Главное немецкое автоспортивное издание опубликовало рейтинг лучших гонщиков «Формулы-1». Он очень странный

Сенны и Проста нет в топ-5.

В «Формуле-1», недавно преодолевшей отметку в 1000 гонок, невероятно сложно выявить лучшего пилота в истории. И дело не в субъективном восприятии выступлений спортсменов – в серии за семь десятилетий сменилось множество технических эпох, и потому адекватно сравнивать гонщиков разных эр не получается. Однако немецкое издание Auto Motor und Sport попыталось разработать собственную объективную схему оценки пилотов и вывело итоговый рейтинг — правда, результат все равно получился спорным.

Журналистам AMuS пришлось выйти за пределы абсолютных цифр, поскольку большинство рекордов удерживают Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон. Относительные тоже не подошли, поскольку один из первых чемпионов «Ф-1» Хуан-Мануэль Фанхио выиграл 47 процентов всех своих заездов. В результате немцам пришлось разработать сбалансированную схему, в которой учитываются не только количество побед, но и старты в Гран-при вместе с остальными показателями (хотя позициям на финише назначили большую «стоимость», чем квалификационным успехам).

«Победа оценена выше, чем поул, а рекорд трассы «весит» больше обычного лучшего круга», – гласит принцип расчета рейтинга.

Как считался рейтинг

Для грамотного всестороннего подсчета успехов немцы сложили цифры по основным гоночным показателям: от уровня «долгожительства» в «Формуле-1» (которое тоже однозначно демонстрирует класс пилота) до дистанции, проведенной в лидерах Гран-при, а также успехов в других видах гонок.

Главная трудность возникла к адаптацией заработанных очков, ведь система начисления зачетных баллов менялась несколько раз в течение 69 лет. В результате AMuS привел все результаты к современному виду «25-18-15-12-10-8-6-4-2-1», скорректировав также протокол с двойными очками (Гран-при Абу-Даби 2014 года).

Лидер по стартам в Гран-при

Дабы уравнять шансы между современными сезонами с 20 гонками и первыми чемпионатами с 6-7 заездами, Auto Motor und Sport разработал отдельную формулу для расчета рейтинга. Количество проведенных Гран-при умножалось на число сезонов в «Ф-1», а итог делился на 5. Лидером предсказуемо стал Рубенс Баррикелло.

1. Рубенс Баррикелло — 1227,4

2. Михаэль Шумахер — 1116,6

3. Дженсон Баттон — 1106,6

Позиции в общем зачете

За победу в чемпионате мира присваивали 200 очков, за второе место — 100 очков, а за третье — 50. Топ-3 здесь получился тоже предсказуемым.

1. Михаэль Шумахер — 1750

2. Ален Прост — 1250

3. Хуан-Мануэль Фанхио — 1200

3. Льюис Хэмилтон — 1200

Лидер по заработанным очкам

Для наделения веса этому показателю среди других деталей рейтинга пересчитанные по современной системе баллы делились на количество стартов и умножались на сто.

1. Хуан-Мануэль Фанхио — 1749,2

2. Луиджи Фаджоли — 1600

3. Льюис Хэмилтон — 1481

Не удивляйтесь второму месту: Фаджоли повезло провести все 7 своих Гран-при за рулем доминировавшей в ту эпоху 50-51 годов «Альфа Ромео». В результате Луиджи 6 из 7 заездов закончил на подиуме, выиграл одну гонку и еще 4 раза поднялся на второе место. В конце 51-го итальянский завод потерял государственную поддержку программы в «Формуле-1» и отошел от Гран-при, а 53-летний анконец потерял место в чемпионате.

Победы в гонках

Формула для расчета рейтинга по выигранным заездам такова: общее количество первых мест делилось на чисто стартов, а результат умножался на 2500.

1. Хуан-Мануэль Фанхио — 1176,5

2. Альберто Аскари — 1015,6

3. Джим Кларк — 858,1

Рейтинг по поулам

Похожий принцип формулы: количество поулов делится на число стартов, а результат умножается на 500.

1. Хуан-Мануэль Фанхио — 284,3

2. Джим Кларк — 229,2

3. Альберто Аскари — 218,8

Рейтинг по лучшим кругам

Количество быстрейший кругов тоже делилось на число стартов, а результат умножался на 300.

1. Хуан-Мануэль Фанхио — 135,3

2. Джим Кларк — 116,7

3. Альберто Аскари — 112,5

Рейтинг по пройденному в лидерах расстоянию

Общий километраж, преодоленный на первом месте, делился на число стартов, а результат умножался на 5.

1. Хуан-Мануэль Фанхио — 914

2. Альберто Аскари — 909,5

2. Джим Кларк — 702,4

Поскольку последние четыре пункта экстраполировались на количество стартов, у гонщиков из эпох за пределами 50-60-х было мало шансов попасть в локальные топы. В первых сезонах «Формулы-1» было меньше гонок, а потому лучшие результаты пилотов «размазывались» на меньшее число заездов – лидерами по проценту поулов, побед и лучших кругов до сих пор остаются звезды прошлого. К примеру, Айртон Сенна не попал в топ по поулам из-за того, что 1984-м выступал на слабом «Тоулмене», а в 92-м и 93-м боролся на «Макларене» против доминировавших «Уильямсов» (в оба сезона англичане взяли 15 из 16 возможных поулов) –  и потому слегка испортил статистику в процентном выражении.

По части лидерского километража все еще проще: в 50-е и 60-е в Гран-при входило 500 км дистанции вместо нынешних 300 км, и сами по себе круги были длиннее. Поэтому при пересчете на один заезд звезды прошлого и обставили гениев вроде Шумахера и Сенны.

