7 мин.

В конце учебника. Почему Поветкин не готов драться на топ-уровне

Алексей Сукачев – о бое Поветкин – Такам, который дал ответы на все главные вопросы о настоящем и будущем российского супертяжа.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

От боя Александра Поветкина с Карлосом Такамом изначально многого не ждали. Соперник крепкий, но не хватающий звезд с неба – как и вся, так называемая «элита» тяжелого веса – годился для разведки боем и продолжения пути, выбранного в прошлом поединке с Мануэлем Чарром. На деле же рейтинговый, в сущности, матч не только превратился в остросюжетный триллер, но и, подобно нашатырю, мигом навел порядок в головах, дав ответы на почти все животрепещущие вопросы.

Причиной нежданного прояснения стало выступление французского камерунца. То, что он будет не прост, было известного задолго до поединка. В конце концов, случайно победить Тони Томпсона (в одну калитку) и потерпеть ничью против Майка Переса просто невозможно. Так что уровень Такама вполне просматривался. Не очень высокий – по гамбургскому счету – но так мы ведь о тяжах говорим, а там нынче свои мерки.

Главный сюрприз: предположительно сильный физически, но небыстрый и внешне какой-то тягучий Такам оказался по жизни шустрым малым, готовым не только поддавливать в стиле Кубрата Пулева, но и контратаковать, разнообразно действовать в ответ и работать вторым номером. И все это на скорости, превышающий скорость Поветкина. Который, заметим выглядел физически не лучшим образом.

Поветкин нокаутировал Такама. Как это было

Вообще со стороны показалось, что подготовка Саши прошла неидеальным образом. Дышать открытым ртом он начал еще до экватора, да и вообще его внешний вид в ходе поединка напомнил печальной памяти бой с Марко Хуком. (При этом, как выяснилось уже в ходе поединка, к 12-ти раундам интенсивного размена не был готов и Карлос, причем силы он распределил намного хуже Поветкина). Однако и ментально, мысленно Александр также не был готов на все сто процентов, даже если все и считали (и будут считать, и даже озвучивать) ровно противоположное. Заметно было волнение, даже некоторая нервозность Поветкина перед стартом поединка – хотя бы по тем суетливым движениям, которыми он спускался с помоста-эстакады при предматчевом представлении. Такам шел куда более уверенно.

Ну, а теперь – к вопросам:

1. Какое качество является сильнейшим у Поветкина? Что определяет его как боксера?

Ответ прост и даже как-то подчеркнуто тривиален – воля и характер. Банальность ответа еще и в том, что сам Александр всегда подчеркивал данные аспекты во всех своих лаконичных анализах и обсуждениях прошедших или предстоящих боев как со своим, так и с чужим участием.

Те, кто считали Поветкина трусом, в сущности, были посрамлены боем Саши с Владимиром Кличко. Проиграл Александр уверенно, но не позорно. (А счет? Так кое-кто и в бою Пеналосы с Де Леоном – мой любимый пример – выставил 120-108 мексиканцу, тогда как эксперты дали 116-112… Пеналосе). И вот теперь еще одно доказательство характера Поветкина: бой с Такамом был выигран психологически, на морально-волевых. Саша перетерпел и «переволил» камерунца – в первую очередь, и уже потом – нокаутировал. Кстати, с Чарром было что-то похожее, но не столь драматичное: в классе Мануэль сильно уступает Карлосу.

Этот же поединок оказался настоящим триллером и лучшим по содержанию боем 2014-го года в России – благодаря выступлению камерунца, но в первую очередь – благодаря Сашиному характеру.

2. Готов ли Александр выступать на высшем уровне?

Нет, не готов. Хочется ответить, что «пока не готов», но никто не знает, не является ли это «пока» – «уже».

Огрехов у Саши было более, чем предостаточно, и многие повторяются и повторялись ранее неоднократно. Он по-прежнему не в лучшем своем весе. Уверен – хотя какой из меня эксперт в этом вопросе – что оптимальный вес Александра находится в районе 100 килограмм. Против Такама он весил существенно больше, причем тяжелее он был только в бою с Чагаевым, который также нельзя назвать образцовым.

