награды лучшим в отрасли. Это выплаты клубам доли от телевизионных доходов.

С другой стороны, почему-то администрация Андрея Геннадьевича не использует опыт, накопленный годами до него. Никто из наших олимпийских чемпионов, чемпионов мира не востребован нынешней федерацией. Никого из наших известных баскетболисток нет ни в ФИБА, ни в МОК, чтобы закрепить и продвигать позиции нашего вида спорта. У федерации так и не появилось эффективного диалога с баскетбольной общественностью на местах. Не помешала бы большая финансовая прозрачность – и школам, и родителям было бы очень интересно узнать, на что федерация тратит собранные с них средства.

— Вы видите, что хотя бы предпосылки для появления новой системы подготовки?

— Люди на местах, понимая проблемы, например, игровой подготовки, тренировочного процесса, начинают решать их сами, организуя лагеря, соревнования. При этом федерация слабо помогает таким энтузиастам. Как, например, кубку Феникса, который проводят питерская федерация и Сергей Малов. Тренеры из регионов не отдают своих подопечных ни в какие столичные школы, а стараются отправить за границу – а федерация про многих перспективных детей даже не знает. Например, в США уже составлен свой национальный рейтинг игроков U14 по 150 юношей и девушек, проводятся международные соревнования U12, в которых мы не то что не участвуем, мы про них даже не знаем. Каждый желающий, чтобы его дети играли в баскетбол, решает проблемы их подготовки самостоятельно.

— Вот эти шаги проговаривались в прошлый раз, после первого провала сборной в 2013 году. Хоть что-то применяется?

— Позор не в том что мы опять проиграли, позор в том, что ничего не происходит и ничего не меняется, что в федерации никому не стыдно за результат, никто за него не отвечает. Я и мое поколение игроков сборной расстраивались второму месту на чемпионате мира. А сегодня для многих непопадание на вторую Олимпиаду подряд – совсем не катастрофа.

Фото: wikipedia.orggloballookpress.com/Predrag Milosavljevic; РИА Новости/Алексей Филиппов