12 мин.

Андрей Проxорский - о футбольном детстве, карьере в «Строителе» и тамбовском «Спартаке»

Прошло уже 15 лет с момента расформирования футбольного клуба «Строитель». Те, кому нет еще 25 или немного за 25, плохо помнят, что было «тогда». Это уже представители нового поколения, взгляд которых на многие вещи радикально изменился. Они не могут сравнивать «те» и «эти» времена. Но есть люди, которые вели активную спортивную деятельность и во времена «Строителя», и после его расформирования. Им есть что вспомнить, что сравнить и где провести параллель. Одним из таких людей является ветеран моршанского футбола, нападающий «Строителя», победитель чемпионата Тамбовской области 1994 и 1995 годов и триумфатор Кубка Тамбовской области 1995 года – Андрей Викторович Проxорский. Хотя ветераном Андрея назвать сложно. Он по-прежнему в прекрасной форме, ведет активную тренерскую деятельность и, самое главное, знает, что с чем сравнивать.

– Как Вы познакомились с футболом?

– Даже и не вспомню. Наверное, как я только начал ходить, так и начал играть в мяч, пинать, бить его. Ну а так с первого класса мы с ребятами уже играли сами во дворах, на площадках, поскольку футбольной секции в то время у нас не было.

– А кто тот человек, который привил Вам любовь к футболу и помогал делать первые шаги в этом спорте?

– Отец. Он интересовался футболом, часто смотрел его по телевизору, и я, глядя на него, проникся. А еще огромный вклад в мое футбольное детство внёс знаменитый дядя Миша (прим.: Лысов Михаил Петрович), который в 1986 году организовал команду «Темп». Дядя Миша был за главного. Он пробивал нам транспорт, возил нас на первенство района. С этого момента и пошла моя полноценная футбольная жизнь.

 

Андрей Проxорский с отцом

– А в чём тогда доводилось играть молодым футболистам? Была ли форма, бутсы?

– Конечно. Чтобы обмундировать команду, дядю Мишу посылали в Москву, ведь у нас этого купить было нельзя. Ему ракшинский совхоз выделял деньги, на которые он приобретал все необходимое. Форма, конечно, была не такая по качеству и красоте как сейчас. Даже помню, что дядя Миша привозил хбшные майки, которые под конец сезона выцветали и становились непригодны. Бутсы в то время были шестишиповые. Даже «Adidas» иной раз привозили из Москвы, поскольку финансирование от совхоза-миллионера позволяло это сделать. Первое время, когда я выбирал бутсы, надо мной все смеялись. Особенно в «Строителе». Потому что свои первые бутсы я брал на шерстяной носок, чтобы они были с запасом размера на два. Со временем Валерий Васильев научил меня правильно выбирать футбольную обувь. И я с 9,5 размера перешел на 7.

– Какие футбольные кумиры были у Вас в молодости? Стремились быть на кого-то похожим?

– Сразу вспоминается чемпионат мира 1986 года в Мексике, где лучшим игроком признали Диего Марадону. Это был его пик формы. И также мне очень нравился в те времена Мишель Платини, который, к моему сожалению, не стал чемпионом мира. Как обычно всем великим не дают становиться чемпионом немцы (прим.: сборная Франция проиграла в полуфинале сборной ФРГ 0:2). Получается, что первыми кумирами были Марадона и Платини. Что касается отечественных футболистов, после поездки в Питер, где я побывал на матче «Зенита», меня вдохновил Владимир Казачёнок. С теx пор мой любимый номер стал 8, поскольку Владимир играл на спине с такой же цифрой.

– Какой-нибудь забавный случай из периода футбольного взросления можете припомнить?

