13 мин.

Итоги 2 этапа кубка России

Приветствую всех читателей моего блога, а также случайно заглянувших сюда на огонек.

Предыдущий пост о прокате Саши Трусовой вызвал интерес, и в комментариях были просьбы разобрать прокат Камилы. Чтобы не быть обвиненным в глорстве за ТШТ, но равно и не быть обвиненным в избирательной критике, постаравшись быть максимально объективным, сделаю обзор на всех топов – Камилу, Дашу, а также прокат Ани Щербаковой на 1-м этапе кубка России.

Если хотите свериться с оценками - протоколы 2 этапа находим вот здесь, 1 этапа - по этой ссылке.

Камила Валиева

КП. Внимательно пересмотрел все прыжки и могу твердо заявить – все GOE выставлены по делу. Единственная претензия по качеству прыжков – движение опорной ноги, похожее на перетяжку, в каскаде 3Lz-3T. Я посмотрел каскад в замедленном повторе и ответственно заявляю – это не перетяжка, Камила не переходит на внутреннее ребро и остается на внешнем. Однако это движение, конечно же, визуально портит впечатление. Если обратиться к букве правил, то есть такой критерий – «effortless throughout (including rhythm in Jump combination)», то есть безусильность на протяжении всего прыжка, включая ритм в каскаде. Если придираться, то этот пункт из оценки можно исключить, и прыжок не может быть оценен выше +3 GOE. Итого -0,6 балла. С другой стороны, она прыгала ровно так же на первенстве России среди юниоров и там были те же +4 GOE.

Что же касается компонентов, то, безусловно, к оценкам Камилы есть вопросы, в том числе относительно проката Даши. Мне Валиева вообще не кажется более компонентной, чем та же Усачева, потому что, несмотря на красивые линии, Камиле не хватает артистизма и ее катание - безусловно очень легкое и воздушное, со всеми правильно расставленными музыкальными акцентами, но ему ощутимо недостает градуса эмоций. Не случайно ТШТ ставит такие характерные для Камилы программы, как «девочка на шаре» и «Exogenesis», где холодная отстраненность и временами явственно видная ученическая старательность Валиевой хорошо ложится в сюжетную нить программы. Если брать оценки Даши за точку отсчета, то у Камилы должно быть не более 35 баллов (это исключительно мое ИМХО), но в этом случае у Саши должно быть никак не более 32 – между прокатом Саши и прокатами Даши и Камилы большая разница в композиции программ, презентации и интерпретации музыки не в пользу Саши. Большой привет глупости Плющенко и Розанова, которые такой лирикой только выпятили наружу все Сашины огрехи во второй оценке – отсутствие артистизма и неумение интерпретировать образ, плохой музыкальный слух и весьма посредственная пластика. Раньше Саша катала свое, ни на что не похожее (в той же «пещере горного тролля» ее резкая манера катания прекрасно гармонировала с музыкой, особенно во второй половине), а теперь зачем-то полезла на чужое поле, где в сравнении с Дашей и Камилой выглядела крайне бледно. Кроме того, на трикселе было если не падение, то как раз та серьезная ошибка, которая мешает восприятию целостности программы и понижает компы.

Если следовать судейской логике, когда компы юниоров прирастают от старта к старту, то возьмем оценки юниорок с прошлого первенства России и увидим, что, например, у Фроловой, Усачевой и Хромых прирост составил 1,7, 1,5 и 1,2 балла, а вот у Камилы аж 2,5 балла, при том, что у нее и так компы были почти 35. Итак, если резюмировать все вышесказанное, то реальная оценка Камилы в КП – примерно 82,5-83 балла с бонусами – и то, это если включить режим дотошного контролера.

Отдельной строкой отмечу платье Камилы в КП - у меня к нему двойственное отношение, и оно мне скорее не нравится. Вообще из всех нарядов Рябенко для девушек Хрустального в этом сезоне наряды Камилы - пожалуй, худшие и самые невнятные.

ПП. Что касается GOE за элементы, то вопросы вызывает только второй лутц – там должно быть железобетонные -5 без вариантов и 2,27 вместо 2,54.

А вот с компами судьи начудили. Напомню, по правилам при нескольких падениях максимальная оценка на компы не может превышать 8,75 за представление и интерпретацию музыки и 9,25 за остальное. То есть это максимальные баллы спортсменки «на все десятки», коей Камила пока, при всем к ней уважении, не является. Максимум, что могла бы получить Камила – 8,00-8,25 за PE и IN и 8,75-9,00 за остальное. Это максимум 69,5 баллов (вместо 72,08), а лично я бы с этой оценки снял еще балл-другой, потому что я вообще не понял, что же катает Камила в ПП. И уверен, никто из судей даже не догадывался, что это змея.  

 Даша Усачева

КП. Если говорить, про аксель, то он у Даши явно недооценен. Мне не нравится Дашина спираль с точки зрения эстетики (уж простите, болельщики Даши, но внешне это напоминает раскоряку), но технически это просто адски сложный заход на дупель – все на одной ноге, из длинной спирали - в скобку опять же на одной ноге и мгновенно прыжок. Красивейший пролетный дупель, разве что риппона не хватает. Выезд – опять-таки сложный, с поворотом и махом свободной ногой. Это по любым критериям минимум +4 GOE, а не +3, т.е. здесь должно быть минимум на 0,3 балла больше.

