Реклама 18+

Легендарный технический эксперт выбрал болиды, изменившие облик «Ф-1». Всего 3 из 13 — машины «Феррари»

«Мерседес» пролетел мимо списка.

Джордж Пиола — легендарный технический эксперт для «Формулы-1»: итальянец впервые появился на Гран-при в конце 60-х в качестве журналиста, а в 70-х бывший гонщик «Феррари» и «Уильямса» Артуро Мерцарио даже попросил его спроектировать собственный болид. У Пиолы не было профильного образования, но авторитет в паддоке быстро стал непререкаемым, потому что инженер убедил всех в невероятной одаренности своими рисунками и тщательно составленными схемами болидов. Джорджо часто со стороны замечал и прорисовывал разные скрытые и даже не совсем легальные детали, демонстрируя мощное понимание темы — и его зауважали все: от конструкторов до пилотов.

В 2019-м исполнилось 50 лет с момента первого появления Пиолы в паддоке — и в честь этой даты он выбрал самые инновационные болиды «Формулы-1» по своей версии. Их оказалось 13 — и если «Феррари» досталось всего 3 пункта, то нынешний доминатор «Мерседес» вообще остался без своего представительства.

«Лотус» 72

«Эта машина полностью поменяла внешний облик болида «Формулы-1» своим клиновидным носом, – объяснил Пиола. – В предыдущем «Лотусе» 49 в большом носу все еще стоял радиатор — форма была традиционной. Такие авто называли «сигарами».

72-й все изменил клиновидной формой и эффективной с аэродинамической точки зрения формой задней части. Внутренняя тормозная система, крепившаяся к шасси, была опасным решением, но машина получилась без сомнений эпохальной».

«Феррари» 312В3

«Мать болида 312Т, с которым Ники Лауда выиграл первый титул. И он снова изменил облик «Ф-1» навсегда. Машина представила дельтавидное переднее антикрыло и инновационную форму боковых понтонов — очень обтекаемую, овальной формы, с длинным радиатором внутри. Именно после 312В3 системы охлаждения больше никогда не ставили под задние антикрылья — все шли только по новой схеме, и делают так до сих пор».

«Феррари» 312Т

«Главное отличие 312Т от 312В3 заключалось в поперечной коробке передач. Эта машина была настоящей эпохой, она выигрывала не один год, а целых 5 сезонов подряд!».

«Тиррелл» Р34

«Она так сильно отличалась от остальных… Кстати, главная проблема «Тиррелла» была не в машине. Шинная компания Goodyear масштабно обновила большие задние шины, но пока еще одна команда не переключилась бы на шестиколесную концепцию, было бы слишком дорого и не очень логично улучшать маленькие передние покрышки. Поэтому производительность болида оказалась кастрированной из-за несоответствия между резиной на колесах».

«Лотусы» 78 и 79

«Все говорят о 79-й модели, потому что она была безмерно успешной: Ронни Петерсон и Марио Андретти больше играли с пелотоном, чем гонялись, и использовали только 80 процентов потенциала техники.

Но 79-го не было бы без 78-го — именно он стал первым болидом с крылом в боковых понтонах и «юбкой» для «граунд-эффекта». Именно благодаря максимальному приближению конца «юбки» к поверхности и образовывался «граунд-эффект». Без этого крыло генерировало только эффект Вентури и выигрыш в прижимной силе оказывался весьма незначительным».

«Лижье» JS11

«Эта машина была чудовищно быстра на прямых из-за незаконной системы в боковых понтонах. По-французски они называли ее clapet – «заслонка» – окошко, открывавшееся под определенным давлением. Так у машины снижалось лобовое сопротивление и повышалась скорость на прямых.

Чтобы это скрыть, механики постоянно закрывали верх радиатора полотенцем. Помню, в Германии они прятали отверстие изо всех сил, но я стоял рядом и смотрел, потому что хотел нарисовать машину. В результате они оставили полотенце в радиаторе, машина перегрелась и им пришлось сойти.

После крэша Жака Лаффита в «Уоткинс-Глене» мне удалось зарисовать эту систему — и с тех пор они стали намного медленнее на прямых».

