18 мин.

Сериал Netflix раскрыл напряжение в «Мерседесе»: Боттаса подозревают в эгоизме, а психология Хэмилтона важнее побед напарника

Сверхэмоциональный рассказ об одиночестве в сильнейшей команде «Ф-1».

«Мерседес» рвет «Формулу-1» уже семь лет подряд – и последние четыре сезона немцам и Хэмилтону удавалось побеждать даже без (казалось бы) особенных внутренних проблем. Конкуренты из «Феррари» и «Ред Булл» постоянно сливались самостоятельно, технический штаб в Бракли год за годом выдавал сплошь шедевры (мелкие шероховатости не в счет), а внутренний порядок и субординацию босс чемпионов Тото Вольфф вообще называл главной силой.

«У нас одинаковое отношение к таким качествам, как лояльность и открытость во всем, что мы делаем, – уверяет владелец трети акций команды. – Мы всегда стараемся быть искренними, поддерживать друг друга и культивировать отношения, при которых никто никогда не подвергается осмеянию.

Мне повезло: я работаю с прекрасной командой. Мы находимся в постоянном контакте, открыто обмениваемся информацией, и, уверен, люди все ценят.

Искать виноватых не в наших правилах: мы стараемся вдохновлять сотрудников, когда возникают проблемы. Но это не какой-то единичный момент, когда ты говоришь людям: «Время собраться». Это общая атмосфера, которая живет в команде и делает нас сильными».

Одной из главных составных частей внутренней идиллии «Мерседеса» с 2018-го считались отношения между пилотами: казалось, Валттери Боттас безоговорочно согласился на роль №2 (и делал громкие заявления в прессе исключительно для поддержания интриги), а чемпионы в ответ платили финну отличную зарплату и позволяли время от времени побеждать. Все ради полного комфорта для Хэмилтона, жестко потрепанного противостоянием с Росбергом с психологической точки зрения.

Отношение «Мерседеса» к гонщикам – чистое лицемерие: лишь Хэмилтону дают право на собственную стратегию. Даже когда лидирует Боттас

Теперь Хэмилтон в открытую потешается над попытками напарника его опередить. Репостнул издевательское видео

Но третий эпизод под названием «Не дурак» третьего сезона Drive To Survive от Netflix показал: на самом деле в «Мерседесе» не просто ценят психологию семикратного чемпиона – но до паранойи пекутся о его состоянии. Боттаса подозревают в эгоизме и намеренном саботаже при любом случае – и иногда, похоже, Валттери в самом деле оказывается не таким уж послушным и тихим №2.

Серию записывали на Гран-при России: Хэмилтон мог повторить рекорд Шумахера, но словил глупый штраф

«Мерседес» пустил съемочную команду Box To Box (именно она производит сериал по заказу стриминговой платформы) в Сочи специально под момент триумфа №44 – на повторение рекорда Михаэля Шумахера в 91 победу в «Ф-1». И Льюис правда имел все шансы сравняться с великим немцем уже в Краснодарском крае – взял поул с отрывом в полсекунды, отбился от Боттаса и Ферстаппена на первой прямой и комфортно лидировал после завершения режима сэйфти-кара.

Но все испортили два глупых штрафа из-за отработки стартов в неположенном месте: Льюис откатился в середину пелотона и почти всю гонку прорывался на подиум, жалуясь по радио на стюардов, покрышки, стратегию и жизнь. Подробнее о сути инцидента можно прочитать вот здесь.

«Мерседес» подставил Хэмилтона под два глупых штрафа. Чемпион проиграл в Сочи

Валттери же приехал на финиш первым (несмотря на проигрыш старта и рестарта) – и включил режим плохиша: послал критиков, много иронизировал и радовался как в последний раз.

Боттас слетел с катушек: вчистую проигрывает сезон, но ведет себя как свергатель Хэмилтона. Послал всех после халявной победы в Сочи

Тогда его поведение показалось откровенно странным: все-таки обычно гонщики скромнее празднуют победы, завоеванные на чистой удаче. Однако сериал раскрыл видение №77: похоже, финн считал успех следствием умной игры в квалификации, которая вынудила напарника допустить глупую ошибку.