Он по-прежнему ест джебы. Они проходили у Чарра, они проходили у Такама, они вообще проходят у большинства противников Александра. Работа корпусом при атаке противника передней рукой оставляет желать лучшего.

Саша зачастую застаивается в атаке, что было продемонстрировано даже не столь быстрым боксером как Такам, у которого скорость – неожиданно выросшая с лета – все равно не самое сильное качество. Тем не менее, он регулярно «контрил» Поветкина при атаках последнего. Другая проблема – недостаточность силовой работы правой рукой, но здесь зато стали часто и успешно про апперкоты – вполне себе заслуга Ивана Кирпы, кстати говоря.

Все это, взятое вместе, не дает положительного ответа на вопрос о готовности Александра драться на высшем уровне. Он не стал существенно лучше за тот год, что прошел с поединка против Кличко. Станет ли он лучше в дальнейшем – посмотрим.

3. Сможет ли он вновь стать чемпионом?

Да, сможет. И не только потому, что «чемпионским» титулом владеет Руслан Чагаев, а потому что высший уровень, о котором говорилось в предыдущем пункте, представлен одним только боксером – тем, чье имя нельзя называть.

Александр Поветкин: «Через два-три боя буду готов к реваншу с Кличко»

Все же остальные имеют свои недостатки. Единственный, кто однозначно смотрелся сильнее Поветкина в своем максимуме – Дэвид Хэй – не выходил в ринг уже два с половиной года. Он уже пропускал год вне ринга, но год и 2,5 года – это две большие разницы и не только в Одессе. Что представляет собой Хэй сейчас абсолютно неясно.

Деревенский увалень Фьюри не очень здорово держит, не очень хорошо боксирует и пока простоват. Зато он хорошо продается. Еще лучше (?) продается Дерек Чисора, но он также ограничен в своем мастерстве – и это было показано не только Кличко и Хэем. Кто там еще? Деонтэй Уайлдер еще не убедил специалистов, что он – не огроменный мыльный пузырь наподобие Тайрона Брансона, Дэвида Родригеса или Фарука Салима (добавляйте мешкобойцев из разных весов на свой вкус). Да и держит он – не знаем пока как. Бермейн Стиверн ограничен в боксерском плане, Крис Арреола уже как четыре года едет с ярмарки (с момента боя с Адамеком), Майк Перес и Слава Глазков пока не убедили в своей принадлежности даже среднему классу.

В такой толчее шанс выстрелить имеет каждый, и Поветкин не исключение. Титул WBC пока не перешел к своему потенциальному и истинному владельцу, а, значит, у Александра есть шансы успеть. Да и Король – он тоже не вечен. Владимиру скоро 39, и весь боксерский мир (ну, хотя бы тяжелый вес) украдкой, но посматривает на часики.

4. Что дальше?

Андрей Рябинский обозначил приоритеты, не называя конкретных имен. «Каждый следующий противник будет сильнее предыдущего». Сильнее Такама ребят можно пересчитать по пальцам (см. выше, но и там сильнее не все), а Поветкин, между делом, №3 рейтинга WBC. Выбор пути ясен и объясним.

Чемпион WBC Стиверн уже знает, с кем будет драться дальше – это будет Деонтэй Уайлдер, супернокаутер и обидчик маленьких. Не факт, что кто-то из них достоит даже до 3-го раунда, но в любом случае драться им друг с другом. Претендент №2 – это Брайант Дженнингс, небесталанный, но безударный малый, вышедший из тени только в 2012-м году. Он техничен, но ограничен тактически, что в полной мере было видно в поединке против Майка Переса, которого Такам в ничьей победил более уверенно.

Итак, или победитель боя Стиверн – Уайлдер, или Дженнингс. Возможны и иные варианты, но все они пока кажутся промежуточными, если только это не победитель схватки Фьюри с Чисорой. Вот такой бой – кстати, хорошо подходящий и для WBC – мог бы стать настоящим украшением первой половины нового европейского боксерского года. Мы же пока просто подождем, куда команда Поветкина двинется дальше. Скучно не будет.