Рейтинг по успешности за пределами «Формулы-1»

Титулы в других сериях тоже принимались во внимание: победа в «Индикаре», MotoGP, «Кан-Ам» или любой другой топовой серии своего времени добавляла 40 бонусных баллов в итоговому результату. Первое место в «Формуле-2» и сериях ГТ премировалось 20 очками, а победы в чемпионатах национального уровня добавляли еще 10 пунктов.

Не остались в стороне и легендарные гонки вроде «24 часов Ле-Мана» и «500 миль Индианаполиса» – за каждую победу в них журналисты набрасывали по 10 баллов. Первые места в заездах вроде «1000 миль Батерста», Гран-при Макао, «Милле Милья», «Каррера Панамерикана» или «12 часов Себринга» оценивались еще в 5 баллов.

1. Джон Сертис (cемикратный чемпион прообраза современной MotoGP) — 325

2. Жаки Икс (чемпион «Формулы-2», шестикратный победитель «Ле-Мана», победитель «1000 миль Батерста») — 235

3. Марио Андретти (три титула в USAC Championship Car (прообраз «Индикара»), титул уже в самом «Индикаре», победа в «Инди-500» и «Дайтоне-500», победа на «Ле-Мане») – 215

Итоговый топ-50

После суммирования всех результатов предыдущих расчетов для 169 пилотов лучшим со всех сторон оказался все-таки Фанхио, опередивший Шумахера на какие-то 57,9 баллов. Айртон Сенна и Ален Прост не попали в топ-5.

Результаты как минимум необычные — например, все подсчеты никак не позволяют отделить уровень выступлений пилота от класса и скорости машины, а потому даже экстремально мощные перфомансы на славной технике никак не помогли бы в продвижении по рейтингу. Особенно очевидна слабость модели на примере попадания в топ Валттери Боттаса, гонявшегося на топовом «Мерседесе» всего 2,5 сезона – даже 44 Гран-при за немцев хватило, чтобы обскакать Жиля Вильнева, Даниэля Риккардо, Макса Ферстаппена, чемпиона Кеке Росберга и других сильных пилотов.

Также на итог продолжают влиять сезоны с победами, одержанными на нелегальной технике или с нарушением регламента — например, титул Нельсона Пике в 1983-м.

Особенно заметно огромное преимущество, выданное системой гонщикам ранних эпох: оставшийся без титула Стирлинг Мосс (4 вторых места в общем зачете) опередил сразу трех трехкратных чемпионов – Пике, Лауду и Брэбэма. Особенно поразила низкая позиция австрийца, вклад которого в успехи «Феррари», по признанию бывшего босса команды, можно оценить выше эффекта от Шумахера.

Ниже всех из многократных чемпионов оказался Эмерсон Фиттипальди – его утопила неудачная попытка открыть собственную команду и ранний переход в «Индикар».

Ферстаппен обошел Феттеля по популярности по версии Google. Впереди лишь четверо чемпионов

Самый побеждавший пилот в истории «Формулы-1» – не Шумахер, не Хэмилтон и не Сенна

Райкконен проиграл голосование среди болельщиков за титул самого харизматичного гонщика в истории «Формулы-1»

Источник: AMuS

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason; globallookpress.com/Sutton Motorsports/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst, National Motor Museum

+35
Популярные комментарии
JokerHL
+81
Боттас в топ-50, просто ор. Феттель в топ-5 просто орище!!!
Genie86
+52
А они не могли нанять каких-нибудь ученых, математиков, чтобы те растолковали им, какой же бредовый рейтинг составляют?! Какая же чушь получается, когда за такую работу берутся люди, которые умеют только на калькуляторе посчитать пару цифр... Яркий пример: "Количество проведенных Гран-при умножалось на число сезонов в «Ф-1», а итог делился на 5" - в чем вообще смысл (математический, физический, логический) подобного расчета? Почему 4 Гран-при в 1 сезоне ценятся меньше, чем те же 4 Гран-при суммарно в 2 сезонах? Причем отличие в 2 раза!.. Очень многие критерии повторяются и учитываются по N-раз (ведь очевидно, что число очков коррелирует с победами, поулами, километражем в лидерах и т.д., и все это считается по несколько раз).

Луиджи Фаджоли с 7 Гран-При занял 24-ое место... авторов ничего не смутило? Не появилось желание переработать методику?
Exc.Sky
+27
В эпоху нынешней безопасности, сравнивать Айртона Сенну и Хэмилтона по долгожительству - как минимум нелепо. Неизвестно сколько прожил бы второй на старых болидах
Hitgoe Himgob
+17
Кому интересно на досуге посчитал по простому. За каждый сезон топ 10 начислял очки согласно действующей системе 25-18-15 и так далее. Могу выложить результаты. Сохранил топ100 за историю в эксель.
Камаз Отходов
+13
>а результат умножается на
Я как раз из хейтеров Шумахера. Никогда за него не болел, до сих пор считаю, что его надо штрафовать за Аделаиду-94 и делать чемпионом Деймона Хилла.
Но объясните мне, что это за "умножается на"? Почему на 2500, а не на 2300 или на 1500?
Всё что было после 94-го года Шумахер выиграл честно и никаких сомнений не вызывает, что за нелепые коэффициенты? Типа сейчас выиграть гонку не так почётно как на Альфа-Феррари-самовозе 50-х годов?
Нет, считайте по победам в гонках и всё, хоть я и терпеть бездарность Хэмилтона на самовозе современности не могу, но так будет честно.
Написать комментарий 92 комментария

Новости

Реклама 18+