– Таких случаев много. Вспоминается поездка в Серповое. Ехали на машине с открытым кузовом. Когда мы въехали в район железнодорожного вокзала, водитель повернул в сторону нынешнего оврага, надеясь сократить путь. Но пошел сильный дождь, и мы застряли посередине двадцатиметровой лужи. Сопровождающий нас дядя Миша сказал мне: «Прыгай, ты в калошах». Я по своей наивности прыгнул, а там по колено. Туда нужно было в болотных сапогах. Деваться было некуда. Кто засучился, кто как, прыгнули в лужу и вытолкнули эту машину. А дождь только усиливался. Мы снова залезли в кузов, накрылись тентом и поехали. Вот так с приключениями мы добирались до матчей. Хочу немного еще об играх первенство района сказать. Мы полностью отдавались игре, до такой степени бились, что глотку готовы были друг другу перегрызть. Но зато после матчей все всё забывали, обнимались, оставляя лишние эмоции в игре.

***

– Все что мне известно о появлении на свет футбольного клуба «Строитель», что идея команды пошла от начальника МПСУ Анатолия Васильевича Соседова, который предложил Вячеславу Михайловичу Власову создать боеспособную команду. Можете более подробно рассказать об этой ситуации?

 «Строитель» появился задолго до этого, поскольку команда участвовала на протяжении нескольких лет в первенстве города, где я отыграл то ли 3, то ли 4 сезона. У нас был хороший сильный коллектив. Побеждали «Строитель» редко, и то в основном это удавалось «Текстильщику», в те времена очень мастеровитая команда, организованная на базе камвольной и суконной фабрики. Я только окончил институт, и мне позвонил один из основателей «Строителя» Александр Владимирович Жданов. Он сообщил, что Власов собирает команду, поэтому меня приглашают на просмотр. Этому предложению я безумно был рад. Основу команды составили местные ребята, большая часть которых была из «Текстильщика». Это, кажется, был 1993 год. Первая серьезная поездка у нас была в Санкт-Петербург. Играть «Строителю» пришлось в крытом стадионе, хозяином которого был известный на всю страну «Зенит». В ту пору там было искусственное покрытие, напоминающее по качеству ковер. Вот там мы и провели несколько матчей с юношескими командами и с командами, которые выступали на первенство города Ленинград. Это самый первый подготовительный товарищеский турнир, с которого начала формироваться профессиональная команда «Строитель».

 

«Строитель» в 1991 году на первенстве города Моршанск

– Изначально предполагалась зарплата или играли за идею?

– Первые полгода я играл просто. Для души. А потом уже меня формально устроили на работу слесарем. Но в руки я не брал ни ключей, ни инструментов. От меня требовалось приезжать, тренироваться и играть. Что касается зарплаты, то она была солидной по тем временам.

– Вячеслав Михайлович Власов – это отдельная тема для длинного разговора. Я от ветеранов моршанского футбола иногда слышу истории, но, как правило, они не касаются его личности футбольного тренера. Какую роль он сыграл в моршанском футболе?

– Вячеслав Михайлович стоит особняком. Этот человек фанатично предан футболу. Он посвятил этому спорту всю свою жизнь, работая с детьми, тренируя «Строитель». Успех теx лет случился во многом благодаря Власову. В пример этому хочу рассказать историю, которая касается именно меня. В 1996 году «Строитель» играл по Третьей лиге. У нас важнейший матч в Выксе. Мы до этого никак не могли обыграть соперников на выезде. Близится конец матча, мы ведем 1:2, меня выпускают вместо Валеры Васильева. В то время на лице у меня была легкая небритость, но волос на голове уже не было, поэтому многие воспринимали меня как ветерана футбола. Соперник в концовке нас прижал, устроил навал на ворота. Но раз за разом мне закидывали мяч, и я на рывке убегал от защитников. Бегу один на один, головы не поднимаю, бью, вратарь грудью отбивает. Через две минуты опять такой же момент. И Вячеслав Михайлович тут не выдерживает и на очередном забросе подрывается и в шлепках по бровке бежит со мной к воротам. Кричит, дает установку, напутствует меня. Я подбегаю, бью, мяч выше ворот. Он на бровке выдает пируэты, кричит. В общем, тот матч мы выиграли, а эту историю многие запомнили надолго.

