6 мин.

На «Дакаре» – война с читерами: у гонщиков отбирают смартфоны и обыскивают перед каждым этапом. Первым попался русский

Постоянная слежка даже внутри машин.

«Дакар-2020» уже можно назвать историческим: новая страна (теперь Саудовская Аравия) и материк (Евразия), печальная гибель гонщика Паулу Гонсалвеша, участие двукратного чемпиона «Формулы-1» Фернандо Алонсо, первая за 32 года победа частника-любителя на спецучастке (браво, Матье Серрадори), всего 15 секунд разрыва между первым и вторым местом в категории внедорожников после 3/4 дистанции...

Погибший на «Дакаре-2020» гонщик был символом ралли. За пять дней до смерти в одиночку поменял мотор на байке посреди пустыни

И это еще не все. Организаторы нового «Дакара» с первого же дня провели еще одну масштабную революцию и ввели по-настоящему радикальные порядки – занялись полным очищением гонки от мошенничества с навигацией.

Новые правила выдачи маршрутных книг

Нет, официально на читерстве еще никого не ловили – да и не очень-то старались. Но подозрения в не самой честной игре некоторых экипажей ходили и раньше: к примеру, на «Шелковом пути-2019» корреспондент Sports.ru не раз сталкивался со слухами и предположениями о странных схемах штурмана трехкратного чемпиона «Дакара» Нассера Аль-Аттии в подготовке роудбука перед этапом.

Но речь не обязательно шла о непременном использовании запрещенных схем: просто маршрутные книги традиционно выдавались вечером накануне старта нового спецучастка. Богатые заводские команды с огромным штатом вроде «Тойоты», «Мини-Купера», «Хонды» или даже «КАМАЗа» вполне могли позволить себе за ночь руками 5-7 человек проверить каждую метку составителей карты и проложить курс по картам, геолокации и спутниковым съемкам, пометив все опасности.

Так что новый «Дакар» начался со слома старых порядков: теперь организаторы выдают роудбуки на большинство этапов за 15 минут до старта. Естественно, гонщики изо всех сил проматывают его, пытаясь увидеть хоть что-то важное и заранее подготовиться – вот как это выглядит на примере мотоциклистов.

«Раньше маршрутные книги выдавали накануне вечером, и человек занимался им 3-5-7 часов, – рассказал штурман «КАМАЗа» Андрей Мокин. – Сейчас 15 минут, особенно в первый раз – это вообще ничто. Соответственно, ты его видишь впервые, хоть он и в цвете, уже по ходу действий. За 15 минут практически ничего не успеешь сделать.

Помечается он примерно одинаково всеми штурманами – красным цветом выделяются опасные участки, ставятся знаки, в общем, есть некий шаблон. У организаторов свое видение, они его раскрасили в разные цвета, и когда ты в пыли, на кочках, это просто сливается в одну цветную картинку».

Да, теперь всех уравняли даже по части возможных обозначений – а значит, преимущество получат не те, кто лучше разобрался в маршруте ночью, а самые сообразительные на дистанции.

И не стоит подозревать составителей роудбука в излишней суровости: перед сложными, длинными или марафонскими этапами участники получают блокноты с маршрутом по-старому – вечером. Однако ФИА всерьез задумалась перенести новую практику на все этапы всех рейдов планеты – некоторые пилоты даже горячо поддержали идею (к примеру, лидер категории мото Рики Брэбек).

Конфискации телефонов и обыски

Одними лишь организационными изменениями на «Дакаре» не ограничились: борьба с потенциальными читерами добралась даже до смартфонов. Теперь их больше нельзя возить с собой в салоне: нужно непременно перекладывать его в специальный бокс, запечатанный в присутствии технических делегатов. Его показал экипаж российского пилота Владимира Васильева.

«Впервые в истории гонки каждый экипаж обыскали на предмет телефонов при помощи металлоискателей, – написал гонщик в инстаграме. – А вся коммуникационная техника должна храниться в специальном боксе, который организаторы опломбировали на старте этапа».

Подробнее расположение отсека для смартфонов показал Алексей Кузьмич – российский штурман Ясира Сейдана (№9 в зачете внедорожников).

«На лиазоне снимать не запрещено, – пояснил Кузьмич. – Могу свободно пользоваться телефоном там до старта и после финиша. А перед стартом мы обязаны убрать телефоны. На ходу из коробочки телефоны никогда в жизни не достанешь».

Как вы уже поняли, организаторы не верят на слово и обыскивают каждого пилота, штурмана и механика перед стартом. Видео процесса поделился аргентинский гонщик Орландо Терранова (№5 в общем зачете).

«Прямо как в аэропортах!» – прокомментировал аргентинец.

Камеры в салоне и первые результаты античитерской политики

Перед стартом рейда-2020 впервые в истории «Дакара» в машины участников поставили по две камеры, направленные не на дорогу для съемок ралли, а на штурмана с пилотом для отслеживания их действий.

По логике организаторов, только таким образом можно было однозначно и качественно проконтролировать соблюдение правил – от отсутствия средств связи в салонах до использования родных маршрутных книг без доппометок.

Судя по всему, они оказались правы: в паддоке уже ходят слухи об обнаружении случаев читерства.

«Техгруппа расшифровала первые записи с видеокамер, установленных внутри машин, – рассказал штурман Язида Аль-Раджи Константин Жильцов в инстаграме. – Поймано несколько экипажей. Кто-то наклеивал дополнительные бумажки с курсами и потом выбрасывал их в окно, кто-то еще что-то… Думаю, разборки еще впереди. В машинах продолжают стоять камеры, и записи вызывают у организаторов нездоровый интерес. Есть вероятность, что напихают камеры и другим участникам, чтобы понять, как и чем люди пользуются».

Изначально средства слежения за пилотами установили только в машинах фаворитов – топ-15 и отдельные случаи из середины пелотона. Теперь же камеры запросто могут раскидать вообще всем для полного равенства.

Пока громких дел, решений, штрафов и отстранений на «Дакаре-2020» не было: в использовании лишних бумажек с курсами уличили именно Васильева, но он сошел еще на первой трети пути из-за пожара. Директорат гонки вынес нашему экипажу официальное предупреждение и пригрозил санкциями в будущем, если Владимир снова посетит «Дакар». Похоже, главные разборки еще впереди.

Яркий досрочный финал «Дакара» для лучшего русского раллиста: пожар сожрал машину дотла за пару минут

Но главное, что заводские команды и раллисты привыкают к новым реалиям – хотя бы в вопросе навигации бюджеты и штат больше не имеют решающего значения. Ситуация хоть и выглядит антиутопичной, но трудно отрицать: сделан огромный шаг к возвращению того самого олдскульного духа 80-х – больше непредсказуемости и надежды даже для команд из 3-4 человек.

Все главные события и последние результаты «Дакара» – здесь

Главного конкурента «КАМАЗа» на «Дакаре» вытаскивали из дюны сразу двумя грузовиками. Один не справился

Элитный мотогонщик громко рыдал посреди пустыни на «Дакаре», обнимая байк. Он ехал в топ-3 и бился за победу, но подвел мотор

Фото: globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com, Francois Flamand via www.imago-i/www.imago-images.de