12 мин.

Что такое хрустальный багаж и нужно ли им гордиться. Часть 2, физическая. Вращения

«…Мне горько видеть тут и там,

Когда вручаются медали:

Сидят таланты по углам,

А бездари на пьедестале!

Какой же это стыд и срам,

Мы все виновны перед Богом,

Коль завистью бездарный хам

Талантливым закрыл дорогу!..»

(Владимир Шельске)

В первой части цикла о хрустальном багаже был обзор прыжков, вывод по итогам которого неутешительный – гордиться багажом из огромного количества багов как-то сложно.

Но в этом году у ярых поклонников «Хрустального» заметили переобувание – впервые с 2015 года они воспевали не техническую сложность, не прыжки, а вращения с дорожками. В принципе, это неудивительно – самые техничные ушли, прыжки Щербаковой превозносить додумались не сразу, а поколение 2006 года рождения слабее всех остальных.

Попутно поклонники Хрусталя затянули другую песню: «У Трусовой нет ничего, кроме прыжков», как, например, эта женщина преклонных годов. К ней мы еще вернемся в более поздних статьях.

Типичный представитель из племени поклонников Хрустального

Ну что же, раз так, настало время опровергнуть еще одну часть мифов – о якобы прекрасных вращениях и дорожках «Хрустального» и их отсутствии у Саши.

Все вращения, представленные в обзоре, взяты из короткой программы, так как произвольная занимает куда больше сил, да и на Сашу все шишки сыпятся именно в короткой программе.

Ниже представлена выдержка из правил ИСУ о присваивании уровня на вращениях.  

Критерии четвертого уровня, коммюнике ISU 2334

1) Сложная позиция (засчитывается столько раз, сколько исполнено, пояснение см. ниже стр. 12 текущего руководства)

2) Смена ноги в прыжке

3) Прыжок в ходе вращения без смены ног

4) Смена сложных позиций с использованием одной и той же ноги

5) Сложный заход во вращение или выезд из него

6) Четкая смена ребра во вращениях во вращении «волчок» (только при переходе от внутренней части до наружного ребра), «либела», заклон, Бильман или несколько оборотов во вращении стоя.

7) Все три базовые позиции во время вращения на второй ноге (либела, волчок и вертикальное вращение)

8) Непрерывное вращение в обеих направлениях в волчке или в либеле

9) Видимое нарастание скорости в либеле, волчке, заклоне и вращении Бильман или несколько сложных позиций стоя (кроме вращений со срещенными ногами)

10) Как минимум, 8 оборотов в одной позиции, на одной ноге или без смены ребра (либела, заклон, сложные варианты базовых позиций или комбинаций нестандартных (небазовых?) позиций)

11) Сложный заход при исполнении прыжка во вращении (см. пояснения)

Дополнительные черты для вращения в заклоне:

12) Одна четкая смена положения назад или в сторону, минимум два оборота в каждой позиции (считается даже в случае, если заклон является составной частью другого вращения)

13) Бильман после заклона (8 оборотов в заклоне у взрослых и юниоров и 6 оборотов у детей, исключительно в короткой программе)

Стр.12. руководства

Позиции. Простая позиция. Простая позиция – это движение части тела, ноги, руки, кисти или головы, которое не влияет на баланс корпуса. Простая позиция не способствует повышению уровня. Сложная позиция. Сложная позиция – движение части тела, ноги, руки, кисти или головы, которое требует больше физических усилий или гибкости и влияет на положение тела. Любая такая позиция может использоваться в программе только дважды. Именно эта позиция используется для повышения уровня.

Черты 2-9, 11-13 учитываются лишь один раз за программу (только первая попытка). Черта 10 считается лишь один раз за программу (в первом хорошо исполненном вращении, если во вращении выполнено два оборота с использованием обеих ног, учитывается одна позиция в пользу спортсмена).

Любая категория сложных видов вращения в базовой позиции считается лишь раз за программу (первая попытка). Сложная вариация нестандартной (небазовой) позиции считается лишь раз за программу только в составе сложного вращения (первая попытка). Можно засчитать максимум две черты во вращении со сменой ноги.

А ниже – вращение Саши из короткой программы в Казани.  

Очень хорошее вращение Александры Трусовой, этап Кубка России в Казани

Справедливости ради, за него стоит четвертый уровень и все критерии на него выполнены, а итоговое ГОЭ – 0.96 – большинство судей ставили +3, кроме судьи №6, Александры Корчагиной, она поставила +4.

