9 мин.

«Голден Стэйт» последний раз сыграл в Окленде. Клуб переезжает в Сан-Франциско, 27 км от старой арены

Прощание с «Оракл-Ареной».

Победа «Уорриорз» в пятой игре и продолжение финала были важны для клуба не только с точки зрения телерейтингов или истории «что они могут без Дюрэнта?» – это еще и появившийся шанс на лучшее прощание с «Оракл-Ареной». В четвертой игре финальной серии «Голден Стэйт» бесславно проиграл, а зрители (язык не поворачивается назвать их «болельщиками») позорно покидали трибуны еще до финального свистка – а ведь это могла быть последняя игра в истории арены.

Но теперь последней игрой станет сегодняшняя.

«Уорриорз» покидают Окленд и «Оракл», чтобы открыть новую главу своей истории в Сан-Франциско и «Чейз-Центре».

Разговоры о переезде велись давно. «Оракл-Арена» – самая старая площадка в НБА. Ее открыли в 1966 году, она на два года старше «Мэдисон-Сквер-Гардена». Все остальные арены построены вообще после 1990-го.

В 2012 году владельцы «Уорриорз», офис НБА и мэр Сан-Франциско договорились о возведении нового стадиона на противоположном от Окленда берегу Залива. Первые годы ушли на то, чтобы разработать проект, погасить протесты недовольных и найти подходящую площадку под строительство. Планы по открытию сначала сдвигались с 2017 на 2018 год, а позднее стало понятно, что раньше сезона-2019/20 «Воины» не переедут.

Прощание с «Ораклом» оттягивалось максимально долго: сначала – на годы из-за задержек в старте строительства, теперь – на недели из-за очередного выхода «Уорриорз» в финал НБА. А ведь тогда, в 2012-м, никто вообще не мог предположить, что «Голден Стэйт» хотя бы в плей-офф будет регулярно играть – настолько беспомощной казалась команда, которую решили увезти из Окленда.

За 48 лет в качестве домашней площадки «Уорриорз» «Оракл-Арена» видела штрафные из-под юбки Рика Бэрри:

Она видела высокооктановую игру «Run TMC»: Тима Хардуэя, Митча Ричмонда и Криса Маллина (с Шарунасом Марчюленисом в качестве главного запасного):

Она видела один из самых великих апсетов в истории баскетбола, когда под слоганом «We Believe» андердоги в 2007 году в первом раунде оглушили фаворита чемпионской гонки – «Даллас» с только что названным MVP Дирком Новицки и 67 победами в регулярке:

И она, конечно же, видела титулы Карри, Томпсона, Грина и Дюрэнта – пять финалов подряд. В 2015-м, во время первого финала этой команды, арену прозвали «Роракл» («Roarakle», от «roar» – англ. «рев», «рык», «ор»). Активные трибуны, на билеты куда еще не взвинчивали цену, как сейчас, стали самыми шумными в НБА, ведь они никогда раньше не видели финала НБА.

Все правильно, это была первая финальная серия для Окленда. Знатоки истории НБА утверждают, что там команда играет с 1971 года, а ведь до «Сплэш Бразерс» было одно чемпионство в 1975-м – как же так?

Все дело в том, что финальные матчи 1975-го принимал не «Оракл», точнее, не «Колизей», как назывался стадион до 1997 года. Никто в городе не думал, что «Уорриорз» дойдут до финала НБА, и арена в Окленде была забронирована под ледовое шоу. Матчи финала игрались как раз в Сан-Франциско (если точнее – в пригороде, в Дэйли-Сити), на арене «Кау Пэлас», названной так из-за ежегодной выставки крупного рогатого скота.

И сейчас Сан-Франциско «Уорриорз» не уезжают, а возвращаются – ведь именно там они начинали свой путь в Калифорнии.

Путь извилистый, кстати:

 

В 1962 году клуб назывался «Сан-Франциско Уорриорз». После открытия новой арены в Окленде в 1966 году, на которой не было никаких коровьих выставок, многие матчи переносились туда, от 5 до 20 в год. В 1971 году перенесли клуб целиком, назвав его «Голден Стэйт»: «Золотой штат» – прозвище Калифорнии из времен Золотой Лихорадки. Так владельцы пытались показать, что команда принадлежит не одному городу (как «Лос-Анджелес Лейкерс»), а всему штату.

И это пригодилось: финал-75, как уже было сказано, проводили в Сан-Франциско. Во время реновации «Колизея»/«Оракла» в сезоне-1996/97 на один год временно переехали в Сан-Хосе, на арену хоккейных «Шаркс». И вот в 2019-м – очередной переезд.

Переезды для НБА – типичная история.

Комплекс Колизей в Окленде, 1975-й год

Сами «Уорриорз» родились в 1946 году в Филадельфии и первые 16 лет играли на Восточном побережье, перебравшись на Западное лишь после того, как Уилт набрал свои 100 очков в одном матче.

«Лейкерс» получили свое название в честь озер Миннесоты, но их история начинается еще раньше – «Миннеаполис Лейкерс» были до этого «Детройт Джемс», правда, после покупки клуба новым владельцам прислали из Детройта лишь связку мячей – это все, что оставалось от «Джемс».

Нынешняя команда НБА в Детройте, «Пистонс», образовалась задолго до рождения лиги как заводская команда фабрики по производству подшипников в Форт-Уэйне, штат Индиана.