За кулисами: откровения Боттаса о нежелании быть №2, намеки на саботаж в квалификации, реакция Вольффа на штраф Хэмилтона

«Знаете, иметь в напарниках Хэмилтона – многократного чемпиона мира, одного из лучших в истории – тяжело, – открыл свою сюжетную линию Валттери. – Мне стоило бы радоваться каждому разу, когда я на подиуме, но когда напарник побеждает, а ты – второй, ты чувствуешь себя проигравшим. Знаю, я в прошлом приезжал вторым. Но я хочу доказать, что не просто №2. Ненавижу быть вторым.

В мире много диванных экспертов, но я не позволяю им задеть меня. Я знаю, во что все еще целю и на что способен. И Льюис знает, насколько я голоден до побед и первого титула.

В то же время реакция Тото Вольффа на слова «люди говорят, что Боттас – всего лишь №2 в «Мерседесе», это честно?»

«Пошли вы нахер!

Два пилота, на самом деле, очень разные. Главные – не обмен любезностями, а уважение друг к другу. Льюис гораздо более открытый. Валттери больше себе на уме. Больше в сторону классического финского парня. И работа с разными характерами пилотов – большая сила для команды, пока цели сходятся».

В «Ф-1» инженеры на выездах теряют семьи из-за работы, Хэмилтон – человечный, а Росберг – робот. Откровения бывшего стратега «Мерседеса»

«Даже несмотря на огромную команду за спиной, в машине ты всегда один, – подчеркнул Валттери. – Конечно, выступления – важная часть, но дело не только в том, насколько ты хорош в пилотаже. Но что ты можешь сделать? Все просто так, как есть. Верю глубоко внутри, что все закончится хорошо. Мне просто нужно сейчас давить на газ чертовски хорошо. Узнаем».

И мы узнали – как минимум немного инсайда о взаимоотношениях внутри «Мерседеса». К примеру, Боттас не хочет находиться в одной комнате с Хэмилтоном на брифингах.

«Как я хочу – вчетвером? Нет, отдельно. Не хочу подхватить болезни от вас».

«Почему его здесь нет?» – спросил Льюис.

«Хочет сидеть в своей комнате и делать все там» – ответил глава пиар-службы «Мерседеса» Феликс Сиггеманн.

«Льюис – огромная, мировая звезда по сравнению со мной, – согласился Боттас. – Все знают имя Льюиса Хэмилтона, и не так много людей знает Валттери Боттаса. Но я чувствую: моя сила против него – в том, что я больше хочу титул.

Многие люди в команде – даже если они не признаются – может, бессознательно разделяют пилотов на №1 и №2. Иногда персоналу нужно спросить себя: «одинаково ли мы относимся к Валттери и Льюису?»

Здесь №77 явно отослал к истории о первом случае открытого применения командной тактики в «Мерседесе» против него – на Гран-при России 2018-го, когда по требованию стратегического штаба финну пришлось отдать победу Хэмилтону.

«Гонка в Сочи в 2018 году была очень тяжелой. Да, очень тяжело было с этим смириться, – подчеркнул Валттери. – Я был очень зол. Честно говоря, вообще думал: «А зачем я всем этим занимаюсь?» Даже подумывал все бросить, сдаться. И после гонки сказал: больше никогда этого не сделаю».

«Думаешь, Валттери все еще может стать чемпионом мира?» – спросил у Тото Вольффа работник «Мерседеса» во время Гран-при России.

«Думаю, Валттери – у себя в голове – не сомневается, что может, – ответил босс доминаторов «Ф-1». – Но Льюис в напарниках – возможно, самое тяжелое возможное препятствие. Он может побить рекорд Шумахера по победам. Но сильно хуже не станет, кажется.

«Важнейшая часть каждой квалификации – первый ряд. Возможность стартовать первым и вторым [от одной команды] защищает пилота на поуле».

«На каждом треке в календаре лучшая позиция для старта – первая или вторая, – уточнил Боттас. – Но, думаю, на самом деле на этом треке для победы нужно стартовать первым или третьим.