На лутце у Даши есть проблема с плоским ребром. И давайте сразу расставим точки над i, поскольку хейтерье обязательно прицепится, и рассмотрим типичные классические случаи – Дашу, Аню Щербакову, Алену, Аню Фролову, Женю Медведеву и Каори Сакамото.

 Лутц с неправильного ребра Сакамото:

Лутц с неправильного ребра Медведевой (тут еще даже удара зубцом нет, а ребро уже внутреннее не придумать):

Лутц Усачевой:

Лутц Фроловой:

Лутц Щербаковой:

Я думаю, после этого становится очевидно, почему у Ани Щербаковой нет отметок на ребрам в отличие от Медведевой и Каори, которые технически исполняют его совершенно неправильно. Что касается лутца двух Анн – Фроловой и Щербаковой – то достаточно посмотреть на положение колена левой ноги относительно стопы (колено левее стопы, в сторону от круга вращения) и наклон корпуса во внешнюю сторону круга вращения, на левую ногу, в отличие от Анны Фроловой, чтобы понять, что подобное положение тела позволяет Ане Щербаковой оставаться на внешнем ребре на отрыве.

Так вот, возвращаясь к Даше – отметка «!», безусловно, должна стоять. Также очевидно, что это не случай флутца а-ля Медведевой или Сакамото, когда еще на заходе происходит резкий корпуса внутрь круга, как на флипе. Оставив за скобками неясное ребро, отмечу, что у Даши просто шикарнейший заход на лутц через весь каток с прыжком в шпагат, «ласточкой» и серией шагов и не менее шикарный выезд через «падающий лист». Но хейтерам это неинтересно, им же главное, на ребро, извините, потеребонькать. Если перевести все это на язык оценок, то это должно быть +3 GOE и -1…-2 снижение GOE за ребро, итого примерно +0,5…1 в баллах. Сверяемся с протоколом – там +1,53, максимум балл накрутки.

Что касается каскада 3F+3T, то он выполняется с совершенно крышесносного захода в спирали Кэрриган/бильман на полкатка. Хотелось бы риппона и более сложного выезда, раз уж мы говорим о группе ТШТ, но и то, что есть – это минимум +3, а то и +4 GOE от любого международного судьи. В протоколах так и стоит – четыре +3 и три +4, надбавка в +1,80 балла абсолютно по делу.

NB: вам, возможно, покажется, что я стремлюсь приукрасить достижения ТШТ в том, как девочки «Хрустального» выполняют прыжки. Вот вам для примера исполнение каскада 3F+3T Рики Кихиры на ГП Японии, посмотрите и сравните – заход на флип с подсечек и обычной тройки, визуально каскад кажется ниже, разве что выезд чуть-чуть сложнее, чем у Даши. И этот каскад, исполненный, между прочим, Рикой в первой, а не во второй половине программы, удостоился +1,74 от строгих японских судей.

Итоговая оценка Даши в КП по результатам разбора – 79,5.

ПП. Снимем по максимум баллы за неясное ребро на лутцах (-2GOE при раз) – 0,6 вместо 1,78 за 3Lz+2T и 0,7 вместо 1,65 за 3Lz+Eu+3S. Итоговая оценка – 150,7.  

Аня Щербакова

КП. Смотрим по элементам. Дупель – вот этот элемент совершенно точно занижен в баллах. Заход на прыжок с красивейшей спирали Кэрриган, мгновенный, без подготовки (если сравнивать с дупелем той же Камилы) прыжок с руками наверх и приземление в спираль и тут же, оставаясь на этой же ноге, переход в I-спираль с переходом на внутреннее ребро. И все это, от захода до выезда - четко в музыку, на одной ноте.  Если это не чистейшие +5, я очень хотел бы посмотреть, как, по мнению судей, должен выглядеть дупель на +5 GOE. В протоколе две +3 и пять +4, а итоговая оценка за элемент в 1,25 занижена как минимум на 0,3 балла. Флип с заходом с серии шагов, с риппоном и выездом в спираль отгоен по делу.

А вот на каскаде 3Lz+3T Аня допустила сразу несколько ошибок: касание второй ногой льда на ритте (-1…-2 GOE) и короткий выезд. Несколько раз пересматривал на предмет докрута и мое мнение – недокрут чуть меньше 90 градусов (судьи могут применить -1 GOE), смотрите:

 

С учетом плюсов итоговое GOE должно быть примерно 0...-1. Лишние примерно 1,5 балла.  

Что касается компов, то они выставлены совершенно по делу. Аня как никто умеет чувствовать музыку, обладает природным артистизмом, а теперь, когда она изменилась внешне и из угловатого подростка стала изящной юной леди, даже самые суровые поборники зреложенского должны быть довольны. Если придираться по поводу роста компов, взяв за основу прошедший ЧР,  то можно снять примерно полбалла, включив режим злобного Плющенко судьи. Итого реальная оценка Ани в КП – примерно 80-80,5 баллов.

