3 мин.

«То, что моторы в «Формуле-1» больше не ревут – это трагедия». Как попасть в большой спорт с помощью приставки

Победитель Nissan GT Academy, участник «24 часов Ле-Мана» Марк Шульжицкий – о том, почему быстрая машина всегда воодушевляет.

Фото: facebook.com/shootstokill

Возраст: 24 года

Вид спорта: автогонки

Достижения: победитель Nissan GT Academy, участник «24 часов Ле-Мана»

– Я родился в семье, очень неравнодушной к машинам и технике. Мой дедушка владеет музеем автомотостарины, ну а папа меня посадил на картинг, уже когда мне было шесть лет. Я стал заниматься, мне это нравилось, хотелось большего, но я же жил во Владивостоке, а оттуда куда-либо доехать очень тяжело. Даже на то, чтобы на чемпионат России попасть, нужно очень много денег. Так что я стал устраиваться на какие-то другие работы — в порту занимался документами на экспорт рыбы, технику продавал, аксессуары для автомобилей, а параллельно играл на PlayStation в Gran Turismo 5 — там много машин, много трасс, и все очень реалистично.

А в 2012 году в Россию пришел проект Nissan GT Academia, благодаря которому можно, если ты всех победишь в игре, попасть на гонки. И я поехал сначала на национальный финал в Москве, потом на международный в Англию — и победил. Ну а дальше уже была водительская подготовка, фитнес, первая гонка — «24 часа Дубая», участие в двух кузовных чемпионатах. Сейчас я готовлюсь к «24 часам Ле-Мана». Это одна из старейших и самых популярных гонок в автоспорте, туда приезжает больше народу, чем на любой этап «Формулы-1», — 300 тысяч человек, причем большинство из них проводят на трассе целую неделю.

Чуть ли не больше всего в гонках я люблю звук, рев мотора. Когда он громкий и правильный, это прямо захватывает — очень крутое чувство. Такое можно и на обычной дороге почувствовать — когда вы видите какого-нибудь подростка на бешено ревущей машине, создается ощущение, что он едет очень быстро: сам звук дает ощущение скорости. В этом смысле то, что сейчас произошло с моторами «Формулы-1», по-моему, трагедия. Они звучат слишком слабо, вяло, получается какая-то неправда.

Российские машины действительно не очень хорошие, это правда. Но тут, видимо, исторические причины. Первый конвейерный автомобиль, ГАЗ-А, у нас появился в тридцатых, и это была просто копия с «форда». И так дальше под копирку и шло — и не было собственного развития. Сейчас «Лада» пытается создавать что-то, они объединились с Nissan — но, конечно, это вопрос времени. Наш автоспорт тоже развивается — хотя очень тяжело. Если молодой человек, тем более живущий в Москве, хочет на серьезном уровне гоняться, он, скорее всего, сразу поедет в Европу — бюджеты там примерно такие же, а устроено все куда лучше.

По большому счету я гоняюсь только ради удовольствия и эмоций, которые больше нигде не получишь. Вот ты сидишь в быстрой машине, она, конечно, похожа на груду железа, пластика и карбона, но при этом она тебя воодушевляет. И когда получается ее почувствовать, и ты едешь очень быстро, и заезжаешь в поворот на скорости 250 км/ч, и у тебя перегрузка в 3g… Это чувство дорогого стоит.

А что касается страха — страшно бывает всем без исключения, какой бы ты ни был бешеный. И я, к сожалению, видел в том году несколько смертельных аварий. Но я стараюсь на это ставить блок, не думать о плохом. И потом — когда ты в гонке, все происходит очень быстро и о страхе просто забываешь. Ну представьте: тебя будят в четыре утра, и надо ехать свой трехчасовой отрезок, и все контролировать постоянно — и температуру, и давление, и поведение машины — когда тут бояться? К тому же безопасность ведь тоже не стоит на месте. У моей машины раньше не было крыши, а теперь есть — уже хорошо.

Автор: Александр Горбачев

Это интервью – одна из серий проекта «Спорт сегодня» журнала «Афиша», подготовленного при участии Sports.ru. Его остальные герои – в этом блоге и на сайте журнала.