А это критерии из руководства ISU о присвоении GOE :  

В предыдущей статье рассматривали критерии GOE за прыжки, теперь же критерии во вращении. Они таковы:

1) Высокая скорость, повышающаяся в ходе вращения.

2) Контроль тела, четкие позиции (в том числе высота, позиция в воздухе и приземление в «бедуинском»).

3) Безусильность.

4) Хорошая центровка.

5) Оригинальные позиции.

6) Соответствие элемента музыке (то есть, вращение в акцент).

Как и с прыжками, последние три пункта можно учитывать лишь после выполнения первых трех. Вот видео той короткой программы, хронометраж взятого в качестве примера вращения – 1.18-1.37:

 

В нём прекрасно можно увидеть и повышающуюся скорость в ходе вращения, и четкие позиции (Саша додерживает все позиции, не выглядит, как непонятно кто), и безусильность, и хорошую центровку, и вращение в акцент (Саша заканчивает очередной оборот в музыкальный такт). Поспорить можно лишь с одним пунктом – оригинальностью, но это самый спорный пункт, который даже судьи не соблюдают, но об этом ниже. То есть, Саше можно было ставить в GOE смело +4 минимум, но это надо было давать бонус (так как это этап кубка, где бонусы ставят), а у судей давно установка насчет Саши.

Зато за вот это вращение судьи не поскупились на щедрые GOE – из семи судей четверо поставили +4 и лишь один, Леонид Смирнов, поставил +2, а итоговое GOE – 1.15.  

В данном вращении нет нарастания скорости, которое имеется в критериях на четвертый уровень, то есть, здесь третий уровень, но лояльные судьи могут закрыть на это глаза, но вот с GOE точно нельзя соглашаться. Вращение выполнено на одной и той же скорости, безусильности на данном вращении нет и в помине (то есть, уже нельзя давать два пункта GOE , первый и третий), без которых нельзя ставить GOE выше +3. То есть, за это вращение можно дать +1 и тогда бы в GOE следовало ставить не +1.15, а примерно +0.15-0.20 .

Более того, безусильности и центровки на вращениях у Анны Щербаковой нет нигде – проще говоря, у нее болтает конек во время вращения и ее сносит в сторону. Более того, тут нет второго критерия – четкой позиции, в завершающей части вращения у Анны согнуто колено опорной ноги.  

Снова нет нарастания скорости, то есть, это третий уровень с нулевым GOE , но почти все судьи за это поставили +5 и дали бонус (на этапах кубка России бонус дается в том случае, если все судьи ставят +4 и +5).

Что тут можно сказать? В сравнении с Анной Щербаковой Саша точно выигрывает – Саша делает все вращения на четвертый уровень и на +4 в GOE . Да, вариант ошибок у Саши и потерю уровня исключать не стоит, но цинизм заключается в том, что Саше эти ошибки отмечают, а вот той же Анне Щербаковой – нет, а если вдруг и отмечают, то снимут по минимуму (как в короткой программе на чемпионате России).

Но ведь Саше в пример ставят не только Щербакову, но и Камилу Валиеву, о чьих вращениях говорят с придыханием и восторгом, которой бонусы положены по умолчанию. Рассмотрим и их, итоговый результат удивил даже автора.

У Камилы Валиевой на два из трех вращений в короткой программе нет сложного захода и выезда. В самом начале статьи упоминалось о серии шагов перед и после вращения у Саши. У Щербаковой перед и после вращения – две подпрыжки, а вот у Валиевой нет ничего, кроме демонстрации красивой позы.  

Более того, согнутые в коленях ноги даже там, где их не надо сгибать, Камила Валиева уже демонстрирует и уже делает вращения на одной скорости, а не по нарастающей, как, например, здесь.  

Также Валиеву, как и Щербакову, во время выполнения вращения бильман несет по катку, то есть, нет центровки.  

За ее вращения судьи ставят лишь +4 и +5, особенно впечатляют +5 за бильман, во время которого Валиеву сносит в сторону. Справедливости ради, тут дела получше, чем у Анны Щербаковой – у Камилы можно найти данные и для критерия «безусильность», и для «контроля тела и четких позиций», то есть, для +2 в GOE . На некоторых вращениях наблюдается и нарастающая скорость, то есть, для +3 в GOE , но вот для +5 – уже нет.

