Мазепин слил Шумахеру минуту за полгонки на одинаковых болидах «Ф-1». Никита худший по телеметрии и не слушает инженеров
Обнаружили игнор радиосоветов от команды.
Гран-при «Формулы-1» в Имоле вышел настоящим прогрессом для русского новичка Никиты Мазепина: он наконец-то добрался до финиша, увидел клетчатый флаг и опробовал «Хаас» еще и на мокром треке с дождевыми покрышками. Теперь хорошие новости заканчиваются: №9 приехал последним среди финишировавших, отстал на минуту от напарника (и ближайшего конкурента) Мика Шумахера и закончил заезд в фирменном стиле – разворотом.
Причем проигрыш сыну семикратного чемпиона сформировался всего за 30 кругов после рестарта – на одинаковых шинах, ровно с такой же стратегией.
Более того, даже по степени поврежденности «Хаасов» у обоих новичков оказался примерный паритет: Мазепин столкнулся с Латифи на первом круге (без криминала со стороны Никиты – тут на дорогу не посмотрел второй главный рента-драйвер пелотона, считавший себя последним и не подумавший, будто кто-то может ехать еще медленнее), а Мик на пятом круге глупо разворотил антикрыло в режиме автомобиля безопасности.
И все равно молодой немец оказался быстрее в среднем на 1,5 секунды на круге – к финальным километрам россиянин отстал на 40 секунд за 27 кругов, и еще треть минуты прибавил разворотом. Причем Шумахер лучше гнал и на подсыхающей трассе: если до перехода обоих на «софт» времена трудно сравнивать лоб в лоб из-за разной длины отрезков, то с переключением на самые мягкие покрышки для сухой погоды Мик выдал несколько кругов на секунду быстрее.
А еще можно вспомнить последнее место в квалификации с отставанием в полсекунды от Мика (который, между прочим, уже почти добрался до «Альфа Ромео» по темпу на одном круге) и очередной фэйл в практике.
Конечно, другой новичок Цунода в Имоле накосячил не меньше, но странно оправдывать кого бы то ни было неудачами других. И если брать результаты Никиты не предвзято – ему откровенно не удался старт сезона.
Мазепин вчистую проигрывает Шумахеру внутреннюю дуэль
С учетом результатов квалификации в Имоле средний проигрыш россиянина немцу на одном быстром круге теперь равен примерно 0,7 секунды. Огромная разбежка – просто сравните с результатами сезона-2020.
То есть Мик выносит Никиту мощнее, чем Ферстаппен – Албона, а Расселл – Латифи. Причем в битве за первый номер «Хааса» даже нельзя использовать фактор опыта: все-таки оба парня – дебютанты, а накат Мазепина на болидах «Ф-1» – более 4 тысяч км (у Мика – только около 2 тысяч, по расчетам The Race).
Разбежка в гоночном темпе и вовсе ужасает: для «Формулы-1» все разрывы сверх 0,5 секунды с круга при прочих равных считаются пропастью и четким разграничением на таланта и рентача. «Ред Булл» убирал пилотов и за меньшие отставания от Ферстаппена, а нынешнего эксперта «Ф-1» Джолиона Палмера уволили из «Рено» прямо по ходу сезона 2017-го из-за проигрыша Нико Хюлькенбергу примерно в 0,7 секунды с круга – и англичанина не спасли даже спонсорские деньги.
Прямо сейчас можно констатировать: Мик Шумахер выиграл схватку за роль №1 в «Хаасе» даже несмотря на собственные (лишь чуть менее редкие) ошибки, развороты и аварии. Просто он оказался реально быстрее, лучше адаптировался к машине и требованиям «Ф-1» и очевидно качественнее взаимодействует с командой.
Мазепин – худший в Имоле по телеметрии с огромным отрывом
«Формула-1» уже давно собирает и публикует объективные и непредвзятые данные по уровню пилотажа гонщиков – после каждого Гран-при на вкладке Perfomance прямо в лайвтайминге. Там же автоматически и выставляются оценки за отдельные элементы управления болидом – и после заезда в Эмилии-Романье на дне рейтинга оказался именно Мазепин.
