Ферстаппена слишком жестко наказали. Лишили заслуженного подиума в Монако
Стюарды пошли против прецедентов прошлого сезона.
Лидер «Ред Булл» Макс Ферстаппен провел свой лучший Гран-при Монако: после двух сходов в 2015-м и 2016-м, аварии в квалификации в 2018-м и пятого места в 2017-м голландец пересек финишную черту вторым с реальными притязаниями на победу. Более того, он реально пытался атаковать Льюиса Хэмилтона все последние 20 кругов, постоянно давил на лидера и всячески демонстрировал качественный пилотаж (по оценкам телеметрии Максу в Монте-Карло не было равных).
Тем не менее Ферстаппен попал в протоколы лишь на четвертое место: помешал штраф в 5 секунд за «небезопасный выезд» из боксов после пит-стопа в режиме автомобиля безопасности.
Механики голландца обслужили своего парня быстрее, чем «Мерседес» разобрался с машиной Валттери Боттаса, потому Макс слегка опередил финна и столкнулся с ним, вынудив того дернуться в стену и проколоть шину.
Именно так Ферстаппен выбрался с третьей позиции на вторую — и стюардам это не понравилось.
Наказание вышло слишком жестким и непоследовательным
Для определения справедливости штрафа нужно опираться не на ситуацию на треке и последствия инцидентов, а на исторические прецеденты и последовательность генеральной линии наказания. И случаи из 2018 года оказываются однозначно на стороне Макса: за 21 Гран-при прошлого сезона судьи зафиксировали 7 нарушений с вердиктом «небезопасный выпуск» в гоночных условиях, но все они закончились денежным штрафом для команды и отсутствием каких-либо санкций для пилотов.
«Хаас» заплатил по 5 тысяч евро за выпуск каждой машины с недокрученными колесами, «Феррари» выложила 50 тысяч евро за наезд на механика, «Форс-Индия» отдала те же 5 тысяч за недокрученное колесо на машине Переса, ту же сумму стребовали с «Заубера», «Уильямс» оштрафовали на 25 тысяч за упавшего из-за Стролла механика. Ни одного наказания гонщикам — как по части потерь позиций, так и по части времени.
Конечно, ни один из этих случаев не заканчивался контактом и проколом на пит-лейн, но для свода правил нет никакой разницы. К примеру, небольшой заезд на пару сантиметров за пределы белой линии на выходе из пит-лейн штрафуется теми же пятью секундами, что и масштабный выезд за те же линии на целый корпус.
К тому же, в 2018-м был очень показательный случай с «Маклареном» Стоффеля Вандорна: команда выпустила его прямо перед Себастьяном Феттелем в первой практике на Гран-при Австрии, чуть не спровоцировав столкновение.
Да, дело было не в гонке, но в квалификации за схожую по опасности блокировку Феттелю выписали потерю трех позиций. «Оранжевые» лишь заплатили 10 тысяч евро.
Все дело в отношении ФИА к нарушениям перед боксами. В 2014-м за ошибки команды пилот мог получить дополнительный проезд по пит-лейн и проиграть гонку, не сделав по сути ничего противозаконного — потому подход к системе наказаний с 2015 года изменили. Стюарды начали разделять вину гонщиков и вину персонала, не штрафуя первых за проколы вторых — а само понятие «небезопасного выпуска» целиком и полностью подразумевает ответственность «выпускающих». То есть если судьи решили разбирать инцидент между Боттасом и Ферстаппеном как «небезопасный выпуск», то Макса за столкновение никак наказать не могли: именно «Ред Булл» должен был попасть на выплату десятков тысяч евро, а голландец спокойно продолжил бы путь к подиуму.
Однако если изучить мотивационную часть решения стюардов, можно понять: «небезопасный выпуск» тут вообще не при чем.
«Машину №33 выпустили в тот момент, когда машина №77 достигла таблицы, оповещающей о начале «скоростной полосе». Стюарды отмечают, что машина №77 оказалась в пределах таблицы, предназначенной машине №33 и выпуск был чрезвычайно близким.
Тем не менее, машина №33 ударила машину №77 в процессе продолжения движения и выбралась вперед, получив спортивное преимущество вследствие контакта. Стюарды также считают, что у пилота впереди была возможность избежать контакта, вызванного небезопасным выпуском.
Стюарды посчитали это небезопасным выпуском с пит-стопа, повлекшим получение спортивного преимущества, и оштрафовали машину на 5 секунд».
То есть вердикт закрепляет вину команды итоговым решением («небезопасный выпуск»), но основан он на вине пилота («была возможность избежать контакта»), и штраф ушел именно пилоту. ФИА фактически нарушила собственные же принципы судейства из предыдущих лет, смешав два взаимоисключающих фактора в один.
Если по их мнению виновата команда («вердикт «небезопасный выпуск»), Фестаппена нельзя было штрафовать. Если же виноват все-таки пилот, то случай нельзя было рассматривать как «небезопасный выпуск» – только как «опасное вождение» или «провоцирование столкновения». По ним Макс теоретически мог бы получить те же самые 5 секунд, хотя и не факт: непосредственной вины голландца в его итоговой позиции выезда не было.
