7 мин.

За последним рубежом

В эту субботу в двух разных городах Земли состоятся два очень-очень разных боя. В Лос-Анджелесе Бернард Хопкинс выставит на кон свой титул чемпиона мира по версии WBC в поединке с «все еще плохим» Чэдом Доусоном. В это же время в разгаре будет банкет в подмосковном Подольске по случаю другой схватки – той, в которой Алексей Сукачев выставит на кон титул чемпиона BBU, за который подерутся Богдан Процишин и Вусал Алиев. При всей непохожести двух боев и, более того, абсурдности их сопоставления между заокеанским мегафайтом и подмосковным клубным шоу есть немало общего. Не догадываетесь? Подскажу. Страх!

Богдан Процишин – финалист украинской версии небезызвестного reality-шоу «Претендент» («Contender») – один из самых бесстрашных боксеров, которых я видел в ринге за все то время, которое слежу за боксом. Собственно, самого бокса в нем мало. Да что там – его почти и нет. Бокса как искусства – я подчеркну именно этот факт. Зато Процишину, без какого-либо существенного опыта побеждавшему такого небесталанного парня как Давид Табатадзе и засуженному (как говорят) против него же в финале, совершенно неведом страх. А вот Алиев, как мне кажется, немного другой. Небитый, в меру перспективный – насколько перспективным может быть 29-летний мужик со всего лишь 7-ю боями в резюме. Ему ведома опаска, и это нормально. Я не знаю, чего именно опасается Алиев, но в нем чувствуется определенная скованность. Скорее всего, это боязнь проиграть. Хотя, как боксер, он лучше Процишина, и, при прочих равных, пожалуй, должен его побеждать (а вот кто именно победит мы узнаем завтра - бой непременно окажется очень интересным и равным, хотя боксеров и нельзя назвать звездами первой, да и второй, величины).

То, что Алиев чего-то боится – абсолютно нормально. Опасается различных вещей подавляющее число боксеров вне зависимости от их успешности, ранга и титулов. Это настолько обыденная вещь, что иные чуть ли не диссертации (по медицине, психологии, спортивно-физкультурным дисциплинам) защитили по данной тематике. Я даже не буду здесь упоминать горячо любимого многими в России Каса Д’Амато и его верного последователя Тедди Атласа – мы о них и так уже говорили немало. И почти все опасаются именно поражения, причем даже в том случае, когда они уже проигрывали и проигрывали не раз. И это касается не только бокса, но и любого вида спорта, жизни вообще («Эх, как бы не обо…ться», чтобы потом не повторять слова Кости Зырянова уже в совершенной форме). Но в индивидуальном соперничестве боязнь провалиться в разы сильнее.

Перешагнуть через этот страх и морально освободиться может только по-настоящему свободный человек. Либо тот, кому – как, например, Процишину – вообще нечего терять или, может быть, просто «фиолетово», либо тому, кто перерос этот страх. А перерасти боязнь поражения могут далеко не все, даже выдающиеся бойцы (в разных областях жизни). Хопкинс смог.

Я не знаю, когда он смог это сделать – в тюрьме, выходя целым из набитой душевой, после боя с Джонсом, в очередной раз поднимаясь с настила в поединке с Сегундо Меркадо или объединив пояса против Феликса Тринидада. В бою с Джоппи он уже был таким, раскрепощенным – впрочем, фигура оппонента (хотя Джоппи – очень хороший боксер) была не того калибра. С Тейлором, Райтом, Кальзаге и далее – это все тот же Хопкинс. И апофеоз это даже не бой с Павликом, а две дуэли с Паскалем. Бернарду было все равно – Монреаль ли, Америка ли – Хопкинс дважды дрался с гаитянским канадцем у того на родине, дважды выиграл, один раз был засужен. Без разницы. Хопкинс настолько силен, настолько велик, что он уже поставил себя над страхом. Над, а не под.

Он не боится судей, рефери, не боится быть засуженным. Он опасается мнения общественности и, как некоторые утверждают, Дэйну Уайта, но в боксе ему ничего не страшно. Он и Доусона не боится – это как 2х2. Понятное дело – это менее очевидно – что и Чэд не боится Хопкинса. Опасается, что очень хорошо. Опасается быть одураченным, порабощенным, ведь B-Hop – настоящий мастер-поработитель. Он поработил (да-да, сделал своим рабом – шипованного ошейника только не хватало) Паскаля, психологически сломал его и за счет этого победил более талантливого и более сильного противника. Доусон, кстати, Паскалю проигрывал, причем тоже на психологии. Это, конечно, не значит, что он сильно уступит в этом компоненте Хопкинсу. Уступит, конечно, но несильно – человек, положивший на настил ринга Адамека и выживший против него же в концовке, не может быть надломленным априори. Тут, скорее, чтобы он не заснул в ринге – с ним такое бывает.