Причем, как видим, главным провалом по сравнению с Миком Шумахером оказалась работа в поворотах.
Баллы за виражи рассчитываются через усреднение боковых перегрузок в каждом изгибе трассы. Шкала выбрана не случайно: чем быстрее машина проезжает поворот – тем больше перегрузок на нее действует. Так что система трактует большую перегрузку как более высокую скорость пилота на апексе – так и повышается оценка. Похоже, именно в поворотах Мазепин так и не выдал максимума – даже оказался среди аутсайдеров. И отставание на олдскульной пилотажной трассе не удивляет.
Принципы расчета всех остальных показателей можно подробно изучить здесь
Правда, к данным оценкам надо относиться осторожно: они, на самом деле, не дают возможности оценить пилотов в разных машинах, поскольку «Ф-1» не публикует детальные исследования телеметрии. Оба «Хааса» почти всегда вращались среди аутсайдеров и в предыдущие сезоны – так что, по-видимому, на результат влияет и свойства болидов. Однако результаты остальных гонщиков поражают плотностью, а разбежка между большинством напарников составляет не более 0,1-0,2 балла. Заметная разница только между Леклером и Сайнсом (испанец потерял десяток секунд на одних только вылетах с трека) и Цунодой с Гасли на сверхальтернативной тактике.
Конечно, Мазепина можно оправдать неподходящим для трассы имени Энцо и Дино Феррари пилотажным стилем – но хороший гонщик либо подстраивает себя под машину, либо машину – под себя. А у россиянина, похоже, не выходит.
Мазепин в интервью все валит на процесс обучения – но, кажется, на деле вообще учиться не хочет: игнорирует инженеров
«Важно извлекать как можно больше уроков из плохого опыта, но нельзя нести негатив с собой, – рассказал о закрытом опыте с аварией на первом круге Гран-пр Бахрейна россиянин. – В какой-то момент ты доходишь до точки, когда необходимо двигаться вперед. Забыть такое было просто – для гонщика хорошо, когда оставляешь неудачные дни позади.
Теперь я сделал хороший шаг вперед в работе с командой с точки зрения понимания того, что именно мне хочется получить от машины, – комментировал практики Никита. – Стараюсь выкладываться на полную, не оставлять что-то про запас. Отправляясь спать, не хочу думать о том, что мог показать что-то большее».
«Происходило многое, но пока моя карьера движется по восходящей, и я доволен», – отметил Никита после квалификации.
«Здорово испытать так много нового: к примеру, я ведь никогда еще не ездил на болиде «Ф-1» по мокрой трассе, – подвел итог Гран-при №9 после финиша – Сейчас для меня особенно важно учиться – и я чувствую прогресс есть. Но само собой, впереди еще немало работы».
Вот только правда ли Никита пытается учиться? В колонке на The Race бывший аналитик Autosport Скотт Митчелл засомневался в подходе новичка «Хааса» – и даже привел в пример несколько настораживающих радиопереговоров с гоночными инженерами из практик.
«Гонщики часто получают огромный объем информации по радио в промежутках между рабочими попытками – и Мазепин не слишком грациозно справился с усилиями инженеров «Хааса» во время второй практики.
По ходу симуляций квалификационного темпа на мягких шинах он спросил о передаче, на которой Мик Шумахер преодолевал первую шикану. После ответа на вопрос команда также предложила Мазепину базовую информацию о его первой попытке, однако №9 отрезал? «Забудь об этом, давай после. Сейчас мне не до разговоров».
Но на самом деле ему правда нужна была эта информация: ведь после первой попытки Мазепин оказался заметно медленнее Шумахера. Как и после второй попытки, в ходе которой он так и не воспользовался советом мостика о передаче Шумахера.
Затем Мазепину предложили конкретные данные о потерях относительно Шумахера, чтобы помочь ускориться на апексах по ходу финальной попытки, но Никита повысил голос и снова резко оборвал инженера: «Давай поговорим об этом по окончании круга!».