– Вернемся в 1994 год. Дебютный сезон для «Строителя» на областных соревнованиях. Какие задачи изначально ставились перед началом сезона?

– Мне кажется, сразу ставились максимальные задачи. Удивительно, ведь команда только собралась. Перед стартом сезона «Строитель» провел очень серьёзный сбор и провел серьезную подготовку. И это дало результаты, поскольку, например, «Пигменту» мы уступали в зимнем первенстве, а уже летом смогли обыграть. Самым главным соперником в тот год для «Строителя» стал тамбовский «Химпромстрой». Тренером той команды был Плешаков, капитаном Никифоров. Мы тогда подошли с одинаковым количеством очков, и решающий матч проходил на стадионе «Ревтруд» (прим.: нынешний «Спартак»). Мы тогда выиграли 0:1, а чемпионский гол забил Александр Байгузов.

 

Чемпион области 1994 года команда «Строитель»

– В тот год вы встречались с ними еще и в финале Кубка?

– Да. Я еще тогда высказал мысль, что Кубок мы проиграем, потому что уж слишком много мы выиграли. Однако мы дошли до финала. Я в том турнире много забивал и неплохо себя проявил. На финал Власов меня выпустил вместе с Алексеем Михайловым в нападение. Я отыграл первый тайм, был у меня голевой момент, но я, как обычно, не успел поднять голову. Мяч прострелили, а я как дал с пушки прямо в руки вратарю «Химпромстроя» Андрею Бибику, до этого игравшего в тамбовском «Спартаке». Во втором тайме меня заменил Васильев. В итоге мы дожали соперника, а забил, кажется, Алексей Михайлов.

– Уровень игры областных команд тогда был выше?

– Не хочу обидеть никого, но уровень был серьезный. Представьте, что в Моршанске 12 команд играло на первенство города, еще 12 команд на первенство района. Из этих ребят выбирались самые лучшие на область. И так по всем городам Тамбовского края. Всё-таки уровень был повыше.

– Домашние матчи команда играла на нынешнем стадионе имени Боброва?

– Да, только сначала он носил название Локомотив, а потом был переименован в Строитель. Все домашние матчи на стадионе сопровождались аншлагом. Домашние матчи сопровождались ажиотажем, болельщики приходили и болели всей душой.

– 1995 год. На карте российского футбола официально появляется профессиональный футбольный клуб «Строитель». Команда начинает играть на два фронта – КФК и чемпионат области. Каким образом был построен календарь не относящихся к друг другу первенств?

– Было очень трудно совмещать, поскольку нагрузка получалась очень большая. Фактически в неделю нужно было играть одну игру на КФК и одну игру на первенство области. Где-то нам шли навстречу, переносили нам игры, где-то мы на себе вытаскивали матчи. Мы набрали хороший xод на области, но на КФК стартовали натужно, многое не получалось. Однако потом мы собрались и стали восходить кверху таблицы.

 

«Строитель». 1995 год

– Решение о заявке в этот турнир было известно заранее? Или принято по окончании успешного сезона 1994 года?

– После завершения первого сезона Вячеслав Михайлович говорил о задачах, которые стоят перед командой, но в том момент еще не было окончательно решено. Он отметил, что команда вышла на серьезный уровень по нашей области и будет делать запрос по заявке на КФК. Это было озвучено где-то в декабре, а уже в начале нового года мы знали, что будем участвовать в первенстве коллективов физической культуры.

– Как я узнал, Вы забили на КФК красивейший гол.

– Да, это случилось в игре против лидера КФК липецкого «Динамо». За 30 минут до конца меня выпустили на поле. К этому моменту мы то ли выигрывали 2:3, то ли играли вничью 2:2. Соперник нас сильно прижал к воротам. Однако сначала мне удалось убежать и сделать голевой пас на Михайлова. А уже ближе к концу матча Жданов подал с правого фланга в штрафную, где я ножницами замкнул эту передачу. Как потом оказалось, это был мой единственный гол на КФК.

– В тот год «Строитель» уверенно защитил титул чемпиона области.

