10 мин.

Квят – не первый молодой гонщик, получивший еще один шанс в «Формуле-1». Были и другие

Крэшер, грубиян и чемпион на 30 секунд.

Вряд ли кто-то мог предположить, что Даниил Квят вернется в «Формулу-1» после того, как «Торо Россо» отказалась от пилота в пользу Брендона Хартли спустя всего 18 месяцев после понижения из «Ред Булл». Но рынок гонщиков 2018 года оказался настолько непредсказуемым, что россиянин вернется в кокпит болида — причем в знакомый кокпит.

Выступления Пьера Гасли в «Торо Россо» подтолкнули «Ред Булл» повысить француза до напарника Макса Ферстаппена после объявления об уходе Даниэля Риккардо в «Рено».

Следовательно, в «Торо Россо» освободилось по меньшей мере одно место — его и отдали старому знакомому Квяту с опытом в 72 Гран-при и лучшим результатом в виде второго места на Гран-при Венгрии 2015 года.

Однако он не стал первым молодым гонщиком, получившим второй шанс в «Формуле-1». Фактически и до него несколько пилотов возвращались после увольнения из-за слабых выступлений и несоответствия требованиям — и некоторые добились немалого успеха.

Ромен Грожан

Французошвейцарец впервые получил шанс в «Ф-1» в составе «Рено» в 2009 году. Тем не менее, несмотря на неплохие результаты относительно Фернандо Алонсо его уволили в преддверии переходного периода 2010 года.

Такой поворот оказался мощным ударом для Грожана: по собственному признанию в подкасте Beyond The Grid, после этого он всерьез рассматривал завершение карьеры и переход в шеф-повары. В конечном счете он нашел способ вернуться в гонки и выиграл AutoGP с GP2, заново напомнив о своем таланте представителям лучшей серии — и прежде всего бывшим работодателям из Энстоуна. Они уже как «Лотус» подписали его в 2012 году.

Как говорится, остальное — уже история. Грожан показал себя отличным гонщиком Гран-при, завоевал 10 подиумов и первые очки в истории «Хааса». Сейчас он уже один из самых возрастных пилотов пелотона — и главный крэшер.

Кевин Магнуссен

Действующий партнер Грожана по «Хаасу» пострадал от целых двух аналогичных неудач. Несмотря на высокие позиции в ростере «Макларена», датчанин вылетел из команды после единственного противоречивого дебютного сезона 2014 года — его место занял двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо.

Завоевавший подиум в первой же гонке Магнуссен остался всего лишь тестовым и резервным пилотом, а перед его 23-м днем рождения ему и вовсе указали на бессрочность подобного положения из-за несоответствия требованиям. Так что поздний переход в переродившуюся «Рено» на замену Пастору Мальдонадо в 2016-м без сомнений можно назвать небольшой победой.

Хоть Магнуссен и добился некоторого успеха — финишировал в России на седьмом месте — возвращение «Рено» в качестве конструктора получилось не особенно удачным, и пилот снова остался без контракта.

Но Кевин нашел спасение в виде «Хааса» – и обрел, наконец, долгосрочный дом. В 2018-м он помог американцам возглавить гонку за четвертое место в Кубке конструкторов, продлил контракт на 2019-й и расцвел в качестве быстрого и надежного гонщика.

Тем не менее, в паддоке он все равно наиболее известен как главный грубиян пелотона.

Брендон Хартли

История новозеландца олицетворяет ценность понятия «никогда не сдаваться» и «верить в себя» – даже если остальные сомневаются. Брендон, должно быть, решил, что его шансы на попадание в «Формулу-1» сгорели после увольнения из молодежной программы «Ред Булл» в 2010-м.

Однако после перестройки карьеры и репутации в спорткарах, включавшей в себя победы на «Ле-Мане» и в WEC, Хартли внезапно вернулся на радары бывших боссов. Как только в «Торо Россо» освободилось место на Гран-при США 2017 года, «Ред Булл» моментально его вызвал.

После завершения сезона с итальянской командой Киви получил полноценный контракт на 2018-й. Сохранит ли «Ред Булл» веру в него и на 2019-й? Увидим. По крайней мере, никто не сможет сказать, что Брендон не воспользовался выпавшим шансом.

Фелипе Масса

Бразилец покинул «Формулу-1» в прошлом сезоне после 269 проведенных Гран-при и знаменитейших 38 секунд в статусе чемпиона мира 2008 года — но начало карьеры миниатюрного гонщика вышло совсем не простым…

Он пробился в «Формулу-1» 20-летним неограненным алмазом в 2002 году — его подписал «Заубер» в качестве напарника неплохому пилоту Нику Хайдфельду. Масса доказал наличие несомненного таланта завоеванием очков уже во второй гонке в карьере, но слишком часто ошибался — и его заменили на Ханца-Харальда Френтцена для следующего сезона.

После потери гоночной практики, Фелипе получил взамен должность тест-пилота в «Феррари» – и ему помогло. После года работы с Михаэлем Шумахером Масса позврослел и помудрел – ему вернули место в «Заубере», и бразилец больше не разочаровывал. Но все могло обернуться по-другому, если бы его окружение перестало верить в его талант.

Алекс Дзанарди

История итальянца вдохновляет как ничто другое, ведь он прошел путь от двукратного чемпиона «Индикара» до чемпиона Параолимпийских игр. Но его карьера в «Формуле-1» вышла довольно рваной — он так и не показал в ней свой истинный талант.

