5 мин.

Футбольные менеджеры: Антон Копышов

 Договариваясь об интервью, я полностью ощутил режим работы людей этой профессии. С Антоном мы начали нашу беседу только в полночь, и он все еще находился на рабочем месте.

Антон, расскажите Вашу историю. Как пришли в футбольный менеджмент?

Начинался мой путь в большой футбол с СДЮШОР при «Торпедо» (Владимир). В 16 лет, когда ребят отбирали в дубль основной команды, я понимал, что недостаточно талантлив как футболист. Мои одногодки и друзья Сергей Дубровин и Иван Каратыгин сейчас выступают за «Торпедо» в Национальной Футбольной Лиге. Иван капитанит. Но тогда в 16 лет я сказал себе: «Если я не достаточно талантлив как игрок, значит буду командой руководить». 

Получил базовое пятилетнее образование по специальности историк-исследователь. Затем окончил Институт менеджмента LINK. После чего, на базе экономического образования, завершил Государственный Университет Управления по специализации «Менеджер в спортивной индустрии». Через 7 лет после выпуска из СДЮШОРА вернулся в «Торпедо» и возглавил отдел маркетинга родной команды, отчасти добившись своего. Помогли мне в этом игроки команды и тренер Евгений Евгеньевич Дурнев. За что им огромное спасибо!

Отдел работал хорошо, начал приносить прибыль и тут началось то, чему я не вижу ни конца ни края на протяжении 6 лет работы футбольным маркетологом. Перед матчем с «Динамо» Санкт-Петербург счет, на который переводились заработанные отделом маркетинга деньги, опустел. А после матча я был уволен. Потом мне рассказали, что у человека, который меня уволил, был непогашенный кредит за машину. Деньги со счета были использованы на его личные нужды. Кстати, на этого человека вскоре завели дело в прокуратуре и в команде он больше не работал.    

Настанет день и я вернусь в родную команду. 

Кем сейчас работаете?

Сейчас же я работаю в федеральной спортивной организации. 

Вы первым описали трудовые будни российского футбольного менеджера очень жизненно и правдиво. Что побудило к написанию книги? 

В каждом городе есть энтузиасты, которые хотят помочь любимым футбольным клубам. Хотелось на своем примере рассказать людям об ошибках, которые могут их подстерегать их на этом пути, чтобы ребята были умнее меня и добились результата гораздо быстрее. Это в интересах всего футбольного хозяйства нашей страны. 

  Интересная вышла книга. Вы описываете реалии 2006-2007гг.. Сейчас что-то изменилось? Есть ли улучшения в футбольной индустрии?

Изменений нет. Более того, работая в этой области, я узнал, что процесс стагнации гораздо шире, чем казалось на момент написания книги. В региональных клубах острая нехватка топ-менеджеров  Большинство директоров футбольных клубов просто не способны зарабатывать. При этом есть ребята готовые день и ночь работать на блага клуба. Привносить новые идеи. И так в каждом городе. Подчеркну, в каждом.  В итоге клубы не увеличивают доходы, маркетологи простаивают без работы. LOCKOUT.

Высшее руководство не представляет как руководить футболом? Как же туда пробьются новые кадры, если Вы сами описывали, как выпускники профильной специализации не могли найти работу даже обычным маркетологом в футбольных клубах?

У меня есть архив, где зафиксированы переговоры с клубами. 37 отказов. Это более 30% всех профессиональных клубов российского футбола.

Какова же причина отказов?

Ставят удобных. Приведу пример- в одном из профессиональных футбольных клубов нашей страны назначили нового генерального директора. Директор в первый же день своей работы спросил у сотрудников: «А что такое РФС?».  Вот такие кадры у нас получают работу. О каком профессионализме может идти речь?  

Антон, но все-таки у нас есть квалифированные футбольные менеджеры? 

Да, конечно, есть.  Павел Бурков – сотрудник лондонской консалтинговой компании  по  спортивному менеджменту. Разрабатывал стратегию развития для донецкого Шахтера, которая привела его к победе в кубке УЕФА и к статусу одного из самых успешных клубов Восточной Европы. Сергей Капков. Андрей Громов в свое время проделал примерную работу в ФК  «Химки». Прошел все ступени от рядового сотрудника до генерального директора .Специалисты есть, но им, увы, не всегда дают работать.

Как оцениваете уровень российского образования в сфере спортивного менеджмента?

Для регионального российского рынка – он просто никакой. Такое ощущение, что готовят кадры для Европы, ведь читают лекции специалисты ведущих европейских футбольных клубов. Студенты просто не представляют, что происходит в российской реальности, в футбольных клубах Оренбурга и Геленджика, Костромы и Кирова и т.д.. Ведь Москва и Санкт-Петербург это далеко не вся Россия. Есть еще сотни клубов, которым требуется грамотный менеджмент. 

Мы за последние годы потеряли достаточно много больших футбольных клубов: Сатурн, Москва, Жемчужины. Сейчас в очень сложном положении находится Томь и Крылья Советов. Почему так происходит? И что делать?

  Это все издержки  изжившей себя системы. Футбольные клубы рассматриваются в качестве кошельков, из которого каждый хочет «урвать» себе «кусок». Как только наши клубы станут исключительно частными или выйдут на самофинансирование мы забудем о такой проблеме. Сейчас же государству проще вмешаться оперативно, так как футбол важная социальная составляющая общества. Мне бы хотелось, что после 2018 года все изменится стратегически. 

Сейчас все новостные ленты забиты «бомбами» от ФК Анжи. Это хорошо для российского футбола? 

Работа Германа Чистякова и его команды приносит много нового в российскую футбольную индустрию. Я смотрю не на трансферы, а на коммерцию (в ФК трансферы и коммерция разные статьи). Надеюсь, «Анжи» станет именно примером маркетинговых идей по увеличению доходов клуба. Зная, Германа, уверен скоро он нас порадует интересными маркетинговыми ходами. Главное, чтобы они были озвучены. А то «Коммерческая служба и опасна и трудна и на первый взгляд как-будто не видна». Работаешь-работаешь, а никто и не замечает….

Последний вопрос. Антон, представьте, что перед Вами сидит молодой человек, который очень хочет работать в индустрии футбольного менеджмента. Что Вы ему посоветуете: где  учиться? Что читать? Как ему действовать?

 Для теоретической базы достаточно закончить тренинги Дмитрия Маркова. Они дадут  необходимые знания, а дальше практика, практика, практика. Про благие намерения и романтику можно сразу забыть. Устроиться работать в управление по физической культуре и спорту своего города и выполнять все приказы. Лет через 30 возглавить аналогичный Департамент областного уровня и диктовать свои условия.  То есть самому стать властью. Только так, на мой взгляд, можно изменить систему.