«Лотус» 88

«В основу этой машины легла замечательная идея — сделать два раздельных шасси, чтобы помочь с управлением. С ним иногда возникали проблемы из-за аэродинамического пакета. 88-й чаще всего генерировал огромное количество прижимной силы, но иногда воздух попадал под корпус и образовывал подъемную силу. Этот эффект нельзя было предсказать. Он был очень опасен, и в день запрета машины гонщик команды Элио де Анжелис был невыразимо счастлив».

«Макларен» МР4 и МР4/2

«Джон Барнард был гением. Он первым сделал машину целиком из карбонового волокна. Чтобы изготовить все части, «Макларен» даже обращался в Америку — в Солт-Лейк-Сити, в компанию «Геркулес», которая произвела лунный модуль.

Эта новая технология изменила подход к производству машин в «Формуле-1» – МР4 стала матерью целой линейки сверхуспешных болидов. К примеру, МР4/2, выигравший два титула подряд с Ники Лаудой и Аленом Простом, практически ничем в смысле шасси не отличался от МР4 — только тем, что в нем стоял мотор «Порше».

Также тот болид первым в истории презентовал заднюю часть формы бутылки из-под «Кока-Колы». Огромная веха».

«Брэбэм» ВТ52

«Треугольная форма шасси той машины от Гордона Марри была уникальной. Она не создала тренда, просто была единственной в своем роде — узкой впереди, с перевесом к задней части, с большим и тяжелым четырехцилиндровым мотором от «БМВ» мощностью свыше 1000 л.с.

Главная составляющая машины — тщательное внимание к деталям. Например, пилон подвески не выплавлялся и не собирался из нескольких деталей, а вытачивался из отдельного куска материала».

«Феррари» 640

«Мать современного болида «Формулы-1»! Теперь даже городские машины ездят с лепестковыми переключателями передач, а до нее и в «Ф-1» все гоняли с обычными продольными коробками с гидроприводом.

Но я считаю 640-ю матерью современных болидов не только из-за полуавтоматической коробки: торсионная подвеска и форма корпуса тоже стали чем-то новым и инновационным. Правда, машина была очень ненадежной: генератор даже не всегда мог запитать электронную систему коробки передач».

«Ред Булл» RB5

«Эта машина на 10 лет опередила все остальные! Особенно привлекла мое внимание подвеска — выхлопная система оказалась буквально рядом с тянущей штангой! И никто не верил, что машина будет надежной.

Если бы не двойной диффузор «Брауна», «Ред Булл» доминировал бы весь сезон, а не только вторую половину.

Также в том году Эдриан Ньюи представил совершенно другое направление развития понтонов — с меньшей «подрезкой» в нижней части. С тех пор все начали пытаться делать такие же».

Все жалуются на жесткий квалификационный режим «Мерседеса». Но на самом деле мотор «Феррари» еще мощнее

Моторы «Ф-1» – лучшие в мире, но их не ставят в обычные машины. Виноваты проблемы с запуском, крутящим моментом и охлаждением

Авиатехнологии помогли «Хонде» в «Формуле-1». С новым двигателем пришла победа

Источник: Autosport

Фото: Gettyimages.ru/Norman Quicke/Daily Express; en.wikipedia.org/flickr.com/95472204@N03/; globallookpress.com/Sutton Motorsport Images/Heritage-Images, National Motor Museum/Heritage-Images; Gettyimages.ru/Steve Powell; en.wikipedia.org/Xneilj, Lothar Spurzem, pjl; globallookpress.com/imago/Sebastian Geisler, Sutton Motorsports/ZUMA Press

+45
Популярные комментарии
Kashubian
+18
Что значит Мерседес пролетел мимо
? Мерседес в нынешнем виде в ф1 - с 2010 года. Было бы странно если бы они были широко представлены в списке
Валерий Королёв
+6
Феррари - старейшая команда ф1. В то время как срок жизни Лотуса почти в два раза короче. И тем не менее, в списке представлено по 3 машины от этих команд. Наверное, под этим и подразумевается "всего".
Ответ на комментарий Александр Кузнецов
Чучело, что значит всего три? Должно быть 12? Посчитай, сколько всего автомобилей и скольки версий выступало в гран-при
Darth_Malice
+6
всего три? целых три! считай, четверть. только у лотуса столько же, у остальных не больше одной
Alboretoo
+2
Уильямса нет-странно
Azik_footbik
+1
А где Williams FW14B??
Написать комментарий 12 комментариев

Новости

Реклама 18+