После череды гонок за «Джоржан» и «Минарди» в 1991 и 1992-м Дзанарди получил полноценный контракт в «Лотусе» с напарником в лице Джонни Херберта. Далее он показал себя жизненно важным членом команды в разработке активной подвески, но ужасная авария в практике на Гран-при Бельгии досрочно завершила его сезон. Она же задала тон и следующему сезону: сперва Алекс поздно начал подготовку из-за последствий сотрясения мозга, а затем команду расформировали.

Не найдя вариантов в «Формуле-1», Дзанарди обратил свой взор на США — и там его личность и удалой гоночный стиль позволили ему добиться успеха в виде двух титулов «Индикара». «Ф-1» не могла пройти мимо восходящей звезды, и «Уильямс» дал итальянцу еще один шанс в 1999-м.

Однако, к сожалению для всех, вторая попытка Дзанарди оказалась столь же разочаровывающей, что и первая. Итальянцу не удавалось адаптироваться к новой технике, и в результате он не набрал ни единого очка в составе британской конюшни — после чего отправился своей дорогой.

Возвращение в «Индикар» закончилось ТОЙ САМОЙ аварией — главные трудности его жизни были еще впереди…

Тимо Глок

Большинство помнит немецкого пилота как того самого парня, кого обогнал Льюис Хэмилтон на последнем круге Гран-при Бразилии 2008 года в борьбе за пятую позицию — из-за чего пилот «Макларена» и перехватил чемпионский титул у уже праздновавшего победу Фелипе Массы. Но сам факт его присутствия на стартовой решетке – целиком и полностью заслуга его несгибаемости.

Все началось в 2004-м, когда «Джордан» выбрал его в качестве замены для Джорджо Пантано начиная с Гран-при Канады, где немец сразу же занял запоминающееся седьмое место. Талантливый молодой пилот поучаствовал в трех последних Гран-при сезона, но не получил места на 2005-й.

Далее Тимо ждал долгий извилистый обратный путь через «Индикар» – где Глок выиграл звание «Новичка года» – и несколько сезонов в GP2, где немцу пришлось сражаться с Хэмилтоном в 2006-м и затем выиграть серию самостоятельно год спустя.

После этого «Тойота» дала гонщику еще один шанс. В ее составе он трижды поднялся на подиум за два сезона, пока японская компания не решила покинуть «Формулу-1». Далее последовал трехлетний отрезок в «Верджин-Марусе» – в итоге гонщик проехал 91 Гран-при за свою карьеру. А ведь в определенные моменты его жизни такой исход казался немыслимым.

Алекс Вурц

Синусит австрийца Герхарда Бергера из «Бенеттона» позволила его соотечественнику дебютировать в «Формуле-1» на Гран-при Канады, Франции и Великобритании в 1997 году после выступлений за «Мерседес» в ФИА ГТ.

После завершения карьеры Бергера Вурц получил полноценный контракт на 98-й вместе с Джанкарло Физикеллой в виде напарника. После трех противоречивых сезонов Алекса выкинули в 2001-м ради контракта с Дженсоном Баттоном.

Без шансов на подписание контракта боевого пилота австриец перешел на должность резервного гонщика «Макларена» аж на пять лет. Когда постоянный пилот Хуан-Пабло Монтойя сломал палец во время игры в теннис в середине 2005 года, Вурц занял его место на Гран-при Сан-Марино и занял четвертое место. После дисквалификации БАР оно превратилось в третье.

Монтойя вернулся в кокпит в следующей гонке, так что Вурц вернулся на скамейку запасных — но перешел на должность тест-пилота «Уильямса». Это решение оказалось пророческим: когда Марк Уэббер покинул команду в конце сезона, Алекс вновь оказался боевым пилотом на полный 2007-й — и даже вернулся на подиум Гран-при. Десять лет спустя после своего дебюта.

Роберто Морено

Понятие «путешественника» за всю историю «Формулы-1» не подошло бы кому-то больше, чем бразильцу, постоянно сражавшемуся за возвращение в пелотон. Впервые он получил шанс в качестве единовременной замены Найджелу Мэнселлу в «Лотусе» в 1982 году, но не смог пройти квалификацию на Гран-при Нидерландов и не появлялся в «Ф-1» вплоть до 1987 года.

Но главный момент карьеры Морено ждал впереди: в 1990-м его вызвали в «Бенеттон» для замены Алессандро Наннини. Роберто занял второе место в первой же гонке за команду и получил место на сезон в 1991-м бок о бок со своим другом Нельсоном Пике. Но затем в серию прибыл Михаэль Шумахер — он занял место Морено с Гран-при Италии. После гонок за «Джордан», «Минарди» и «Андреа Мода» казалось, что карьера Роберто в «Ф-1» закончилась. Да, но нет.

После пропуска сезонов-1993 и 1994 Морено вернулся в 95-м с новосозданной командой «Форти». Правда, такие сезоны лучше забыть: после завершения чемпионата с нулем очков Морено наконец попрощался с «Формулой-1». Однако его недавно снова заметили в паддоке — кто знает, может, он планирует очередное возвращение. Уж чего-чего, а боевого духа ему точно не занимать.

Источник: formula1.com

Фото: formula1.com