6 мин.

Scouting time: Северная Европа от Риги до Аландских островов, часть 1

Периодически разбавляю этот информативный блог информацией о моих скаунтиговых поездках по Европам) В последние годы я отошел от журналистики и занимаюсь менеджерской деятельностью. Это как устраивание футболистов в чемпионат Азербайджана, так и работа по трансферам молодых азербайджанских футболистов в Европу.

На сей раз мы едем в Северную Европу*. На самолетах, поездах и даже паромах!

* Поездка состоялась в октябре прошлого года

Октябрь - последний шанс застать в деле чемпионаты стран Прибалтики и Финляндии. Помимо непосредственно просмотра матчей, такие поездки - прекрасные возможности поддерживать уже имеющиеся связи с футбольными людьми, а также завязывать полезные знакомства. В подобных поездках всегда присутствуют два направления. Первое - непосредственный скаутинг. Все эти Инстаты и Вайскауты это прекрасно, но только вживую можно понять потенциал игрока, а его поведение на поле это во многом индикатор характер футболиста.

Второе направление - устраивание азербайджанских футболистов в европейские клубы. В свое время я осуществил трансфер Руслана Абышова в “Рубин”, устроил ряд молодых игроков в Латвию. К примеру, никому не известный несколько лет назад Мирабдулла Аббасов в 2018-м году был назван лучшим игроком Азербайджана в составе “Нефтчи”. А не игравший выше дубля “Сумгаита” 21-летний Турал Байрамлы после полугодовой практики в “Даугавпилсе” сегодня - ведущий игрок “Кешля” (второе место в таблице) и лакомый кусочек для любого азербайджанского клуба.

В планах было посмотреть вживую четыре игры - по две в Финляндии и Литве.

Список матчей:

4 октября

Литва: “Тракай” - “Жальгирис”

5 октября

Литва: “Кауно Жальгирис” - “Паланга”

6 октября

Финляндия (Д-2): ХИФК - КТП

7 октября

Финляндия: “Мариехамн” - “Лахти”

Маршрут же был выбран следующий:

Баку - Рига (самолет)

Рига - Вильнюс (автобус)

Вильнюс - Хельсинки (самолет)

Хельсинки - Турку (поезд)

Турку - Мариехамн (паром)

Мариехамн - Таллинн (паром)

Таллинн - Баку (самолет)

Из Баку в Ригу добирался пересадкой через Киев. Есть прямой рейс, но он пару раз в неделю и зачастую цены очень дорогие. В Риге провел несколько встреч с директорами, тренерами клубов. Очень приятно было познакомиться ближе с проектом ФК “Рига”. Спонсор там - не государственная компания, как у нас, а частный бизнес в лице преуспевающего бизнесмена Сергея Ломакина. Кстати, летом “Рига” вылетела из Лиги Европы на раунде плей-офф. Уверен, что этот клуб ждет отличное будущее. “Горожане” буквально воскресили рижский стадион “Сконто”, который вот-вот должен был пропасть, и в целом ведут очень грамотную политику.

 Важно, когда в руководстве клуба есть бывший агент. Потому как никто лучше опытного агента не оценит перспективу, возможную пользу футболистов. В азербайджанских клубах зачастую работают люди, не “нюхавшие трансферного пороха”. Вот и маются, совершают ошибки, работают по трансферам по неправильным каналам. “Рига” же, прежде всего благодаря спортивному директору, агенту с огромным стажем Александру Ромашину накупила легионеров точечно под задачу - чемпионство и удачное выступление в Еврокубках, что ей и удалось.

Из Риги дорога ведет в Вильнюс. Благо, комфортабельные автобусы делают 4-часовую поездку скоротечной. Здесь меня ждет Дейвидас Чеснаускис. Он много лет отыграл за ФК “Баку”, причем остался в команде даже когда у нее были огромные финансовые проблемы. Я повидал в Азербайджане много легионеров, и поверьте опыту - таких преданных футболу профессионалов как Чеснаускис раз-два и обчелся. Дейвидас числился еще футболистом “Тракая” (который уже “Ритерай”), и его команда в тот день обыграла именитый “Жальгирис”. И надо же такому случиться, что закончив карьеру, через пару месяцев Чеснаускис стал спортивным директором “Жальгириса”. Теперь именно “Жальгирис” без пяти минут чемпион Литвы, да и в Европе команда выглядела очень прилично. А как же иначе, когда у тебя такой толковый спортивный директор?