До первого поворота – почти километр, и если ты едешь за другой машиной, то преодолеваешь меньшее сопротивление воздуха и разгоняешься быстрее на прямой. Это огромное преимущество».

И в той квалификации на Гран-при России Валттери как раз и занял третью позицию: уступил 0,6 секунды Хэмилтону и 0,1 секунды – Максу Ферстаппену. Причем проиграл битву за поул уже на первом секторе: заблокировал колесо и выехал на поребрик слишком глубоко.

Но после финиша финальной попытки финн оказался в точности впереди №33 из «Ред Булл» – и не сразу сбросил скорость: весь первый километр висел перед нидерландцем, предоставляя тому слипстрим.

«Что это? Боттас здорово тащит Ферстапппена! «Ред Булл получит огромное преимущество» – заметил комментатор.

«Пропусти Ферстаппена! – тут же потребовал гоночный инженер Валттери. – Не тащи его. Позади Ферстаппен. Не давай ему слипстрим».

Но №77 не послушал. Реакция мостика «Мерседеса» оказалась весьма показательной.

«Если не берешь поул на этом треке – лучше стартовать третьим, – еще раз уточнил Боттас. – Чтобы победить Льюиса – я всегда гоняю честно, жестко, но иногда приходит такое – «а пошло оно!» После Сочи-2018 я осознал: нужно брать все возможности».

Обсуждение между Вольффом и гоночным инженером Валттери – тоже весьма красноречиво.

«Ты посмотри, как он его подтянул! – Мне жаль. В следующий раз нужно быть более отзывчивыми. Просто нужно над этим немного поработать».

«Вы видели, как он подтащил Ферстаппена?» – Вольфф вовлек в обсуждение и инженеров с пит-уолл.

«Он впереди нас не по этой причине, – ответил технический директор «Мерседеса» Джеймс Эллисон. – А потому, что мы проехали плохой круг».

«Нет, это одна из причин, – Тото не убежден. – Мы проехали плохой круг – и его [Макса] подтащили.

Мы пытаемся приблизиться к совершенству как можно больше. Но иногда цели пилотов расходятся с задачами команды».

«Я не понял, почему команда разочаровалась в моей третьей позиции, – рассказал Боттас. – Ведь все же знали: третье лучше второго.

Сделал ли я это специально? Только я знаю.

Но я бы не пробился в этом спорте, если бы не эгоизм время от времени».

«Мне как директору команды оказалось практически невозможным унять враждебность между двумя пилотами, – вспомнил схватку Росберга и Хэмилтона в 2016-м Вольфф. – Мы как команда не можем позволить такому повториться».

«У каждого есть сомнения в себе. У Льюиса – тоже. Нужно их усилить. И тогда можно заставить его ошибаться», – поделился секретом Нико.

«Сейчас главная цель для нас – повторение рекорда Шумахера, – объяснил задачу на концовку 2020-го Вольфф. – Но в этот уик-энд также важны и очки Валттери для его борьбы в чемпионате. Так что никогда не знаешь, чего ожидать.

Но победы Льюиса не случилось из-за ошибки с отработкой стартами – Хэмилтона оштрафовали, и в лидеры вышел именно Боттас.

«Льюис хотел выжать максимум из отработки старта перед гонкой, – объяснил желание напарника №77. – Чтобы потом все сделать идеально в момент реального старта. Он знает: иногда поул дает меньшее преимущество. И, может… Эта мысль сыграла небольшую игру в Льюисом. В этом спорте все допускают ошибки. Даже лучшие. Даже Льюис.

Все ждут победы Льюиса, но все дают промашку. Льюис тоже. Мне нужно продолжать давить на него. Мне нужно продолжать заставлять его вставать на цыпочки».

И какая же первая реакция Тото Вольффа после финиша?

«Да это нелепо. Я и Рон [Медоуз, спортивный директор команды] идем к стюардам. Просто чтобы показать нашу точку зрения. Мы должны ее [победу] Льюису. Я не хочу просто принимать это».

И Вольфф пошел – прямо во время награждения, пока Хэмилтон получал кубок за третье место, а Боттас – за первое.

