3 мин.

За влет в титульную разборку Шумахера и Хилла чемпу «Ф-1» всерьез грозили расправой. Пришлось валить с дороги

Неприглядная сторона Гран-при.

Первый чемпионский титул Михаэля Шумахера в «Ф-1» навсегда связан со скандалом: на финальную гонку 1994-го юный немец на «Бенеттоне» приехал с преимуществом всего в 1 балл над внезапным первым номером «Уильямса» Дэймоном Хиллом. В итоге все закончилось столкновением (Михаэля до сих пор подозревают в намеренном «захлопывании калитки» перед главным конкурентом), обоюдным сходом и первым немецким титулом в истории.

Но за схваткой Шумахера и Хилла забылись и другие не менее драматичные истории о последней гонке того сезона: например, поул в Австралии внезапно выиграл вернувшийся из американского «Индикара» 41-летний Найджел Мэнселл – чемпиона 1992-го позвали в «Уильямс» как одного из сменщиков погибшего Айртона Сенны. Иль Леоне привез напарнику Хиллу 0,6 секунды, а Шумахер отстал только на 0,018 секунды – но самого факта вмешательства в титульную разборку Дэймона и Михаэля хватило для нескольких неприятных разговоров с последствиями: Найджела даже везли на трассу с полицейским эскортом.

«В 94-м я вернулся в «Формулу-1» всего на четыре гонки – и пилотирование машины, из-за которой пострадал другой гонщик, стало худшим опытом в моей жизни, – рассказал Мэнселл в подкасте для Motorsport Magazine. – И в первой же гонке я квалифицировался вторым всего в шаге от поула. А в последнем Гран-при в Австралии я даже заставил Михаэля Шумахера выпрыгивать из своей великолепной машины: он разнес ее о барьер, пытаясь побить мое время поула.

Помню прилив адреналина, когда выехал на трек на следующий день. И очень удивился, когда полиция проводила меня до башни. С чего бы им это делать? Там оказалось собрание из официальных лиц и очень могущественных людей, которые тыкали в меня пальцем и говорили: «Какого хрена ты вытворил вчера?».

Когда я вернулся в боксы к механикам и болиду, то увидел, что люди с машинами снижали шиканы. Я спросил у них, что они делают. Они ответили: «Михаэль Шумахер разбил болид вчера из-за них». «И что? Нельзя менять трек между квалификацией и гонкой» – сказал я. – «Оставьте как есть. Пусть едут вокруг поворота, а не по нему».

Потом я прибыл на стартовую решетку – и еще никогда в жизни меня так не запугивали. Угрожали везде и всем. «У тебя никогда не будет хорошего старта, ты не вмешаешься в гонку, Михаэль Шумахер и Дэймон Хилл будут биться тут за титул! У тебя будет плохой старт, так что следуй позади них, смотри гонку и не вмешивайся!»

В общем, я решил изобразить плохой старт: если вы видели гонку, то точно заметили, как я сорвался с места, потом замедлился в стиле «ну давайте, ребята!» – и снова пристроился за ними. Один из худших стартов в моей карьере!

И да, я просто ехал за ними и смотрел гонку. Потом мы все знаем, что случилось. [Перед столкновением Хилла и Шумахера] Я постоянно думал: «Дэймон, не делай этого, не делай, не делай»! И в итоге главное место наблюдателя гонки превратилось в победное».

Шумахер выиграл первый титул «Ф-1» после скандальной аварии с Хиллом – и сперва Дэймон считал, что виноват сам. Из-за давления команды и формы поворота

Гонщик-эксперт разобрал знаменитое столкновение Шумахера и Хилла: Дэймон слишком рисковал, а намерение Михаэля недоказуемо

В честности первого титула Шумахера сомневаются до сих пор. Его болид считали читерским конкуренты, Сенна и даже напарник

Полностью лучшее интервью Мэнселла о «Ф-1» 80-90-х можно прочитать здесь: о гонках с ожогами на заднице, приключениях с полицией и подставах в борьбе за титул