На следующий день съездил в Каунас, где местный “Кауно Жальгирис” принимал “Палангу”. Со спортивным директором гостей, Эдгарасом мы были знакомы шапочно, и вот прекрасный шанс увидеться и пообщаться воочию. Старенький стадион в Каунасе напомнил мне похожие, типовые арены которые можно увидеть у нас в Сумгаите или Товузе. Правда, эта игра стала последней для стадиона перед реновацией, так что наверное сейчас “Кауно Жальгирис” играет в более комфортных условиях.

За каунасцев играл нападающий, которого я устраивал в азербайджанский “Олимпик” еще в 2010-м году. В свои 38 лет Гвидас Юшка выходит на поле и здорово играет. Еще бы, ведь я воочию видел его профессиональное отношение к делу. В Азербайджане за сезон Гвидас наколотил 10 голов, а его небогатая команда тогда пробилась в Еврокубки. Было очень приятно снова увидеть Юшку и пообщаться с ним. Из игравших в тот день привлек внимание 10-й номер хозяев. Навожу справки. Гратусу Сиргедасу 24, он считался одним из топовых талантов Литвы. Рано уехал в “Штуттгарт”, видимо “перегорел” и теперь перезагружает карьеру дома. Парень явно может играть уровнем повыше - подумал я. А уже через месяц Сиргедас отыграл две полные игры за сборную Литвы в Лиге Наций после пятилетней паузы. Вот что значит глаз-алмаз! Кстати, по завершению сезона талантливый плеймейкер перешел в солидную “Судуву”.

Кстати, приятный бонус. В перерыве матча "Ритерай" - "Жальгирис" важным гостям в соответствующей ложе предлагают на выбор чай/кофе или красное вино. Прямо из диспенсера. Нигде не видел такого!

Литовская миссия завершена, и теперь меня ждет самолет на Хельсинки. Ну как самолет? Самолетик с винтами. Лететь-то в столицу Финляндии совсем нечего. В Хельсинки оставляю багаж в здании вокзала. В планах - посетить игру 1-го дивизиона ХИФК - КТП. ХИФК идет в лидерах, обеспечил выход наверх, а со спортивным директором прежде общались только в “вотсапе”. “Аут, — класс игры невысокий”, - сказал бы Остап Бендер про увиденное на стадионе. Конечно, ведь это 1-й дивизион. Но главным было знакомство и “убивание времени” до поезда на Турку. Вот кстати и сам поезд:

Турку (по шведски - Або) - отправной пункт паромов. В нашем случае это утренний паром до Стокгольма с остановкой в Мариехамне на Аландских островах. Аланды - уникальное образование со своим статусом. Именно этот статус позволяет размещать маганизы Duty Free на паромах, потому как зайдя на Аландские острова вы формально покидаете Евросоюз. Приехав в Турку в пятницу вечером, я словно попал в другую Финляндию. Веселится и ликует весь финский народ, а вместе с ним - и все "понаехавшие". "Оставлю багаж в здании морского вокзала, и присоединюсь к этому празднику жизни", - подумал было я. Не тут то было! Оказывается, морские ворота Турку открываются часа за два до отправки парома. Двери закрыты, багаж оставить негде. Пришлось снимать номер в средненьком отеле напротив, заплатив 90 евро. Дорого, но для Финляндии это нормально. Что вы хотите, если в Хельсинки доняр на тарелке и кола обошлись в 16,5 евро?!

Впереди были Аландские острова, и об этом - во второй части.

Эркин Ибрагимов

Facebook: https://www.facebook.com/r.kin.ibragimov

Instagram: https://www.instagram.com/r.kin.ibrahimov/?hl=en