«Не в первый раз кто-то практиковал старт в другом месте по сравнению с остальными, – распинался босс «Мерседеса» в Башне управления гонками. – Хорошо, джентльмены».

Но как только Тото выскочил за дверь – его тон изменился.

«Упрямцы. Словно разговаривать со стеной!»

«Самое важное – мы защищаем Льюиса, – пояснил позицию Тото. – Вот почему, в этом случае, подиум менее важен, чем моментальный визит к стюардам и высказывание наших аргументов.

И, думаю, самому Валттери плевать, оценили его достижение или нет».

Кажется, не совсем. Первая же вещь в фокусе №77 при возвращении в моторхоум – пустая комната инженеров: все разошлись.

И Боттасу приходится праздновать в одиночестве – с бутылочкой «Хейнекена».

«Любой пилот сделал бы что угодно, чтобы попасть на мое место, – рассказал Валттери. – Но иногда это нелегко. Или даже чаще всего, когда ты против Льюиса. Это отнимает много энергии. Есть причины, по которым Льюис в этой команде, но, знаете, должна быть также и причина, по которой и я в этой команде. Ненавижу быть вторым. Я – не всего лишь №2».

В нынешнем «Мерседесе» у Боттаса нет шансов на титул. Для Валттери ситуация – в тупике

Давайте еще раз резюмируем увиденное в эпизоде: №77 в точности по декларируемой политике старается биться за победу в чемпионате и каждой гонке и прикладывает все усилия. И иногда он, похоже, рискует внутренним положением и гневом Вольффа и идет на хитрость – но опять же, теоретически команда не страдает от его попыток победить.

Тем не менее, для «Мерседеса» и Вольффа психология Хэмилтона в моменты фэйлов важнее радости от победы – и поход к стюардам во время награждения весьма показателен (ведь не было ни единого шанса на отмену наказания для Льюиса). К Боттасу относятся по принципу «а, он справится» или «что он себе позволяет?» – ведь момент с извинениями от гоночного инженера финна еще более неловок.

Выходит, последние годы мы считали №77 бесхарактерным тюфяком со скрытым мазохизмом. В реальности же ситуация намного сложнее: в пелотоне просто нет более реального шанса на титул, чем за рулем «Мерседеса», а потому Валттери явно не хочется лезть на обострение и терять возможности для побед – особенно с его бесконечными годичными контрактами. Однако амбиции Боттаса – правдивы, и потому Тото Вольфф подозревает парня в эгоизме даже в те моменты, когда коллеги (вроде Эллисона) пытаются погасить вспышки босса.

Но команда на все сто сконцентрирована именно вокруг Хэмилтона – и потому амбиции финна игнорируются. Отсутствие сильных конкурентов в пелотоне вместе с длительностью контрактов держат №77 на коротком поводке – и парню из Настолы год за годом приходится ловить шансы в те моменты, когда Льюис сбоит.

Похоже, реальных надежд на титулы у Боттаса нет – если только №44 не завершит карьеру или не превратится в активиста окончательно. По крайней мере, пока в цели «Мерседеса» явно не вписывается помощь для Валттери.

Еще пара откровений: Хэмилтон поет в моторхоуме, Боттас засветился без одежды и признался в любви к водке

– Хэмилтон иногда поет в своей комнате в моторхоуме. Валттери его сдал.

«Льюис, иногда он поет. Думаю, он лучше пилотирует, чем поет».

– Боттас обожает Сочи за «хорошую водку»

– Ну и, конечно же, гвоздь всей серии.

Теперь мы знаем №77 целиком и до конца – только голая правда, без прикрас и масок.

Оказывается, инженера «Мерседеса» задержали в военной зоне на Гран-при России. Он ездил туда на велопрогулку

Минута Квята в третьем сезоне сериала Netflix о «Ф-1»: напарник представил Даниила «Диким зверем»

«Мерседес» проехал на тестах «Ф-1» меньше всех и ломался, а пилотов разворачивало. Все, доминированию Хэмилтона конец?

Фото: кадры фильма; globallookpress.com/HOCH ZWEI/Pool/REUTERS/Maxim Shemetov; Gettyimages.ru/Will Taylor-Medhurst