ПП. В оценках на квадфлипе стоит полный зоопарк, от -1 до +5. Реально это флип на твердые +3 GOE, т.е. 3,3 вместо 2,86. Дупель в целом должен быть оценен на 0…-1 GOE за степаут, он в итоге вполне справедливо оценен на -0,13. Стоит q в каскаде 3Lz3Lo, снова разнобой в оценках, реальная оценка каскада +1 GOE (0,59 вместо 0,24). Каскад 3F+Eu+3S поставлен с недокрутом (могли бы также q поставить, там ровно четверть оборота), плюс подставлена вторая нога на выезде, реальная оценка -2 GOE (-1,1 вместо -0,85). Если все это суммировать, то в итоге Аня приехала примерно в свои баллы за технику, даже чуть меньше, чем могла. Компы 74,24 двукратной чемпионке России выставлены совершенно адекватные (напомню, 73,72 Аня получила на прошлом ЧР), разве что за спотыкание можно снять 0,25-0,5 (хотя, строго говоря, этот момент вообще никак не регламентируется правилами ИСУ), но при этом нужно повысить интерпретацию музыки минимум до 9,5. Просто чтобы вы понимали степень маразма – Аня, с ее чувством музыки и пластикой, получила за интерпретацию музыки от двух судей 8,75 и 9,0, а Саша за свою программу в стиле «разбег-толчок», с вилянием попой злого рока в Плющенко-стайл, по факту с двумя падениями – две оценки 9,25. Занавес. Остановите Землю, я выйду на ближайшем углу. Итак, пересчитаем компы Ани, включив строгого судью (9,0 вместо 9,35 поставим за катание, 9,35 вместо 9,2 за музыку) – 73,9 получатся итоговые компы.

 Саша Трусова

И напоследок напомню баллы Саши. КП - как я уже писал, 4 балла судьи накинули сверху за технику и как минимум 2 балла за компоненты. О несоответствии Сашиной резкой пластики и нежной лиричной музыки не писал только ленивый, триксель со степаутом и опорой на руку, после которого Сашу закрутило и она поехала вообще в другую сторону – серьезная ошибка, влияющая на целостность программы. Добавлю еще одну деталь – за всю лирическую программу у Саши одна-единственная спираль – короткий выезд с флипа. Саша всю программу передвигается на шагах. У Даши и Камилы выраженных, акцентированных спиралей минимум три, у Ани – пять, причем некоторые из этих спиралей у девушек – красивейшие и длиннющие, на полкатка. Это к вопросу о компоновке этой, с позволения сказать, «лирической» Сашиной программы.

Отдельный привет дизайнеру платья, который решил в лирической программе обозначить сухость и рельефность всех Сашиных мышц, максимально открыв шею, плечи и руки:

Можно также упомянуть, что использовать блено-зеленые оттенки русой девушке с очень светлой кожей - не самый лучший способ подчеркивать природную красоту, как и нелепые выпирающие вставные чашечки, и бретельки, оттороченные какими-то дурацкими цветами и финтифлюшками.

ПП – 10 баллов сверху за технику. Пусть будет 8 – предположим, что судьи все-таки дали бонус за сольный 4Т с плохим выездом. Отдельно посмотрим на компы. К Саше применимо такое же правило, как и к Камиле, у нее по факту два падения, влияющие на целостность программы - компоненты не должны превышать 8,75 за представление и интерпретацию музыки (8,0 в случае Саши) и 9,25 за остальное (т.е. по факту 8,5-8,75). При самом лояльном отношении судей Саша могла бы получить 69 баллов, как на ЧР.  

В итоге баллы получились примерно следующие:

Камила Валиева – КП 82.5, ПП 146, итого 228,5 (бонусы – 8 баллов);

Даша Усачева – КП 79.5, ПП 150.5, итого 230 (бонусы – 5 баллов);

Саша Трусова – КП 70, ПП 155, итого 225 (бонусы – 4 балла);

Аня Щербакова – КП 80, ПП 164, итого 244 (бонусы – 6 баллов).

В прошлом посте я написал, что не ставлю под сомнение победу Саши. Знаете, был неправ – цифры показывают, что Саша в итоге вчистую проиграла Даше, без бонусов была бы второй, с бонусами – третьей. Так что по-прежнему совершенно непонятны вопли и вонь Рудковских на тему судейства – они-то как раз главные бенефициары такого странного судейства на 2 этапе.

В заключение от себя добавлю – мне бы хотелось, чтобы господа журналисты и завсегдатаи фигурнокатательного бомонда, позволяющие себе комментировать прокаты и обсуждать судейские оценки, в своих суждениях так же опирались на факты и цитировали правила ИСУ, а не несли какую-то абстрактную отсебятину.

P.S. К вопросу об улучшенном скольжении Саши – я сравнил КП и насчитал 25 простых беговых (включая подсечки) и 3 спирали у Даши (не считая махов свободной ногой), 22 и 3 у Камилы, 22 и 5 у Ани и 25 и 1 (с натяжкой) у Саши. Визуально Саша куда больше времени проводит на двух ногах, чем любая из 3 девушек Хрустального.