Все это сильно контрастирует с поведением Мика: его инженер постоянно сообщает различную информацию между попытками. Иногда №47 просто молча принимает все к сведению, хотя был один момент, когда Мику посоветовали изменение баланса тормозов и настроек дифференциала для решения проблемы недостаточной поворачиваемостью на входе в повороты. После короткого разговора Шумахер поменял установки.
Если Мазепин хочет быстрее адаптироваться к «Формуле-1» – ему требуется чуть больше думать за рулем болида. Хотя есть и другие примеры, свидетельствующие о проблемах Никиты на трассе из-за перегрузки информацией.
К примеру, в начале второй практики он готовился к кругу на «медиуме», и в двух последних поворотах слишком близко подъехал к Льюису Хэмилтону. Тот сильно сбросил скорость, поскольку сам готовился к кругу, но не мог значительно задержать Мазепина; да и Никита замедлился недостаточно сильно.
Когда №9 ускорился в последнем повороте, машину сорвало, и он тут же нырнул в боксы, даже не начав быстрый круг. «Шины были слишком холодными», – сообщил россиянин по радио, прежде чем пожаловаться на помеху от Хэмилтона. Этот круг предполагался последним на «медиуме», так что не сказать, будто Никита в одностороннем порядке принял решение закончить отрезок. Но это все равно любопытная ситуация – ее вполне можно было избежать, прояви Мазепин чуть больше внимания. На финальном отрезке во второй практике было важно потренироваться и собрать нужные данные – но выезд обернулся пустой тратой времени.
В «Хаасе» признали постановку очень сложной задачи, но Мазепин все равно выглядел потерянным. На круге выезда из боксов он чуть не потерял контроль над задней частью машины во второй шикане, а на первом быстром круге на первом же секторе уже уступал времени Шумахера 1,3 секунды. «Дружище, я еду как по льду!» – сказал Мазепин после двух с половиной кругов и держа темп на 10 секунд медленнее нужного.
Имели место и несколько случаев движения по траектории на выходе из поворотов, когда от пилота требовалось пропустить машину соперника в трафике – хотя Мазепина заранее предупреждали о приближении более быстрого болида».
Если так пойдет и дальше – Никита рискует закрепиться в роли самого провального рента-драйвера «Ф-1» последнего десятилетия. Пока он явно не справляется с нагрузками главной серии мира.
Мик Шумахер дебютировал в «Ф-1» с повторения разворота Мазепина. Но сына Михаэля все простили
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Dppi/Antonin Vincent
Но. Как я сам вижу ситуацию - на вторую гонку Мазепину Гюнтер поставил задачу "просто закончи эту гонку под клетчатым флагом, постарайся почувствовать машину в гоночном ритме, но не тестируй пределы - это пока хорошо для тебя не заканчивается, опыта у тебя мало, а Хаас то еще ведро".
Потому и медленнее в поворотах Мазепин - не то что не рискует, но даже близко не приближается к пределу.
Это все не отменяет особенностей и степени скилла Мазепина, но кое-что объясняет.
Что же касается сливов - ну вот Риккардо в Макларене сливает Норрису. Хотя никто этого не ожидал и объективных предпосылок для этого вроде бы нет
Причем если Шуми младшему не хватило в квале где то 0,3-0,4 секунды для попадания во второй сегмент (такое отставание еще можно отыграть, и это и есть цель Хааса на этот сезон, борьба за попадание во второй сегмент по словам менеджера команды) то Мазепину придется как минимум поставить ракетный двигатель на свой болид чтобы отыграть собственную почти что секунду отставания от второго сегмента.
что происходит - понятно. Мазепин сливается Мику без вариантов, как случайный мажор за рулём папкиной тачки. вопрос - почему. то ли ему надо больше времени на адаптацию, то ли ему нужна команда, которая сможет всё сделать за него, настроив и подогнав под него машину.
Хотя у Мазепина действительно складывается дер...матиновый дебют, всё-таки он гонщик уровня топов молодёжек, а не какой-нибудь Деледда, чтобы настолько сливать на аболютно одинаковых машинах.