Мнение со стороны
«Ред Булл» допустил ошибку, выпустив Ферстаппена прямо в Боттаса, – оценил ситуацию чемпион 2016 года и эксперт Sky Sports Нико Росберг в блоге на ютубе. – А еще команда должна была сказать по радио Максу: «Там Боттас, оставь ему место». Когда я гонялся, то постоянно просил своего гоночного инженера повторять мне это сообщение, когда я выезжаю во всех подобных случаях. И он повторял: «Смотри направо, смотри направо». Уверен, «Ред Булл» в этот раз не сделал того же. Одна из тех маленьких деталей, которые вместе и формируют огромную разницу между командами — чтобы бороться за титул, нужно выполнять их идеально. И тут явно ошибся именно «Ред Булл».
Двойное поражение
Иронично, но из-за хаоса на пит-лейн Ферстаппен пострадал вдвойне: не только получил штраф, но еще и не смог переключить мотор в нужный режим.
«На пит-стопе мы забыли пеключить картографию педали газа обратно в боевой режим, и она осталась в стартовых настройках, – рассказал Макс Racefans.net. – Они не очень подходят для гонки: в начале хода педали был большой лаг. То есть когда я давил на газ, сперва ничего не происходило, а потом мощность резко била по колесам. Это специальный режим для старта и для выезда с пит-лейн, в гонке с ним ездить просто неудобно.
Обычно я нормально переключаюсь на гоночный режим, но в суматохе на пит-лейн мы просто забыли об этом. Команда была немного шокирована контактом с Валттери, и они проверяли, нет ли повреждений. Обычно они всегда напоминают мне о том, что надо переключиться, а из-за сумбура на пит-лейн я тоже забыл».
Ферстаппен не смог вернуться в гоночный режим, поскольку на высоких скоростях переключение между режимами невозможно – именно поэтому Льюис сумел удерживаться впереди Макса даже на изношенных шинах до самого последнего круга. Гонщик «Мерседеса» просто более эффективно разгонялся и создавал небольшой отрыв, пока голландец боролся то с недостачей, то с избытком мощности, и пятикратному чемпиону мира хватало накопленных десятых секунды для защиты лидерства в зонах торможений.
Мелочи и правда играют ключевое значение — особенно на трассах вроде Монако.
«Нам поможет только чудо». Хэмилтон до конца не верил в победу в Монако и давил на команду по радио
Хэмилтон отомстил всем обидчикам после финиша в Монако. С помощью бутылки шампанского
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/HOCH ZWEI
1. Макс получает преимущество в 2 позиции из-за этого инцидента. РБ не имели права его выпускать непосредственно в болид Боттаса, а сразу за ним следовал и Себастьян Феттель. Итого Макс при отсутствии нарушения должен был выезжать 4-м.
2. Макс портит гонку Боттасу, врезается в него и вынуждает пробить колесо о барьер. Вины Боттаса нет, но он вынужден второй раз заезжать на пит-лейн и отдавать свою позицию Феррари.
Ну и как можно было наказать Макса мягче? Разве можно на это закрывать глаза? Это же не гоночный инцидент.
Кроме того, по сути, Рэд Булл своими действиями уничтожили шансы Мерседеса на дубль... а ведь это мог быть рекордный дубль в истории Формулы-1. Я уже не говорю о том, что Ботт потерял ключевые очки в борьба за титул с Льюисом.
Если штрафовать за это команду так они и будут специально выпускать.
Тут пахнет 10 секундами стояния в боксах
2. Примеры в статье притянуты за уши. В гонке должно быть гоночное наказание, как и случилось.
Не удивлюсь, если РБ так и сказал: выезжай сразу, потом разберёмся. В этом случае у них был шанс, будучи впереди, оторваться на 5 секунд и остаться вторыми (первыми, при удачном стечении обстоятельств). Пропустив Боттаса и Феттеля на питстопе, вариантов пройти их на трассе было, мягко говоря, крайне мало. Хем не торопился, ставка не сыграла. РБ ничего не потерял
lane. The Stewards did note that the pit location of car 77 is within car 33s guideboard
and that the release was extremely close. However, Car 33 struck car 77 while
continuing the move towards the fast lane and subsequently pulled ahead gaining a
sporting advantage following the contact. The Stewards believe that although ahead at
the time the driver had the opportunity to avoid the contact contributing to the unsafe
release.
Из протокола. Не знаю, с чем здесь можно спорить :) Не было бы контакта, может и обошлось бы. Но он этот контакт допустил, за что и получил такой строгий штраф.
А если серьезно, то наказали за контакт, а не за то, что выпустили и они двигались параллельно. В случаях коллизий до (надо рассматривать примеры именно подобные) гонщики получали штрафы.
ему в руках джостик держать или руль самоката
(если что пропустил - прошу напомнить, тогда готов принести свои извинения)