Камила Валиева не слышит музыку в принципе, она считает про себя, чтобы понять, где и когда делать то или иное движение, то есть, нет критерия на +4. Во время вращения ее относит в сторону, особенно явно это заметно на бильмане, то есть, нет еще одного критерия для максимальной оценки.

Таким образом, за вращения Камилы следовало ставить +3 в GOE , но никак не +5, изредка разбавляя +4 (об этом во втором выводе). И не оценивать ее прыжки слишком высоко, но об этом уже сказано в первой части. Эти вращения получше, чем у Щербаковой, но не настолько идеальны, о чем сообщают протоколы.

Также, отсмотрев кучу видео, можно заметить удивительное явление. Проблемы со скоростью и центровкой на бильмане наблюдаются только у подопечных Тутберидзе. Для сравнения, вот бильман Саши с этапа кубка России в Казани.

Никакого сноса в сторону нет, как и нет такого же сноса ни у Елизаветы Туктамышевой, ни у Софьи Самоделкиной, ни у Вероники Жилиной (если сравнивать именно по критерию «растяжка»), как и потери скорости и согнутых ног там, где их не надо сгибать.

Например, вот бильман Саши из короткой программы на этапе Гран-при в Канаде осенью 2019 года.

Первое, что бросается в глаза – в 2020 году бильман выполняется на более высокой скорости, по нарастающей, а также нет никаких намеков на снос в сторону (год назад небольшая потеря центровки наблюдалась, пусть и не такая, как и у Щербаковой), также нет согнутых в коленях ног.

Какой можно сделать вывод? Выводов будет три, первый – непосредственно о Саше. В самом начале статьи приводился комментарий зрелой поклонницы «Хрустального», которая утверждала, что у Саши якобы нет ни вращений, ни дорожек, но только фотографии с вращениями Саши лайкает сама Дениз Бильман, как и комментирует их в позитивном ключе.  

Комментарий Дениз Бильман

Странно для девочки, у которой якобы нет ничего, кроме прыжков, особенно вращений. По итогам, можно сказать, что вращения у Саши есть, причем очень хорошие, но если ее оценивают на то, на что она навращалась, плюс-минус 20 сотых, то ее хрустальным соперницам с лихвой насыпают того, чего они не заслужили. Там, где положено ставить +2 или +3, им ставят +5, а где положено много снимать, или ставят нули, или снимают по минимуму. А Сашины вращения режут при любой возможности или наличия хрустальных на старте.

Вывод второй. В самом начале упоминалась весьма формулировка в критериях ГОЭ – «оригинальные позиции». Формулировка весьма расплывчатая, но именно под нее подгоняют закинутые за уши ноги подопечных Тутберидзе.

И с этим можно было бы согласиться, если бы не одно «но». Складывается ощущение, что других позиций судьи просто не знают, только лишь вариации на тему растяжки, потому что максимальные баллы ставят лишь за нее, а остальные позиции попросту игнорируют. Если взять нейтральный пример, то это Елизавета Осокина, воспитанница Елены Буяновой. Вот одно из ее вращений, которое могло бы получать положительное ГОЭ за оригинальную позицию.  

 

Но за это вращение стоит лишь одна четверка, остальные – двойки и тройки в протоколах. Про отсутствие бонусов (вращение взято из короткой программы на пятом этапе кубка России) и говорить не стоит. Это чревато тем, что в один прекрасный день в ISU на конгресс внесут какой-то закон, чтобы как-то ограничить количество заброшенных за уши ног.

Наконец, самый главный вывод. Что такое хрустальный багаж во вращениях?

– Согнутые ноги и недодержанные позиции;

– Отсутствие центровки на бильмане;

– Отсутствие оригинальных позиций.

Это все исправить проще, чем кривую технику прыжков, ведь судя по вращениям, Саша этим занималась в межсезонье и занималась основательно. Но стоит ли гордиться неумением вращаться и провозглашать это как нечто невероятное, которое кто-то портит, как это делают поклонники Тутберидзе с криками: «Спасибо за багаж Тутберидзе»?

Другое дело, что судьи изначально заряжены на установку: «Ученица Тутберидзе вращается с поднятой ногой – ставить +5, не обращая внимание на скорость и центровку». Стоит ли говорить, что если завтра Валиева или Щербакова уйдут, то мгновенно все увидят и отсутствие центровки, и согнутые ноги в коленях, и отсутствие скорости – это только то, что касается ГОЭ? Про количество оборотов, заходы и выезды, как и прочие критерии на четвертый уровень, не стоит и говорить.