12 мин.

В России Квят гнал мощнее конкурентов по «Ред Булл». Но уик-энд уничтожили ненадежные моторы и прокол

Даниил выжал максимум из безнадежной ситуации.

Гран-при России не задался для Даниила Квята еще в начале сентября в Монце, когда у него на середине дистанции нашли протечку масла в моторе. Именно эта неполадка преследовала его три недели подряд: в Сингапур команда решила привезти ту же отказавшую силовую установку, где она сломалась вновь, вынудив использовать изношенный мотор. С ним Квят даже на городском треке не смог продемонстрировать нужной скорости, и потому «Торо Россо» все-таки решилась на замену только в России, где важность двигателя еще больше.

Правда, для №26 это означало непременный старт с последнего ряда из-за перерасхода компонентов на сезон. Звучит страшно, но на самом деле при наличии отличного гоночного темпа и удачных настроек можно прорваться в топ-10 даже из самого хвоста – к примеру, Даниил так уже делал в Бельгии.

На этот раз у «Хонды» оказалось другое мнение: новый мотор тоже оказался бракованным. Из-за него Квят остановился на трассе в первой практике всего после пятого круга.

Третья практика вылетела и вовсе целиком, поскольку новый отказ произошел вообще в самом ее начале.

Во второй тренировочной сессии все тоже было далеко до идеала: при наездах на поребрики силовая установка сразу же уходила в режим антипробуксовки и жестко обрубала обороты, убивая любые попытки ускориться хотя бы до гоночного темпа. Более того, болид не очень стабильно выдавал пиковую мощность, из-за чего россиянин несколько раз едва спасал машину от знакомства с новенькими современными сочинскими барьерами.

В результате после второго отказа в «Торо Россо» приняли решение сменить-таки мотор еще раз: просто Квят и так стартовал бы с последней позиции, а потому ничего бы не проиграл. Правда, из-за позднего начала ремонта российские болельщики так и не увидели Даниила в квалификации: в команде закономерно решили не рисковать с форсированной установкой и провести ее в обычном спокойном режиме.

В воскресенье №26 вошел с новым необкатанным мотором и полной неизвестностью по части настроек: из-за постоянных проблем во второй тренировке и пропуска двух остальных накат Квята оказался минимальным, и понять лучшую комбинацию установок для антикрыльев, подвески и балласта было совершенно невозможно. При этом болид Пьера Гасли демонстрировал отличный потенциал: шикарную скорость на прямых и неплохой темп в поворотах – при том, что француза выгнали из «Ред Булл» во многом из-за неспособности подобрать хорошие параметры.

Теоретически с таким бэкграундом у Даниила вообще не было шансов против конкурентов. Скорее всего, именно поэтому стратеги поставили ему единственному в пелотоне самый жесткий состав резины для гонки – надеялись на эффект от самой необычной тактики и на финальный бросок на «софте».

Таким же планом для топ-пилотов Квят пользовался и в Италии – и смог прорваться на шестое место вплоть до отказа мотора, но тогда у него была возможность настроить под себя машину, да и конкуренты тоже гнали на жесткой резине. Квят же теоретически должен был проигрывать от 0,5 до 0,9 секунды только за счет покрышек (разница в скорости между «медиумом» и «хардом», заявленная производителем) – в начале заезда перед ним явно стояла задача высовываться как можно меньше.

Внезапно выиграл старт и шикарно провел первую половину гонки

На Гран-при России мы могли увидеть всю разницу между тактиками со стартом на разных составах шин: «Феррари» выбрала открыть гонку на самом мягком типе резины, а «Мерседес» еще во втором сегменте квалификации озаботился использованием более жесткого медиума.

Погоня до второго поворота показала, насколько на первых метрах решает мягкость покрышек.

Как видите, Хэмилтона обогнал не только Феттель, но даже Карлос Сайнс на «Макларене» – Льюису даже пришлось оттеснять испанца на внешнюю траекторию и принуждать к более раннему торможению. Позади оранжевой машины остался другой пилот чемпионов Валттери Боттас (тоже на «медиуме») – его чуть не обставил еще и Ландо Норрис.

