4 мин.

«Ред Булл» заманил главного инженера «Ф-1» ревущим роком и тусовками в боксах. Пока конкуренты жаловались на шум

Иногда атмосфера в команде творит историю.

Великих чемпионов с целыми музеями из кубков знают все, а вот об инженерах, создававших шикарные инновационные болиды, широкой публике всегда известно меньше. А ведь трансферы лучших спецов по моторам или аэродинамике зачастую ничуть не менее важны или судьбоносны, чем переходы условных Хэмилтонов в условные «Мерседесы».

Что же может заставить гениальных инженеров сменить команду? Конечно, деньги, амбиции, ожидание нового вызова – стандартные факторы для всех. Но временами даже в «Ф-1» привлечь мощного спеца можно роковой атмосферой и соответствующими ценностями – особенно когда звезда аэропотоков и закрылков сталкивается с усталостью от методов правления в старой команде.

Именно так и произошло с Эдрианом Ньюи – конструктором «Ред Булл» и главным гением современной «Ф-1». Он в Гран-при уже 30 лет, за которые построил болидов на 20 личных и командных титулов (для Мэнселла, Проста, Хилла, Вильнева и Хаккинена). Его слегка достали диктаторские порядки в «Макларене» в начале 2000-х, и он мечтал сбежать куда угодно – настолько, что едва не перешел в «Ягуар».

В итоге он ушел в «Ред Булл» в 2006-м – и в конце концов его машины доминировали в «Ф-1» с 2010-го по 2013-й, да и сейчас Макс Ферстаппен зарубился с Хэмилтоном именно на творении Ньюи.

Заманить Эдриана оказалось просто – о мощном лайфхаке для старта переговоров рассказал босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер в подкасте Beyond The Grid.

«Приглашение Эдриана Ньюи – с огромным отрывом важнейшее в истории «Ред Булл». Его влияние на команду оказалось колоссальным. Мы не были готовы к его приходу, да и он вряд ли подозревал, как мне кажется, на что подписался.

Дэвид Култхард сыграл огромную роль в приглашении Эдриана, и его приход оказался ключевым моментом: только тогда люди стали воспринимать нас серьезно. Только после него у нас начало получаться и с наемом других талантливых работников. Они работают с нами до сих пор – вроде [главного инженера] Роба Маршалла, [тим-менеджера] Джонатана Уитни.

Мы пришли в «Ф-1» в ранние нулевые в момент расцвета: паддок ломился от автопроизводителей – там тусовались «Тойота», «БМВ», «Мерседес», «Макларен». Все было очень жестким, корпоративным, с колоссальным влиянием международных компаний. И туда ворвался «Ред Булл»! Дитрих [Матешиц, владелец концерна] хотел вести дела по-другому – прежде всего в самопрезентации. Ему хотелось, чтобы люди веселились. Он не собирался принимать попытку входа в «Ф-1» слишком всерьез.

И мы внезапно оказались главным местом силы с нашей «энергетической станцией». Очень хорошо помню: первая европейская гонка 2005-го в Имоле, мы паркуем рядом с «Маклареном» наш алюминиевый дом для вечеринок, из которого громко орет музыка – и приглашаем прийти всех желающих, когда обычно для посещения моторхоума нужно минимум 15 пропусков. А мы такие «ха, если у вас есть пропуск в паддок – добро пожаловать!» В четверг запустили вечеринку, в пятницу проводили закат, в субботу ночью орала музыка, работал диджей. Полный рок-н-ролл.

Думаю, в паддоке вообще не понимали, как к нам относиться. Кажется, «Макларен» написал несколько обращений с жалобами на шум, но к нам точно приходили несколько их работников, чтобы узнать – что за грохот, откуда и почему. Одним из них был Эдриан. Кажется, его заинтриговало. Я пригласил его внутрь на пару бокальчиков – и в итоге он ушел последним.

Думаю, Эдриан ощутил тот же дух, что и в его первые годы в «Лейтон Хаус». Может, он почувствовал энергию внутри команды – и она срезонировала с ним. Ведь внутри у нас была идея «мы хотим не только участвовать, но и побеждать, просто по-другому».

Сознательно ли мы отошли от образа тусовочной команды? Ну, музыка играет все так же громко – просто прогуляйтесь мимо гаража и убедитесь. Мы – шумные соседи. Но как команда мы слегка выросли, когда зарубились за титул, и потому уже не могли пускать всех подряд в машину и гараж. Просто с результатами мы немного повзрослели».

«Макларен» так поразил «Ф-1» битвой за поул, что за их болидом пришел пошпионить гениальный инженер лидеров чемпионата

Феттеля поддевают за бесконечные отзывы о машинах «Ф-1»: бывший напарник, босс и главный инженер (сделавший Себа чемпионом)

В «Феррари» механики «Ф-1» пили вино перед квалой аж до конца 80-х. Из-за философии болида – все внимание шло мотору

Источник: ютуб-канал «Ф-1»

Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI; Gettyimages.ru/Dan Istitene, Mark Thompson