– Да, а на первенство КФК мы стали третьими в своей группе. Хотя могли бы быть и вторыми. Но последний матч с «Динамо» из Брянска, где нам нужна была победа, мы проиграли. На мой взгляд, что для первого раза мы показали хороший результат.

– 1996 год. Последний Ваш сезон в команде. Как так вышло, что «Строитель» поднимается в Третью лигу?

– Попали мы в Третью лигу из-за отказа другой команды. Какой именно сейчас уже не вспомню. Для нас это был большой ажиотаж, ведь Третья лига считалась уровнем профессиональных футболистов. Тогда же мне в трудовой книжке переписали должность «Слесарь» на должность «Футболист не любитель». Предсезонный сбор у нас проходил и в Сочи, и в Анапе. Сначала мы провели двухнедельный сбор в первом городе, потом успели съездить на недельку домой, а потом еще на две недели уезжали на сборы в Анапу. В тот период к нам присоединилось несколько новых ребят. Это Юра Пляскевич из тамбовского «Спартака», Алексей Дятлов, Влад Голяков, Дима Коверенский. Однако основу все равно составляли моршанские ребята. Первые матчи у нас не получались, но мы провели работу над ошибками и набрали xод. Особенно хорошо мы чувствовали себя в домашних матчаx. На выезде было сложней, но очки привозить удавалось часто.

 

Команда "Строитель" на сборах в Сочи. 1996 год

– Как переход в другую лигу повлиял на футбольную жизнь в Моршанске?

– В городе у «Строителя» в то время была бешеная популярность. К нам стали приезжать иногородние команды, что вызвало рост количества болельщиков. Футболистов любили и уважали. Третья лига уже более серьезный уровень, поэтому ажиотаж в городе еще больше вырос к футболу.

– Давайте немного поговорим про сезон в Третьей лиге. По итогам всех матчей «Строитель» стал 8 восьмым. Интересно не это, а другое. Вместе с вами в чемпионате играл тамбовский «Спартак».

– Да, «Спартак» был самым принципиальным соперником. Нам всегда хотелось его победить, но тамбовская команда была уж очень хороша для Третьей лиги. В центре у них играл Александр Малин, ставший в итоге мастером спорта, в воротах стоял Андрей Кузнецов, в защите выгрызал Валерий Пчелинцев. Одним словом, «Спартак» был сбалансирован. Мы старались, бились, но побеждать иx нам удавалось редко. В Третьей лиге мы проиграли им дома 0:2, а на выезде 4:0.

– «Спартак» по итогам того сезона стал чемпионом (прим.: «Спартак» 68 очков, ульяновская «Волга» 67 очков) и стал той единственной командой, которая смогла обыграть «Строитель» дома. Вопрос странный, но спросить я обязан. Матч «Строителя» и «Спартака» был абсолютно честен?

– Конечно. Мы бились абсолютно честно, но уж больно сильная у них была команда. Повлияли на чемпионство мы иначе. «Спартак» и «Волга» шли рядом, и от нас зависело, сколько очков ульяновцы увезут из Моршанска. Мы у ниx не выиграли, но сыграли вничью 0:0. «Спартаку» для чемпионства этого хватило. После матча мы в шутку говорили, мол тамбовчане должны нам шампанское за то, что мы эту игру не сдали. Однако это все прошло мимо, и наши шутки так и остались шутками.

– Могли бы Вы предположить, что футбол в Моршанске в тот период проживает свое золотое время?

– Есть такая поговорка: «Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный». Тогда мы молодые были и не задумывались об этом. Только по истечению времени я осознаю, что это была высокая планка для моршанского футбола, что город дышал футболом. Мы объездили все близлежащие регионы, провели кучу сборов, сыграли больше сотни матчей. Нас окружала такая спортивная среда, которая способствовала нашему росту в профессиональном плане. И речь не идет только о футболистах. Бесценный опыт получали и тренеры, и судьи. Я горд, что Моршанску посчастливилось ощутить на себе все это.