9 мин.

Маленькая команда «Ф-1» отказалась брать бесплатные детали от «Ред Булл». Они бы сломали баланс и сбили скорость на прямых

Иногда консерватизм лучше инноваций.

В «Альфа Таури» больше нет Даниила Квята, но все еще остаются очень красивая ливрея, связи с «Ред Булл» и незаметные на первый взгляд перспективы. В предыдущем сезоне при старте с почти аутсайдерских позиций итальянская команда совершила настоящий прорыв в развитии машины и довести ее до четвертого места по скорости к концу сезона. АТ01 ожил после седьмого Гран-при и помог Гасли выиграть гонку в Монце, а Квяту – приехать четвертым в Имоле (и это еще не считая 5-е место Пьера в Портимане, 6-е в Айфеле и Бахрейне, 7-е место Даниила в Сахире и 6-е и 7-е места в квалификациях Сахира и Абу-Даби).

Рейтинг болидов «Ф-1» в 2020-м: команда Квята ускорилась до четвертого места, «Макларен» лишь седьмой, «Уильямс» больше не худший

«Когда мы начали сезон, я был с машиной не в полной мере на одной волне, – рассказывал №26 из России. – Ощущения от работы рулем были не оптимальными. Нам пришлось поменять пару вещей в машине, чтобы я стал чувствовать себя лучше, увереннее.

Мы изменили многое, всего по чуть-чуть. В этом смысле мы пошли на риск. По ходу сезона порой менять такие вещи не так уж просто, это риск, ведь вы можете сделать только хуже. Но, к счастью, мы улучшили ситуацию».

В итоге на презентации AT02 босс «Альфа Таури» Франц Тост и технический директор Джоди Эггингтон всерьез сокрушались об уплывшем к «Феррари» шестом месте в Кубке конструкторов и надеялись на набор очков в каждом Гран-при нового сезона.

Красивейшая машина «Ф-1» стала еще привлекательнее. Теперь вы всегда узнаете ее на видео – даже в завале пелотона

«Альфа Таури» выпал уникальный шанс обогнать конкурентов в 2021-м по обновлениям благодаря регламенту и деталям «Ред Булл». Но от него отказались

Коронакризис привел не только к сокращению сезона-2020 и переносу новых правил на 2022-й, но и внедрению экстренного свода технических установок на грядущий сезон – с прицелом на ультрасокращение затрат. В него вошли внедрение потолка бюджетов (сейчас – в районе $145 млн на год) и заморозка доработки шасси – командам разрешили лишь по два изменения, не связанных с аэродинамическим обвесом. К примеру, инженеры имели право переработать только носовой обтекатель и подвеску – больше ничего, кроме днища (его вид и свойства тоже слегка поменяли новым регламентом – эту деталь меняли все).

Однако лазейки в регламенте разрешили больше обновлений для двух команд: «Астон Мартин» и как раз «Альфа Таури». Все из-за старых сделок на покупку разрешенных деталей у партнеров: бывший «Рейсинг Пойнт» базирует машину на прошлогодней подвеске и коробке передач от «Мерседеса», а сестринская команда «Ред Булл» пользуется той же техникой авторства Red Bull Technologies (тоже с задержкой внедрения в сезон).

ФИА разрешила им обновить свежие покупные узлы без затрат «жетонов»на апдейт желаемых деталей – и «Астон Мартин» уже объявил о грядущем переносе чемпионских технологий на будущий болид Феттеля. А вот «Альфа Таури» на презентации AT02 поразила отказом от коробки передач и задней подвески «Ред Булл» 2020-го – лишь анонсировала трату «жетонов» на переделки носа и передней подвески.

«В 2021 году мы приняли решение продолжить использование той же коробку передач и задней подвеску, что и в сезоне-2020, – объявил Эггингтон, когда с машины торжественно сдернули покрывало. – Мы решили потратить «жетоны» на новый носовой обтекатель, а также изменили конфигурацию передней подвески. Еще обновили несколько компонентов рулевого управления, которые нам поставляет «Ред Булл».

Мы оставим заднюю часть и не возьмем подвеску от «Ред Булл». Долго и упорно над этим думали: здорово, когда можешь зайти в магазин сладостей и взять все, что хочешь, но мы решили заняться разработкой другой области машины. Команда намерена с умом использовать ресурсы и бюджет, потому что мы должны приложить много усилий для работы над болидом 2022 года.

Мы внимательно все изучили и решили, где потратим ресурсы. Можно приложить много усилий, чтобы внедрить заднюю часть машины, можно использовать их для развития передней части. Не всегда правильно обновлять все.

Пиковые показатели аэродинамики пострадали из-за смены регламента, но мы упорно трудились, чтобы отыграть потерянное. А также улучшить и расширить рабочее окно аэродинамических настроек болида, в которых он бы мог работать максимально эффективно.

Насколько быстрой будет наша машина? Пока я бы не хотел говорить о конкретных цифрах. Вероятно, нам стоит ожидать того же уровня, на котором машина находилась в середине сезона-2020».

Но увидеть радикальные изменения вы не сможете даже при всем желании: они и правда оказались минимальными. Даже в носовой части.

Более того, в районе моторного отсека и корпуса перед задней подвеской они даже заметнее – АТ02 стала немного стройнее благодаря рекомпановке мотора «Хонды».

Остальные новинки – исключительно мелкие изменения обвеса, рассчитаные на небольшие эволюционные изменения. Все в точности по объяснению техдира.