Больше всего переездов пришлось на долю «Хоукс»: до Атланты они базировались в Сент-Луисе, Милуоки, Баффало и в крохотном городке Молин в прериях в 250 км к западу от Чикаго.

Из 22 команд НБА, образованных до 1980 года, только 8 никогда не меняли места прописки. К восьмидесятым лига расширилась настолько, что почти все крупные рынки имели свою команду НБА, и необходимость в постоянных переселениях отпала. После объединения лиг карта переездов выглядит уже довольно просто (в отличие от кхм):

В середине 80-х «Клипперс» переехали из Сан-Диего в Лос-Анджелес, а «Кингз» – из Канзас-Сити в Сакраменто, в XXI веке «Гриззлис» уехали из Ванкувера, а «Соникс» из Сиэтла (теперь это «Оклахома-Сити Тандер»), «Нетс» из пригородного Нью-Джерси перебрались в Нью-Йорк, а конкретнее в Бруклин, плюс запутанная теперь история «Нью-Орлинс/Шарлотт Хорнетс/Бобкэтс/Пеликанс».

Переезд ГСВ станет лишь пятым за последние 30 лет – столько же за этот период в НФЛ и НХЛ, в МЛБ лишь один переезд с 1971 года.

Комплекс Колизей в Окленде, 2014-й год

Но за всю историю НБА с 1949 года случилось больше 20 постоянных переездов – и еще полдюжины временных, вроде двухгодичного квартирования «Хорнетс» в Оклахоме после урагана «Катрина».

Подобное происходило не только в НБА, и некоторые самые мощные бренды американского спорта, оказывается, были переселенцами: бейсбольные «Нью-Йорк Янкиз» родились как «Балтимор Ориолс», а футбольные «Вашингтон Редскинс» когда-то были «Бостон Брэйвз».

Все это – следствие принципа закрытых лиг, куда новый город может попасть только двумя способами – либо в случае расширения лиги, либо переманив один из существующих клубов. Именно поэтому в американской традиции команды называются не «клуб», а «франшиза» – за отдельные бренды здесь не цепляются, важен лишь бренд всей лиги, и как и любой бизнес, команду можно перевезти на другое место, если оно более выгодное с денежной точки зрения.

Для «Уорриорз» это место расположено не так далеко от прежнего. Расстояние между Оклендом и СФ меньше, чем между Пулково и Крестовским островом, или ВДНХ и Замоскворечьем, или Чебоксарами и Новочебоксарском, или европейской и азиатской половинами Стамбула, или центром Лондона и стадионом «Уэмбли». Новая арена расположена всего в 27 км дороги от старой:

 

Конечно, в дни игры без пробок до арены не добраться, и за полчаса по загруженному мосту через Залив не проехать. Но ведь болельщики «Уорриорз» не расселены только вокруг «Оракл-Арены», они и до того приезжали на игры из разных районов Окленда, Сан-Франциско, Дэйли-Сити, Ричмонда, Беркли, Конкорда и других городов, составляющих северную часть агломерации Области Залива, благо вся она объединена системой метрополитена. Для большинства рядовых болельщиков нет разницы, как и сколько добираться до «Оракл-Арены» или до «Чейз-Центра».

Так почему же это все равно волнует местных жителей?

Вопрос переезда «Уорриорз» не логистический, он социокультурный.

Окленд и Сан-Франциско разделяет не только массив воды.

Сан-Франциско – компактный, урбанизированный, энергичный, дорогой, технологический, здесь много хипстеров и бомжей (и не всегда понятно, кто где) и знаменитый туман. Окленд – широкий, зеленый, артистический, криминальный, здесь больше культурного разнообразия и светит солнце. У Сан-Франциско есть своя мистика, Окленд же больше похож на обычный американский мегаполис – все эти утверждения больше стереотипы, чем реальные различия (в Окленде тоже дорогая недвижимость и полно бомжей, а в СФ не всегда туманно), но именно стереотипы и создают образ города.

Именно поэтому в спорте всегда было разделение на The City (Сан-Франциско) и The Town (Окленд).

И тем не менее, настоящих «дерби» нет ни в бейсболе, ни в американском футболе. Клубы разнесены по разным лигам/конференциям, которые раньше даже не устраивали перекрестных матчей в регулярном сезоне. «Джайантс» встречались с «Атлетикс» лишь 120 раз за всю историю – сравните это с 2,5 тысячами матчей «Джайантс» против «Доджерс». Футбольные клубы встречались между собой какие-то 14 раз, их них 5 случились, когда «Рэйдерс» базировались в Лос-Анджелесе, а в 2020 они снова уедут из Окленда, на этот раз в Лас-Вегас – то есть за два года Окленд лишается 2 из 3 своих спортивных команд.

Хоккей вообще не приживался в «Бэй Эреа» до появления «Сан-Хосе Шаркс», а баскетбольная команда так и кочует из Сан-Франциско в Окленд, и обратно, и снова, и опять...

Ближайшие десятилетия «Уорриорз» проведут в Сан-Франциско. А там – кто знает – могут и снова переехать на новое место. И совсем не обязательно это будет в Окленде, Калифорнии или даже вообще в США и Северной Америке. НБА стремится к международной экспансии – и может принести с собой эту американскую моду на переезды клубов.

Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw, Digital First Media Group/Oakland Tribune; facebook.com/OracleArena