Квят же стартовал на еще более жестких шинах – казалось, последнее место к первому повороту просто неизбежно. Но он внезапно выиграл старт у обоих «Уильямсов», воспользовался ошибкой Райкконена, увернулся от всех столкновений впереди пелотона – и к середине первого круга уже был 13-м.

Более того, к четвертому повороту он даже обошел напарника – но тот контратаковал по внутренней траектории, использовав преимущество более мягких шин.

В дальнейшем Даниил тоже не проигрывал в скорости Гасли и конкурентам – просто спокойно ехал в темпе Пьера, не рисковал и ждал пит-стопа конкурентов. Только к 20-му кругу его догнал Александр Албон на «Ред Булл», но и с ним №26 показал класс обороны от топ-машины: сдерживал, сколько мог, а потом пропустил на скоростном отрезке с DRS с минимальной потерей времени.

При этом, как видите, Даниил даже остался на гоночной траектории и не перегрузил шины, но вынудил конкурента сдвинуться вовнутрь на «червячки» от изношенной резины – они обычно обильно налипают на колеса и сильно снижают сцепление на ближайшие несколько кругов.

И даже после потери позиции №26 продолжил контролировать ситуацию: как только Албон добрался до Гасли и вступил в сражение с французом, россиянин просто подождал несколько кругов исхода момента. В итоге у Пьера перегрелись шины, он упустил тайца и ничего не смог поделать против Квята – хотя если бы Даниил первым попытался обогнать напарника, жесткий отпор достался бы именно ему.

Просто посмотрите, как прямо на глазах сокращается отрыв между россиянином и французом, увлеченном борьбой с Албоном.

В итоге после схода Феттеля и включения режима виртуального автомобиля безопасности Квят съездил в боксы за новыми мягкими шинами и оказался девятым – выше Гасли и многих других конкурентов. Он бы оказался и выше Албона (которого не сразу зазвали на пит-стоп), но Даниилу снова не повезло: одна из его покрышек начала терять давление из-за медленного прокола. Пришлось нанести визит в боксы снова и выехать уже 13-м.

После этого россиянин уже особо ничего показать не сумел: лишь дежурно обогнал напарника, отбил его наскоки и после сдержал Кими Райкконена. Сражения с Гасли и Айсменом стоили ему немного времени, так что Стролл и Хюлькенберг с очковой зоной в итоге остались всего в двух секундах впереди.

Но в «Ред Булл» не стали упрекать Даниила за финиш за пределами топ-10 – напротив, куратор гоночной программы австрийской компании Гельмут Марко по-своему похвалил парня, признав его заслуги.

«Квят проводит хороший сезон, он в порядке, – оценил доктор Марко. – К сожалению, ему не везет с точки зрения техники. Но в этом году он показывает именно то, чего мы ждем. Мы знаем, на что он способен. Нет никаких сомнений, что он прогрессирует».

А что же другие пилоты «Ред Булл»?

Гасли: агрессивный убийца шин

После нескольких ярких обгонов Пьера в Сингапуре и последующего восьмого места многие решили, что возвращение в «Торо Россо» вернуло жизни во французского гонщика. На самом деле это не так: просто заезд по «Марине Бэй» сложился в позитивную для №10 сторону и не показал его новых слабых сторон.

На самом деле перед нами уже не тот Пьер, каким он был в прошлом году. Вспомним заезды по Венгрии и Монако: тогда Гасли добивался лучших результатов не фонтанами из обгонов и не жесткой обороной, а длинными расчетливыми отрезками на одном комплекте шин. Фактически он делал то, чем занимается Квят сейчас: пересиживал конкурентов на альтернативной тактике, а потом закрывал заезд быстрым финальным спринтом.

Теперь же Гасли ездит совсем по-другому: оборона от Албона полностью демонстрирует его нынешний подход. Сейчас француз изо всех сил старается просто обогнать соперника или не дать другому прорваться мимо – и последствия никак не рассчитываются. После бесполезной затяжной борьбы с «Ред Булл» Пьер отдал позицию еще и Квяту, но история его ничему не научила: после рестарта гонки он допустил ровно такую же ошибку, когда пробовал вернуть позицию в борьбе со все тем же россиянином.