Ну или «Альфа Таури» просто решила не показывать все самое интересное.

Мотивы отказа от прогрессивных деталей «Ред Булл»: с ними слишком много мороки, а болид «Альфа Таури» работает по-другому

Хоть обе команды и принадлежат одному концерну и пользуются деталями одного технического подразделения, бюджеты и ресурсы у них все-таки не сравнимы: до 2021-го «Ред Булл» оперировал суммами в $300 млн, а на долю «Торо Россо»/«Альфа Таури» выходило в районе $150-180 млн. В таких условиях равномерно развивать все части зоны машины технический штаб младшей организации просто не мог.

Идеальным примером стал передний обтекатель: пока «Ред Булл» продвигал идею «Мерседеса» по стремительному уменьшению носа (и добавлению к нему всевозможных воздуховодов), AT01 оставалась на философии «Феррари» с максимально широким обтекателем – потому что так дешевле и проще проходить крэш-тесты.

Да и в общий аэрообвес «Альфа Таури» всегда проигрывал «Ред Булл» по эффективности и уровню прижимной силы. Для компенсации недостатка инженерам из Фаэнцы даже пришлось идти по пути «Мерседеса» и наращивать колесную базу – так увеличивалась площадь днища и росла эффективность диффузора. К примеру, уже два года назад последняя «Торо Россо» попала в топ самых длинных болидов – RB15 оказался короче аж на 70 мм.

В итоге техдир «бело-синих» выбрал менее дорогую ветку развития болида: концепцию машины-ракеты с максимизацией отдачи от мотора и скорости на прямых. Именно поэтому «Торо Россо»/«Альфа Таури» лучше всего выступала на моторных трассах в последние годы – от Монцы и Спа до Сахира, Имолы и Абу-Даби.

Для АТ01 ситуация не поменялась: чем больше на автодроме прямых (и меньше поворотов) – тем болид быстрее. Но к середине сезона произошел прорыв еще и в понимании баланса и настроек машины: в «Альфа Таури» научились подбирать установки так, чтобы не терять слишком много на прямых, но при этом и не проигрывать в поворотах.

Философия «Ред Булл» в 2020-м оказалась в противоположном квадранте технических координат: Эдриан Ньюи строил под Ферстаппена болид с максимальным количеством прижимной силы для раскрытия лучших способностей Макса по атаке поворотов. Именно поэтому RB16 досталась задранная до крайности задняя подвеска, огромный дорожный просвет и прочие фишки, ускоряющие аэродинамический поток под днищем.

Однако именно в этих экстремальных особенностях и проявился главный недостаток шасси 2020-го: уровень дорожного просвета оказался крайне нестабильным на разных скоростях и вызывал перепады в прижимной силе.

Главная проблема болида «Ред Булл» в «Ф-1» – нестабильность просвета в задней части. Технический эксперт объяснил парой снимков

Именно поэтому «Альфа Таури» просто не могла взять подвеску и коробку от RB16, поскольку столкнулась бы с тем же набором проблем без наличия ресурсов для решения. Да и перестройка машины с консервативной философией ради одного сезона (да еще и в коронакризис) выглядела страшным расточительством.

Тем более «Хонда» все-таки не поставила полностью новый мотор – несмотря на обещания и заверения, сделанные сразу после объявления об уходе из «Ф-1» в феврале. В итоге японцы ограничились лишь масштабными доработками – благодаря которым «Альфа Таури» и удалось уменьшить заднюю часть АТ02.

«Мы модифицировали двигатель внутреннего сгорания, турбину и ERS, – перечислил босс программы «Хонды в «Ф-1». – Это будет наш третий совместный сезон с «Альфа Таури» и мы в том числе смогли добиться прогресса за счет оптимизации компоновки и конфигурации».

Так что все обстоятельства подталкивали ребят из Фаэнцы на знакомый путь лишь с эволюционными изменениями – без рисковых сценариев.

«Мы решили пойти безопасным путем. – признал Эггингтон. – Мы считаем, что шасси и силовая установка уже дают команде достаточно прочный фундамент, поэтому при работе над машиной 2021 годы мы с радостью потратили имевшиеся «жетоны» на другие области. Я правда верю, что АТ01 был лучшей машиной, созданной нашей командой».

Может, такая философия и далека от ментальности топ-команды – куда, по идее, стремится «Альфа Таури» после ребрендинга из дочерне-молодежного подразделения «Ред Булл» в самостоятельную организацию со спонсором-производителем одежды. Однако любые амбиции не должны превалировать над восприятием объективной реальности: свести две разные философии воедино в условиях ограничения бюджета, сокращения затрат и необходимости разрабатывать новую машину было просто невозможно. «Альфа Таури» закономерно выбрала не ломать работающую концепцию – лишь эволюционно ее допиливать. Здравый подход – все-таки обновления ради обновлений не всегда гарантируют прогресс.

Главный по переделкам болид новой «Ф-1»: «Макларен» скопировал охлаждение и формы у «Мерседеса» – вслед за немецким мотором

Запущены все моторы новой «Ф-1». Чей рев вам нравится больше?

Болид «Ф-1» теперь выдержит лобовой удар в 20 тонн. Это ответ на аварию, в которой 17-летний гонщик потерял ноги

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency, np /Bratic; twitter.com/AlphaTauriF1; twitter.com/AlbertFabrega