На перекличке перед боем Мартинеса с Баркером Хопкинс был несколько напряжен – как и Доусон. В ринге будет иначе. Хопкинс, оставаясь внешне напряженным (это называется «собранность»), будет раскрепощен, восприимчив и способен к творчеству. Если Доусон также расслабится – он может это сделать – нас ждет скучный бой и победа Чэда по очкам с достаточно комфортным счетом (будет похоже на его же поединки против Антонио Тарвера). Иного и не может быть, потому что Чэд не слабее (физически) Келли Павлика, быстрее Уинки Райта и достаточно опытен, чтобы не совершать детские ошибки. А вот если Доусон так и не сбросит груз ответственности, испугается поражения… то непременно проиграет. Это не прописная истина: можно бояться и не проигрывать вообще. Говорят, что-то подобное было у Рокки Марчиано, но я его не застал. Но Доусон проиграет, будучи затянут в ловушку, из которой нет выхода – как в «Малхолланд Драйв»: провалится в шкатулку, а проснется в небытии, и останется ему только и смотреть на вечеринку в логове Кощея.

Бернард Хопкинс смог сделать то, на что способны только великие боксеры или даже личности: перешагнуть через страх поражения, перерасти его. Карлос Монцон, Роберто Дюран, Арчи Мур – он теперь в когорте «Бессмертных» с легендами прошлого. Туда попадают не все. Вот, например, Луис при всем его величии не попадет. Как и Тайсон, и Де Ла Хойя, и Тринидад с Мэйвезером и Пакиао. Не потому, что они плохи или не обладают должным уровнем мастерства – просто они еще не сделали этот шаг (или не сделают его уже никогда).

Мы упомянули выше Серхио Мартинеса – он, конечно, тоже опасается проиграть. Как известно, отечественные промоутеры Герман Титов и Кирилл Пчельников предложили Серхио большущие деньги за бой в Москве. Лу ДиБелла – промоутер аргентинского мастера – в очередной раз выдал что-то в стиле «Who the fuck is Dmitry Pirog? Who said what?» и далее в том же духе. В лагере Мартинеса не хотят ехать в Россию меньше, чем за пять миллионов долларов. И это при том, что поединок с Баркером он отхватил всего-то полтора миллиона. Но в России по улицам ходят медведи с балалайками, хлещут их горла настоящую, а не разбавленную водку, закусывают черной икрой, а потом идут к рингу судить боксерские поединки. И, конечно же, засудят чужаков.

ДиБелла и не знает, что в России своих не ценят. Не будет здесь никакого засуживания, но дело не в этом. Все равно боязно, потому что Пирог – не осторожный и медленный (хотя и очень мастеровитый) Дзинзирук, и не непроверенный никем Баркер. Его ведь можно и в нокаут-то не послать, а, как показал бой с Баркером, он может Серхио и понадобиться. Так что не ждите Мартинеса в Москве. Хопкинс приехал бы. Мартинес за нормальные деньги не приедет. Хотя от боя с Пирогом ему все равно не уйти. Даже, если он не встретится с ним в ринге, ему придется драться с ним в своей душе. И, знаете, я не уверен, что Серхио – фаворит в этом противостоянии. В ринге – да, безусловно, а вот в душе…

ЗАМЕТКА НА ПОЛЯХ

Сегодня только одна – по итогам чемпионата мира в Баку. Давайте называть вещи своими именами: выступление отечественной сборной – провал. Не абсолютный (бывало, мы вообще не брали золота), но провал – особенно с учетом все глубже вязнущего в кризисе американского бокса и дестабилизированного кубинского. Выше головы не прыгнул никто (в том числе и Алоян, который просто подтвердил свой статус первого сеянного, причем не без труда), а вот кое-кто – те же Водопьянов, Бетербиев, Чеботарев, Кузьмин, Селимов – при всей спорности поражения последнего – все разочаровали.

Выступление соседей-украинцев – наоборот, полный и абсолютный триумф, с чем я их искренне и поздравляю. Мне показалось, что Тарас Шелестюк не был достоин того, чем его одарили, но остальные – Ломаченко, Хитров, Усик и даже проигравший в очень близком, но честном бою Денис Беринчик (безусловно, самый зрелищный боксер чемпионата) – все они был достойны своих результатов. И хотя мне больше всего понравился бразилец Эвертон Лопес, а Хитров, показав, что он сильнее всех в мире, не доказал пока, что лучше всех у себя на родине, но выступление украинской дружины – самое яркое впечатление от чемпионата. Хотя нет, оголтелые в своем филофобском угаре отдельные «фанаты» украинцев впечатлили еще сильнее. Впрочем, мне еще представится шанс познакомиться с ними у замечательного паба «O’Boxers» на Майдане Незалежности. Думаю, это противостояние будет не менее ярким, чем схватка Лопеса с Беринчиком :-)

Больше интересных материалов на странице «Трибуна. Бокс/ММА»