Слишком смело атаковал по чересчур узкой внутренней траектории, закономерно улетел в зону безопасности и отдал позицию Райкконену по возвращении.

При этом посмотрите, с какой блокировкой Гасли пролетал мимо Даниила.

Помимо очевидной торпедообразности маневра, стоит отметить: такие торможения обычно оставляют огромные проплешины на покрышке. Они создают вибрации и снижают сцепление – нормально есть с ними остаток гонки обычно очень сложно. Пьер же рискнул всего-то за 16 кругов до конца.

Фактически Гасли пилотирует в точности как Квят в 2016-м и 2017-м – пытается всем все доказать здесь и сейчас, без размышлений о стратегии и других отрезках заезда. Подобное довело Даниила до увольнения – вряд ли француз такими темпами вернется в «Ред Булл».

Везунчик Албон

После прорыва с пит-лейн на пятое место многие зарубежные журналисты расхвалили Алекса, но при внимательном анализе трудно не заметить многочисленные ошибки парня на протяжении уик-энда.

К примеру, на пит-лейн он отправился исключительно по собственному косяку – когда не удержал заднюю часть в первом же сегменте квалификации.

Таец разбил множество деталей – ему поставили новые турбонаддув и гибридные установки, а также улучшенное днище. Именно из-за новых элементов в машине Алекса и наказали стартом из боксов.

Но фактически штраф никак не сдержал пилота «Ред Булл», поскольку после первого же круга и аварии при участии Даниэля Риккардо, Ромена Грожана и Антонио Джовинацци появился автомобиль безопасности. Он собрал пелотон и фактически превратил старт с пит-лейн в старт с последнего ряда – обычно гонщики при начале заезда из боксов должны сокращать примерно 20 секунд отрыва от пелотона, а тут за Албона все сделали конкуренты.

Как же Алекс после реализовал скорость «Ред Булл»? Ну, к 20-му кругу он опередил-таки Квята на «харде» на одну секунду – вряд ли его темп можно всерьез считать топовым.

Восемь кругов спустя ему снова повезло с сэйфти-каром: «Ред Булл» не успел зазвать Алекса во время виртуального автомобиля безопасности, и таец неизбежно потерял бы позиции, но авария Джорджа Расселла спасла его гонку. №23 выехал из боксов девятым в уже собранный пелотон – и прошивал Переса, Магнуссена, Норриса и Сайнса еще 15 кругов (догонять при этом уже никого не надо было).

В итоге отрыв тайца от Ферстаппена на такой же машине составил 24 секунды – столько же по итогу проиграл Алексу Квят на «Торо Россо».

При этом не все обгоны Албона были чистыми и красивыми, как при борьбе с Гасли. Только взгляните на первую попытку обогнать Райкконена и Квята (она осталась за кадром в трансляции).

Атакует Кими с DRS.

Уходит на внутреннюю траекторию.

Видит, что впереди Квят, который сейчас начнет заворачивать на апекс.

И просто рулит в зону безопасности, поскольку запасного плана не было.

Все заканчивается прыжками по высоким поребрикам – кстати, большая опасность повреждения днища с последующим снижением прижимной силы.

Отсюда и такой отрыв – практически все атаки №23 были суетливыми и плохо подготовленными. На него явно не лучшим образом влияет давление со стороны команды: все-так Гасли выгнали с официальным вердиктом «он никого не обгонял», и потому Албон старается как может – правда, зачастую это ведет к дополнительным проблемам.

Тем не менее, поскольку Квята официально не рассматривают в качестве кандидата на место в «Ред Булл», именно Алекс выглядит фаворитом на второй кокпит – все-таки даже такие маневры намного лучше того, что сейчас делает Гасли.

Рейтинг пилотов с Гран-при России по данным телеметрии: Квят в топ-3 с лучшей работой рулем

Квяту запретили использовать особый шлем для Гран-при России. Хотя другим гонщикам позволяли много раз

Квяту закрыли дорогу в «Ред Булл». Для продолжения карьеры остался только один вариант

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; REUTERS/Anton Vaganov